Источник

Мысли при чтении Книги пророка Исаии

Гл.1, [ст.2]. Сыны родих и возвысих, тии же [рус.: и они] отвергошася Мене. Не с иудеями только это было: бывало, есть и будет со всеми другими народами и отдельными лицами. Все мы – чада Божии, родившиеся по Его всеблагой воле из чрева матернего, которому Он дает способность зачинать, образовывать, возращать и рождать наше тело, и Сам дарует душу разумную. Все мы чада Его, потому что живем в Его доме нерукотворенном, освещаемся Его солнцем, луною и звездами, пользуемся к своему благу Его стихиями – воздухом, водою, огнем и землею; все мы по всему, что в нас есть, что мы имеем и что окружает нас, принадлежим Ему совершенно, всецело: нет у нас и волоса своего – все Его. И такого Благодетеля величайшего, несравненного, неоцененного мы отвергаемся каждый день, каждый час, целую жизнь. О проклятый грех, о средостение несносное, разлучающее чад с Отцем! Когда ты совершенно уничтожишься и дети по праву будут принадлежать вполне Отцу своему, соединившись с Ним умом, волею и сердцем? Наши бедствия: война, глад, мор, болезни, самая смерть – есть дело особенного попечительства Божия о нас, грешных, – это жезл доброго Пастыря, которым Он милосердно наказывает нас и обращает на прямой путь. Война кипит в нашем отечестве11: города наши сожжены огнем, страну нашу пред нами съедают чужие [ст.7]. Что тут мудреного? Этого следовало ожидать, этому надлежало быть: Господь родил и возвысил нас, а мы отверглись Его. То ли еще надлежало бы сделать с нами; может быть, еще осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город [ст.8]. Если бы не было в отечестве нашем людей праведных, то с нами было бы еще хуже. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре [ст.9]. Мы воссылаем к Богу молитвы свои о даровании нам победы и мира – но каковы эти молитвы? Разве дребезжание или звон голоса без участия сердечного приятны Господу, разве преклонение колен без преклонения сердца имеет цену в очах Господа? Разве кадило с благоуханием ладана обоняет Бог, и свещи, возжигаемые в храме, согревают и освещают Того, Кто во свете живет неприступном и животворит всю тварь? К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов... и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу [ст.11].

Гл.2, ст.10 [-16]. Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено... и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли...

Ис. Гл.3, ст.11 и далее. Беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

14 [-23]. Вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф. И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо широкой епанчи – узкое вретище... до конца.

Гл.5, [ст.5–6]. О винограде: отниму у него ограду... разрушу стены его... и оставлю его в запустении... и повелю облакам не проливать на него дождя. Все можешь Ты, Господи, Творче мира; но пожди, потерпи еще нас: может быть, мы принесем плод. Ст.11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22 и до конца. Речь исполнена огня и силы.

Гл.6. Описывается явление Господа Исаии. Затем Господь говорит Исаии: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете... и прочее... чтобы Я исцелил их [ст.9, 10]. И мы часто, весьма часто слыша не слышим, и видя не видим, за то и живем в неправдах своих и в болезнях; Господь не может против нашей воли сделать нас святыми или исцелить болезни наши.

Ст.13 в конце: семя свято стояние его. Мир стоит потому, что в нем есть избранники Божии, люди добродетельные.

Ис. Гл.9, ст.17 – до конца... Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Слова царя Ассирийского. Как гордо!

Гл.10, [ст.] 14. «И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул». Следствие нечестия.

Гл.16, ст.10. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. Господь везде представляется полновластным Владыкою и человека, и природы с ее произведениями, как Творец всего.

Гл.17. Пророчество о Дамаске.

Гл.19. Пророчество о Египте.

Гл.20, ст.3 [-4]. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. О, если бы сказал Господь об нас то же, что об Исаии: такой-то раб Мой. Как бы мы были счастливы! Господь называет верных Своих Своими рабами, а как хорошо быть верным рабом Владыки всего мира!

Гл.21, ст.4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.

Гл.22. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ст.13.

Гл.23, [ст.15–16]. И будет в тот день, забудут Тир12 на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе».

Гл.24. Исполнена силы слава Господня. Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней... Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней (посредством живущих на ней), ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет... [ст.1 – 5]. И так далее... В этой главе виден Творец всяческих и гневный Судия.

25 гл. Также стоит внимания особого...

26 гл., ст.9. От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли [рус.: ибо... суды Твои совершаются на земле]: правде научитеся, живущии на земли.

16 ст. Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его.

20–21 ст. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

27 гл., 11 ст. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его.

28 гл., 15 ст. «Мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». 16 ст. Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится...

17–18. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит...

29 гл., 2 ст. Я стесню Ариил (град), и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил.

4 ст. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя.

5 ст. Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение.

16 ст. Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»? Бог имеет полное право требовать от нас исполнения Своей святой воли.

Гл.30, ст. 15. Так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели.

Гл.31, ст.3. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. 4. Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен13, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, – так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его. 5. Якоже птицы парящыя, сице [рус.: так] защитит Господь Саваоф о Иерусалиме, защитит и избавит, и снабдит и спасет. Какие прекрасные живописные подобия! Чтобы видеть всю красоту речи, подобий не надо здесь выдерживать вполне, искать их во всей речи, а только – частию, искать их в одних подлежащих: лев... птицы парящие. Представь льва, напавшего на добычу и ревущего, – царя животных четвероногих... Представь птиц парящих... и [потом] представь Господа, нисходящего воевать на гору Сионскую... защищающего Иерусалим с горних высот (как птицы парят вверх) кровом всемогущих крил Своих...

Гл.32, 2 [-4] ст. Будет... как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей [церк.-слав.: явится в Сионе яко река текущая славная в земли жаждущей]. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. Все это случилось по пришествии Христа на землю. Река в земле жаждущей – река воды живой в мире нравственном явилась; уши жадно слушали глаголы живота вечнаго от Бога; безгласные прежде апостолы благовестили миру.

Гл.33, ст.10–13. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник [слав.: аки терние на ниве разметано], будут сожжены в огне. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Кто, Господи, может из смертных снести гневное явление Твое! Ты Владыка всего, Ты всемогущ, а мы – твари Твои; Тебе стоит только отнять дух наш – и мы исчезнем и в персть свою возвратимся. Представьте на поле терние, разметанное во все стороны и сожженное огнем. На место терния поставьте людей, а на место поля – известную страну или известное государство. Так праведный и всемогущий Господь наказывает нечестивых народов: Он разметывает и сожигает их, как негодную траву.

Гл.34. Пророк изрекает гнев Божий на все языческие народы и на Сион. Суд Божий ужасен: он обрекает все на сожжение, пустоту и дикое безмолвие.

35 гл., 10 ст. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

36 гл., 18–20 ст. Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей? Безумный язычник думал, что Бог Израильский – такой же бог, как и у языческих народов. Для человека, верующего во единого истинного, Живого и всемогущего Бога, слова Сеннахирима, царя Ассирийского, передаваемые иудеям Рапсаком, его посланным, кажутся безумными и смешными. Да не обольщает вас, говорит, Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Каждая страна имеет, говорит, своего бога: я победил эти страны: боги не могли защитить ни одной из них. Вот я разрушил Емафу и Арфафу, город Сепфаруим и Самарию, – где же боги их, зачем они не пришли на помощь? Если они все были бессильны избавить от руки моей свои страны и города, то кто Бог ваш, чтобы Ему избавить Иерусалим от рук моих? Язычник по-язычески и рассуждает. Какое мрачное, ограниченное понятие о Боге! Как слепы были язычники! Присносущная сила и божество великого Живого Бога через рассматривание творений видимы [Рим. 1:20], а язычники не замечали этих свойств единого всемогущего Бога. Своею верою он измеряет и веру других, думает, что у людей все боги таковы, как у означенных народов. Цари – местоблюстители Бога Небесного.

Гл.37, [ст.10–12, 16–20]. Фарака, Ефиопский царь, укоряет Езекию почти теми же словами: пусть не обманывает, говорит, тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь? Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их?.. Езекия в скорби молится во храме пред Господом: Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго. Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один [ст.21–29]. Бог посылает к Езекии пророка Своего Исаию и говорит чрез него: Я слышал, о чем ты молился – против Сеннахирима, царя Ассирийского... Ты говоришь, между прочим, что цари Ассирийские опустошили всю землю, и скорбишь об этом. Но не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю и дерзость твою против Меня. Не войдет, говорит, царь Сеннахирим в город и не пустит на него стрелы, не положит на него щита и не сделает острога кругом. Но тем же путем, которым пришел, возвратится назад и в этот город не войдет. Вот что говорит Господь: Я защищу этот город, Я спасу его ради Себя и ради Давида, раба Моего. Вслед за этим Ангел Господень избил в ассирийском полку 185 тысяч человек. Сеннахирим ушел в Ниневию; вскоре он убит детьми. В словах Господа виден премудрый всемогущий Правитель и праведный Судия мира, народов и царей.

Гл.38, [ст.5–9]. Езекия заболевает; Бог чрез пророка возвещает ему смерть. Езекия молится о продолжении своей жизни с плачем великим. Господь внял его молитве и сказал Исаии: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет... Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. И теперь Бог слышит наши молитвы, воздыхания и слезы, если мы обращаемся к Нему и молимся Ему искренно. И вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет. В этих словах виден Начальник нашей жизни. Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым... В этих словах видим Творца всего мира, делающего с ним, что Ему благоугодно. Если Он захочет поворотить солнце в другую сторону или совсем его потушить, Он делает это одним мановением Своей воли. Власть Его сильна: И звезды ею сокрушатся, И солнцы ею потушатся, И все миры во прах она вселит.

14 ст. Уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня [церк.-слав.: изчезосте бо очи мои, еже взирати на высоту небесную ко Господу, Иже избави мя и отъя болезнь души моея: и Той сотвори путеводство во вся лета моя]. Очи умирающего тусклы; ничто уже не веселит зрения его; блистающая высота неба не пленяет его; и к Господу с большим трудом возводит больной очи свои. Бог – мой Путеводитель от чрева матери моей до ныне и потом – до смерти моей. После смерти я явлюсь к Нему, Судии праведному.

Гл.39. Езекия показывает Меродаху Валадану, царю Вавилонскому, сокровища дворцов своих, и за это Исаия пророк объявляет гнев Божий царю Езекии.

Гл.40, [ст.6–8]. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. Нечестие скоротечно, а благочестие – вечно.

11 [-12] ст. Как пастырь (Господь) будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки... Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. 15. Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. 16 [-17]. И Ливана недостаточно (Ему) для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто... 21 [-23]. Разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. 26. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их (звезды и солнцы) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Как живописует святой пророк величие Божие бесприкладное! Достойный певец славы Божией!

Исаия, гл.41, [ст.8–14]. Россияне! Если вы будете благочестивы, Бог то же скажет вам, что и израильтянам: А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама (Михаила Феодоровича Романова), друга Моего, – ты, которого Я взял от концов земли... и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

Гл.42, 24–25 ст. Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем (что это навел на них Господь за грехи их). Бог какой Ему угодно народ делает орудием Своей правды, Своего гнева на возлюбленный Ему народ. Вся природа вещественная служит тоже орудием Его праведного прещения. В Его руках гусеница бывает войском самым стройным и организованным для наказания людей.

Гл.43, [ст.1–6]. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой... Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли». Какая близость, какое свойство Бога с человеками! Творец говорит глиняному сосуду, созданному из земли и оживотворенному разумною душою: не бойся... назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Он обещает соприсутствовать ему Своим всемогуществом и в этом соприсутствии – полную безопасность от воды и огня, которые, возникши из ничтожества, на время могут как бы не иметь своих свойств: будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой... Спаситель твой. Тебя, говорит, за грехи твои Я отдал в плен. Но теперь, когда ты обратился ко Мне, Я сейчас поправлю дело: Моя земля и Мои все люди. Не бойся, говорит, потому что Я теперь с тобою: от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли»! Господи! И к нам Ты так же теперь благоволишь, как некогда к сынам Израиля. Будь же с нами всегда! Когда мы согрешим – накажи нас, но не оставляй нас Своим промыслом и благостию.

24 [-28]. Ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. Бог есть Отец Всесвятой: из одной любви к Нему бойся оскорбить Его своими грехами.

Гл.44, 5 и 6. Один скажет: «я Господень»... а иной напишет рукою своею: «я Господень»... Теперь все христиане – Божии, и все говорят: я – христианин, я – Христов, я – Божий. Но много ли, к несчастью, правды в этих словах? Господь сказал о Своих последователях: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [Ин. 13:35]. Имеешь ли ты, христианин, эту любовь к ближним? Если нет, ты не по праву говоришь себе, что ты – Божий. Далее Господь сказал: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня [Мф. 10:37]. Ты что на это скажешь? Больше ли ты любишь Господа, чем отца и мать? Если нет, ты не по праву говоришь, что ты – Божий, что ты – христианин. Если же ты имеешь к кому-нибудь не совсем чистую привязанность, то и тем более ты недостоин имени христианина: грех далеко отринул тебя от Всесвятаго Господа. Кто Христов, тот сраспинается и спогребается Христу, тот умерщвляет свои страсти.

Ст.14 [-15]. Он (кумироделатель) рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Ст.18 [-19]. Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Как слепы язычники! Вот они посекают в дубраве дерево: как не заметить, что дерево так дерево и есть – мертво, бездушно, не может переменить места своего и, кроме того, от действия рук человеческих и металла валится на землю, как глыба земли. Но они не замечают этого: посекают в дубраве дерево, которое насадил не ихний же какой-нибудь бог, а Бог Живой, Единый, вырастил дождь Творца земли, а не языческого бога, с тем, чтобы люди могли жечь что-нибудь, согреваться и печь себе на нем пищу, – и, взяв часть его и положив на огонь, согрелись, на угольях его испекли хлебы, а из остального сделали богов и покланяются им. Ну где тут ум? Как бы не сообразить, что никак не может быть богом дерево, которое сам же человек срубил и ясно видел, что оно – мертвая вещь, которую сам же расколол, сжег и видел от нее одно уголье и пепел? Нет, он не может сообразить: из остатков сожженного дерева он устрояет идолов и кланяется им. Боже живый и дивный! Как Ты премудр! Чтобы люди могли согреваться в ненастье и готовить себе удобно и приятно снедомую пищу, Ты дал им стихийный огонь. Но как он не может существовать и поддерживаться, если нет у него пищи, то Ты создал для него бесчисленное множество пищи, соразмерно с потребностями человека и приспособительно к алчности и свирепости огненной стихии: как толстыми волосами какими Ты покрыл большую часть земной коры лесом. Но не как только пищу для огня создал ты различные деревья, например, кедры ливанские и другие (красоту и славу горных растений), а и как материал для постройки жилищ человеческих, их судов водоходных и даже святых Твоих храмов. По множеству сынов человеческих и по множеству их потребностей Ты умножил деревья в лесах непроходимых. Слава Тебе, премудрый Боже!

21 [-23]. Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако [церк.-слав.: Се бо, отъях яко облак беззакония твоя]; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. Помни всегда, человек, что ты родился рабом Божиим и, как раб, естественно должен служить своему Господину верою и правдою. Никогда не забывай своего Господа. Но ты уклоняешься от Него своими беззакониями и забываешь Его: ты работаешь греху, не вспоминая о том, что ты всю жизнь должен служить Господу. Но вот Я, говорит Бог, отнял от тебя преграду, отделяющую тебя от Меня: Я отнял, как облак, закрывающий тебя, твою душу, от очей Моих, беззакония твоя и, как туман, покрывающий душу твою, – грехи твоя: обратись же ко Мне, и Я избавлю тебя от всех твоих несчастий... В каком святом восторге призывает пророк радоваться с сынами Израиля всю природу: Торжествуйте, говорит, небеса, яко помилова Бог Израиля: восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем!

24 ст. Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю. Какая возвышенность в словах Иеговы, какая полнота истины! Какое языческое божество могло говорить когда что-нибудь подобное устами обманщиков! Когда диавол от лица Бога истинного мог провозгласить что-нибудь в этом смысле? Только истинному Богу свойственно так говорить. Вся полнота тварей есть, так сказать, преизбыток бытия Его. Все – дело Его премудрого ума, осуществление Его идей: и небо, и земля со всем, что в них и на них есть. Потому-то только Он в полноте сознания истины может говорить: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю.

Гл.45, 12 ст. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. Помните, смертные, откуда вы, Кто Виновник вашего бытия и откуда имеет свое начало твердая земля под ногами вашими со всеми на ней водами, и видимое небо со столь многочисленными звездами, по непреложным законам вращающимися целые тысячелетия. Слышите, что говорит Творец: Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. 18 ст. Господь... образовал ее для жительства (землю). 22 ст. и далее. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. Вдали от Бога, Источника жизни, – смерть. Люди обращаются к ложным богам и думают от них получить себе помощь и спасение, но так как они – не боги, а мертвые истуканы, то и ничего не могут сделать людям: Один Бог спасающий, и несть иного. Этот Бог может говорить только правду, ложь противна для Него; что Он скажет, то будет непременно; никакое слово Его не возвращается к Нему тощим. Смотри, как Он, Всеправедный, уверяет тварь в Своей правде: Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное. Что же говорит эта правда Божия? То, что Богу всяко колено поклонится и всякий народ исповедает Его Богом, говоря: правда и слава к Нему придут, как к Своему Источнику, и все, отлучающиеся от Него, будут посрамлены.

Гл.46, ст.3 и 4. Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас. Каждого из нас Господь носит, так сказать, на руках Своих от чрева матернего и наставляет нас до глубокой старости. Что же мы? – Бесчувственные, неблагодарные, мы не хотим и знать, что Господь есть нежнейший Отец наш, Который терпит наши неправды по Своей благости и долготерпению.

6 и 7 ст. Нанимают серебренника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним. Какую же пользу получают от этого язычники? – Никакой. Кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Что вы делаете, безумные? [Ст.9–10] Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось.

Гл.48, [ст.] 8. Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником. Бог знает прежде рождения нашего, каковы будем мы: послушны ли Ему, нашему Владыке, или своенравны и самочинны.

[Ст.] 12 и 13. Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Велик Господь Бог наш. Рука Его основала землю и распростерла шатер небесный с светилами, на нем находящимися. От единого слова Его они придут и станут пред Ним, как перед Творцом; все твари, на них обитающие, собравшись вместе, будут слушать суд Его на нечестивых.

18 [-19]. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки. 21. И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды. Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

49 гл., [14–16] ст. А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. Такова любовь Господа к Своим разумным тварям: она крепче любви матери к своим детям. И не мудрено: любовь родителей к детям есть только образ любви Божией к Своим тварям. Кто смеет после этого сказать: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Не оставит, не забудет никогда, никогда!

50 гл., [ст.] 2. Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Страшен Творец во гневе Своем.

51 гл., 15 ст. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю... Бедствующие от волнения морского! Знайте, к Кому надобно обращаться в вашем несчастии. Если море ревет и пенится, знайте, что Бог возмутил и взволновал его; прибегните под сень14 руки Его, которой Он поставил небо и основал землю.

54 гл., 7–8 ст. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Господь милосерд: если Он допустил пострадать созданию Своему за его грехи, то Он милостию великою помилует его; в жару гнева... на время отвративши от него лице Свое, Он вечною милостью помилует его.

16 ст. Се, Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углие и износя сосуд на дело: Аз же создах тя не на пагубу, еже истлити [рус.: чтобы истребить]. Господь ценит дорого создание Свое, дело рук Своих, не так, как кузнец, который делает сосуд и часто разбивает его или расплавляет его на огне. Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углие... Аз создах тя не на пагубу, еже истлити.

55 гл. Исполнена силы. Язык живой, радостный, возвышенный. Пророчествуется о временах Мессии. 6, 7 и далее ст. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои [церк.-слав.: советы своя], и да обратится к Господу, и Он помилует его... Почему люди должны оставить пути свои и советы свои тогда, когда приближится к ним Господь? Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли... Как дождь и снег нисходит с неба... так и слово Мое. Действенность слова Божия.

Гл.56, ст.3 и далее. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. И сыновей иноплеменников... Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы... ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Сам сказал, что грядущего к Нему Он не ижденет вон, кто бы он ни был. Владыка милостив: всех принимает, потому что все Его создания.

57 гл., 16 ст. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. Что Мне гневаться на вас постоянно? Не в Моих ли руках все вы? Не от Меня ли жизнь ваша? Я презираю грехи ваши и неправды ваши и ради Себя, ради имени Моего милую вас. Не до конца [буду] гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.

20 [-21] ст. А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. Радость происходит от чувства своего благосостояния. Какое же чувство благосостояния у нечестивых? В их душе шум буйных страстей, нравственный беспорядок, расстройство. Они не могут радоваться.

58 гл., [ст.10–11]. Отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу...

Гл.60, ст. 15. Вместо того, что ты [Иерусалим] был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Господь наказывает недолго, хотя часто сильно, – но зато после дает радость вечную. Какое милосердие!

61 гл., [ст.1]. Дух Господа Бога на Мне... [Ст.10]. Возвеселится душа моя о Боге моем...

62 гл., 6 ст. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте. Мы – эти стражи на стенах города, поставленные Самим Богом охранять молитвою живущих в нем. Мы молимся день и ночь и до конца, до славного второго пришествия, не премолчим поминать Господа. Имейте же нас, наши пасомые, преимущественно с любовью [1Фес. 5:13] за дело наше: мы – ваши хранители.

63 гл., 16 ст. Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.

Гл.64, [ст.] 8. Господи, Ты – Отец наш; мы – глина [церк.-слав.: брение], а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей. Не гневайся... Как хорошо было бы людям, если бы они почаще сознавали, что они – брение, дело рук Божиих!

Гл.66, [ст.1–2]. Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?.. Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Кротость и смирение драгоценнее всего в очах Божиих.

* * *

11

Имеется в виду Крымская война (1853 – 1856 гг.).

12

Тир – один из древнейших городов Финикии, возникший в начале третьего тысячелетия до н.э. В начале первого тысячелетия до н.э. играл главенствующую роль в Финикии. Пророчество Исаии о его разрушении сбылось в 332 году до н.э., когда он был взят Александром Македонским. Позже был восстановлен и в первые века христианства был одним из значительных городов.

13

Скимен (церк.-слав.) – молодой лев, львенок.

14

Сень (церк.-слав.) – здесь «покров».


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle