Скрыть
Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»

Одни ради торговли и связанного с ней корыстолюбия, постоянно озираясь с жадностью вокруг, совершают большие путешествия, отправляются в плавание по волнам. Другие делают доставшуюся им власть орудием [своего] стяжатель- ства, обращенного против окружающих. Иные же набивают кошельки, прибегая к недостойным средствам и нечестиво прибавляя прибыль к прибыли. Они выливают на свои головы карающий огонь.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 13-14 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

Апостол намекает, что такое настроение является причиной всякой глупости: они строят планы о росте прибыли, считая, что будут долго жить; говорят, где проведут год, полагая, что это в их власти, и при этом не считают нужным помнить о Суде Всевышнего. Ведь что такое жизнь ваша? Пар, ненадолго являющийся, а потом исчезающий. Апостол не говорит: «что такое жизнь наша?», но: что такое жизнь ваша? Потому что праведники тогда начинают жить по-настоящему, когда достигают конца этой жизни. Враги же Господни, когда будут прославлены и превознесены, рассеиваются, как дым рассеются они (Пс. 36:20). Однако не следует думать, будто слова апостола – это мысли нечестивых, о которых упоминает книга Премудрости: Ибо мы рождены из ничего, и после будем как небывшие. Ибо дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как лёгкий воздух (Прем. 2:2–3). Так рассуждали те, кто верил в существование только этой жизни, повторяя за Эпикуром: «После смерти нет ничего, и сама смерть – ничто». Блаженный Иаков делает такой вывод, чтобы научить их тому, что настоящая жизнь нечестивых коротка, и за ней следует вечная смерть, согласно словам блаженного Иова: проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов. 21:13).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Слышите ныне, глаголющий: днесь или утре пойдем во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение. - Не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека - нужна и благодать свыше, ибо можно бегать, и торговать, и совершать все нужное для жизни, но должно приписывать это не собственным трудам, а только человеколюбию Божию. И Иеремия говорит: знаю, Господи, что не в воле человека путь его (Иер. 10, 23), и Приточник: не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день (Притч. 27, 1).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение

Этими словами порицает божественный Иаков, по святому Митрофану, тех христиан, которые полагаются в своих будущих делах и действиях, только на свой разум и силу воли, презирая Божественный Промысл, Его содействие и помощь говоря: сегодня или завтра отправимся туда-то и будем год торговать там и получать прибыль. Слово это не отнимает самовластия человека, по Феофилакту, нет. Но показывает что всё существующее в делах человека, не в его произволении и власти, но необходима помощь свыше и Благодать Божия, чтобы она содействовала и усовершала его дела. Подобает человеку трудиться, спешить туда и сюда, торговать и совершать своё домостроительство, чтобы иметь потребное для своей жизни, не подобает же думать, что он совершает всё это, только своими трудами, но человеколюбием и промыслом Святого Бога. Говорит пророк Иеремия Богу: «Вем, Господи, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет и исправит шествие свое» (Иер. 10:23). Почти то же, с божественным Иаковом говорит и чудный Амос осуждая тех, которые говорят подобные безумные слова и надеются обогатиться, уповая на свою силу: «Слышите… глаголющии: когда прейдет месяц, и продамы, и (когда прейдут) субботы, и отверзем сокровища наша, еже сотворити меру малу, и увеличити мерило, и сотворити вес неправеден, яко да притяжем убогия сребром и нищаго за сапоги, и от всякаго жита куплю сотворим» (Ам. 8:4-6).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Экумений (†VIв.)

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»

Иаков не уничтожает свободной воли, однако показывает, что не все в ее власти, но она нуждается и в вышней благодати. Ведь можно и подвизаться, и бежать, и торговать, и совершать все, [необходимое] для жизни, но приписывать это не своим трудам, а человеколюбию Бога.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

13Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – 16вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Обличение самонадеянности и тщеславия, забывающего полную зависимость от Бога всяких дел человеческих и самой жизни человеческой. Обличение направлено главным образом против торгующих, и это свидетельствует, что в обществах читателей послания развито было торговое ремесло в значительной степени, но лишено было нравственной чистоты, именно: занимавшиеся им были самонадеянны и легкомысленны. Кажется, торговцы берутся здесь только в виде примера, а в лице их характеризуется вообще легкомыслие людей, забывающих при своих стремлениях к тленным прибыткам, или вообще земным благам, зависимость свою от воли Божией. Смысл увещания и предостережения тот же, что смысл притчи Христовой о богаче, у коего был хороший урожай (Лк.12:16-21; см. прим.).

Послушайте вы, говорящие и проч.: представляются люди, рассуждающие так, как будто бы жизнь их и дела их зависят единственно от них, и нет над ними высшей воли, которая может обратить в один миг в ничто все их предположения и затеи, совершенно без их ведома. Нелепость и неразумность подобного отношения к делам житейским апостол указывает в том, что от человека сокрыто ведение даже ближайшего будущего (что случится завтра; ср.Лк.12:20: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя), при кратковременности вообще человеческой жизни. «Не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию» (Феофилакт).

Не знаете, что случится завтра: то есть будете ли вы еще живы (Притч.27:1), а вы предначертываете для себя разные планы стяжаний, да еще на целые годы (ст. 13).– «Показывает суетность нашей жизни и пристыжает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на привременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс.38:7), то есть суетится над тем, что само в себе не имеет истинного бытия, а является только как бы в призраке» (Феофилакт).

Жизнь наша и вообще-то есть пар, на малое время являющийся и потом исчезающий так же скоро, как скоро появляется (ст. 15). И появление и исчезновение пара зависит не от него самого; точно так же начало и конец кратковременной вообще жизни человеческой. Как начало, так и продолжение и окончание ее – в воле Божией, а потому правильный, разумный и религиозный взгляд человека на предприятия и намерения свои непременно должен покоиться на мысли, что если угодно будет Господу и будем живы, то сделаем то или другое, так как все в воле Божией: и жизнь человека, и исполнение тех или других намерений его; угодно будет Ему допустить, чтобы мы сделали то или другое или чтобы мы даже остались живы, Он допустит, не угодно – не можем сделать и даже можем во всякий миг лишиться жизни.

Противоположный сему взгляд на жизнь, какой выражен в стихе 13-м, происходит от надменности и тщеславия и есть выражение этих пороков, ибо только легкомысленная гордость может породить в человеке нелепую мысль, что он сам – полновластный распорядитель своей жизни и своих действий. Что всякое такое тщеславие, выражающееся в подобных взглядах, есть зло, это само собою понятно, а те, к которым обращена эта речь, испытывают это сами на себе.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло

Не без ассоциации с предыдущим апостол обличает теперь самонадеянность и тщеславие людей, забывающих полную зависимость от Бога всех дел человеческих и самой жизни человеческой и совершенную непрочность, как бы мимолетность последней. В пример этого рода самонадеянных людей берутся торговцы, ремесло которых, очевидно, было распространено среди читателей послания, но вместе с тем лишено было нравственной чистоты: самонадеянность, легкомыслие их и исключительная преданность земным прибыткам и интересам, с забвением о тленности и скоропереходящем характере земной жизни вообще вызвали Апостола на обличения, увещания и предостережения, смысл которых тот же, что смысл притчи Христовой о любостяжательном богаче (Лк 12:16-21). Указывая (ст. 13), сколь неразумно поступают люди, рассуждающие так, как бы жизнь и дела их зависят единственно от них, и как бы нет над ними высшей воли, которая в одно мгновение может в ничто обратить все их предположения и затеи, - Апостол «не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать, и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию» (блаж. Феофил.). В ст. 14 апостол сильно и в духе ветхозаветных писателей (ср. Иов 8:9; Пс СI:12; CXLIII:4) изображает непрочность человеческого существования, предостерегая читателей и всех вообще христиан от осужденного им выше (ст. 13) неразумного суждения торговцев. «Показывает суетность нашей жизни, и пристыжает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на провременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс 38:7), т. е. суетится над тем, что само в себе не имеет истинного бытия, а является только как бы в призраке» (блаж. Феофил.). Истинный, разумный и религиозный взгляд на предприятия, дела и самую жизнь человека всегда, по ст. 15, должен основываться на верующей мысли: «если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое». Вышеприведенные же речи торговцев (ст. 13), прямо противоположные этой смиренной преданности воле Божией, очевидно, грешат самоуверенностью, надменностью и в конце концов вытекают из гордости (ст. 16). «Гордость житейская» (ср. 1Ин. 2:16) только может породить в человеке нелепую и опасную мысль, будто он есть полновластный распорядитель своей жизни и своих действий.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Многие, по легкомыслию и самомнению, берут себе не принадлежащее им право суда над другими. Еще чаще самонадеянные люди преждевременно определяют себя самих на разного рода дела. Между тем, не только дела наши, но и самая жизнь наша не зависит от нас; и она так скоро может быть отнята у нас, как проходит легкий пар, явившийся на мгновение и исчезающий. «Жизнь моя – дуновение», говорит пророк Иов (Иов.7:7). Подобным же образом говорил Премудрый: «жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца» (Прем.2:4). Если уже и сама жизнь так скоропреходяща, то не понятно ли после сего, что все житейское, чем надмеваются люди богатые, есть суета; и не ясно ли как грубо ошибаются и неразумно впадают в самомнение люди, ведающие и сознающие, что это зло, и вообще знающие волю Божию и поступающие вопреки ей.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible