Скрыть
И҆ наведѐ на нѧ̀ гнѣ́въ ꙗ҆́рости своеѧ̀, и҆ ᲂу҆крѣпи́сѧ на нѧ̀ ра́ть, и҆ палѧ́щїи и҆̀хъ ѡ҆́крестъ, и҆ не ᲂу҆вѣ́дѣша кі́йждо и҆́хъ, нижѐ положи́ша на ᲂу҆мѣ̀.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 24-25 Кто даде в поругание Иакова? Так что и юноши, и крепкие - все скрылись. И Израиля пленяющым его, то есть кто предал Израильтян в добычу врагам? И воспламенил их огонь, и не положиша на уме, поэтому как листья опадут и пойдут в плен и постыдное рабство.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-25 Глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть. Кто слеп, если не раб Мой и глух, — если не тот, к кому Я послал вестников Моих? Кто слеп, если не проданный? и кто слеп, если не раб Господа? Видя многое, не будешь ли сохранять, и имея открытые уши, не будешь ли слышать? И Господь восхотел освятить его и возвеличить закон и превознесть. Самый же народ раззорен и опустошен. Силки юношей — все, и в домах тюремных сокрыты; сделались добычею, и нет избавляющего, разграблены, и никто не говорит: отдай назад. Кто из вас будет слушать это, вникнет и выслушает имеющее быть? Кто предал Иакова на раззорение и Израиля опустошающим? Не Сам ли Господь, против которого мы согрешили? И не захотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на него гнев ярости Своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел

Чтобы кто либо не подумал, что слова: глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть, относятся к народу языческому, который прежде был глух и слеп (как стараются доказать иудеи чрез глупое толкование), сама пророческая речь показывает, кого должно разуметь под глухими и слепыми.

Кто, говорит, слеп, если не раб Мой, и глух, если не тот, к кому Я послал вестников Моих, без сомнения указывая на пророков.

Кто слеп, если не проданный грехами своими? Кто слеп, если не тот, кто прежде был рабом Господа? Ему говорится: видя многое и имея весьма многих пророков, чрез которых можешь познавать повеления Божии, неужели ты, Израиль, не будешь сохранять того, что заповедано тебе? Имея открытыя уши, неужели ты не будешь слушать того, что говорится, о чем и выше мы читали: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих (Ис. 6:9). Господь восхотел, говорить он, освятить его и возвеличить закон Свой и поднять и возвысить приниженный народ. Но он не захотел исполнять волю Божию, и потому раззорен и опустошен своими противниками, под которыми мы должны разуметь или демонов или врагов.

Силки юношей — все, и в домах тюремных сокрыты или, как перевели LXX: силки в ложах повсюду и вместе в домах, в которых сокрыли их, обозначая книжников и фарисеев, которые обольщали жалкий народ и повсюду устраивали козни против Господа Спасителя и Его апостолов, — имея ключ знания, но и сами не входя и препятствуя входить другим желающим (Лк. 11). И прекрасно сердца их, в которых обитали лукавые помышления, он назвал тюрьмами. Поэтому они преданы на расхищение и разграбление, и не было никого, кто избавил бы их и стал бы говорить за них. Но вместе с тем пророк увещавает, чтобы, — если не могут слушать все, то по крайней мере немногие познали имеющее быть и уразумели, от кого они претерпели это. И пусть не хотевшие ни слушать, ни исполнять предписаний закона узнают причины своего раззорения. Господь излил на них весь гнев Свой и негодование, полное ярости, чтобы молчавший прежде перестал уже молчать и обличал бы их не словами, а наказаниями и мучениями и поразил их войною весьма лютою, указывая на жестокость римлян. И хотя он со всех сторон был сжигаем и ничего нет в нем целого, однако он не понимает причины своего наказания, — что он потому был наказываем, что не принял Сына Божия.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 Кто даде на разграбление Иакова, и Израиля пленяющым его? не Бог ли, емуже согрешиша и не восхотеша в путех его ходити, ни слушати закона его? И наведе на ня гнев ярости своея, и укрепися на ня рать, и палящии их окрест, и не уведеша кийждо их, ниже положиша на уме

В сих словах называет Иакова и Израиля, кажется, с особенною выразительностью. А какой смысл этой выразительности может быть уразумеваем нами, о сем скажем кратко. Израильтяне некогда работали Египтянам; но были освобождены Богом, при посредстве Моисея, и притом рукою крепкою и мышцею высокою, как написано (Исх. 6:1), ибо лихоимцев Он поразил столь разнообразными и невыносимыми ударами. Когда же они убежали из земли Египетской, – то пешие перешли море, ели хлеб ангельский, пили воду из камня, введены были в землю обетования, завоевали царства, одолели врагов, имели страшное и неодолимое могущество и при сем громкую славу. Оружием был у них Бог всяческих, остановивший течение солнца и луны при Гаваоне, ниспославший град с неба на иноплеменников и возведший свой народ в наследие всякой доброй славы. Сего то славного Израиля, достойного соревнования Иакова, неодолимого для врагов, могущественного и воинственнейшего, обыкшего всегда побеждать, кто, говорит, даде на разграбление и пленяющим?

Как обессилел тот, кто не знал победы над собою? как повергнут был и оказался под ногами противников тот, кто против всех поднимал свой высокий и неуязвимый рог? поелику же нам, существующим после тех, необходимо было узнать причины, почему продан был столь славный и избранный народ, то необходимо присовокупил: не Бог ли, емуже согрешиша, и не восхотеша в путех его ходити, ни слушати закона его? Сей вопрос в спорных предметах заключает в себе ясное решение дела; ибо Бог без сомнения был Тот, Кто даде его и навел на него гнев, соответствующий его преступлениям. Посему-то и укрепися на ня рать. И это было необычно для Израильтян, ибо они всегда побеждали при покровительстве Божием. Но когда они обнаружили наглое пренебрежение к божественным законам Его, то оказались лишенными своих древних преимуществ: впали в бессилие, доведены до трусости, окрест их явились палящии и как бы некоторым огнем истребляющие их величием наносимых бед, или же сожигающие их города, согласно сказанному ясно в другом месте: гради ваши огнем пожжени (Ис. 1:7).

Но не уведеша, говорит, кииждо их, ниже положиша на душе. В сих словах они подвергаются обвинению в бесчувственности. Они были бы совершенны в познании, если бы отвращались наносить оскорбления Богу, и далеки были бы от того, чтобы подвергаться гневу Его, если бы покорно подклонили Ему выю свою. Подлинно те, которые подвергаются той же участи по причине человеческих преткновений, если они не чувствуют наносимых бедствий, далеки таковые от всякой благой надежды. А что Израильтяне были подвержены таковым обвинениям, всякий может видеть у Иеремии, говорящего к Богу всяческих: Господи, очи твои (зрят) на веру, бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания (Иер. 5:3). Припомним, как после взятия Иерусалима и отведения Израиля в плен, пророк Иеремия высказывал оставшимся то, что говорил Бог: не ходить в Египет. Потом женщины бесстыдно, даже нисколько не чувствуя гнева (божественного), говорили ему: не посла тя Господь. А к этому присовокупили и другое вследствие крайнего умоповреждения: когда, говорили они, мы перестали приносить жертвы царице небесной, тогда нашли на нас все сии бедствия (Иер. Гл. 44). Посему истинно сказанное (о них), что не уведеша кийждо их, ниже положиша на уме, когда война одолела их и со всех сторон окружали палящии их.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем

Бог какой Ему угодно народ делает орудием Своей правды, Своего гнева на возлюбленный Ему народ. Вся природа вещественная служит тоже орудием Его праведного прещения. В Его руках гусеница бывает войском самым стройным и организованным для наказания людей.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем

И Он излил на них ярость гнева Своего… После того, как со стороны Бога было сделано все для вразумления Израиля, и он однако остался неисправим в своем духовно-нравственном закоснении, Господь еще раз угрожает ему новыми страшными политическими бедствиями, желая через это вывести его из состояния преступной духовно-нравственной бесчувственности.

Она окружила их пламенем со всех сторон… «В этом пророчестве, очевидно, Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен вавилонянами. Но в этом видении и зарево пожара Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах» (Властов).

Но они не уразумели этого сердцем. Пророк видит, что и это последнее средство также не достигнет своей цели, как не достигли ее и все предшествующие. Но все же и оно имеет свой смысл, так как делает Израиля окончательно безответным перед праведным судом Божиим и единственным виновником своей печальной участи.

См. также Толкование на Ис. 42:18

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 23–25. Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.

Ослеплённые идолопоклонством и глухие к слову откровения через пророков, иудеи не понимали истинной причины своей погибели и полного значения своих бедствий, а именно как казни из-за гнева Божьего; не понимают и теперь. И вот Пророк, ради их вразумления, открывает истинную причину их гибели, дабы, зная ее, они могли понять и основание своего спасения. Пророк говорит, что за преслушание Своего закона Господь «навел на них гнев ярости», т.е. навел войска врагов, и «укрепися на ня рать», войско врагов, при содействии Всемогущего, оказалось сильнейшим и одолело их; оно «палило их окрест» – опустошало их страну пожаром со всех сторон. А они не знали, что пламя этой войны есть действие пламенного, но и праведного гнева Божьего.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible