Источник

Мысли при чтении Псалтири

Псалом 1. Описывается благоуспешность во всем и блаженство людей благочестивых и бедствие нечестивых. Благочестивый человек как древо плодовитое при потоке вод, а нечестивые – как прах, возметаемый ветром с земли.

Псал. 2. Пророчество о Мессии.

Пс. 4, [ст.7–8]. Яви нам [церк.-слав.: знаменася на нас] свет лица Твоего, Господи. Ты исполнил сердце мое веселием. Свет лица Божия знаменается на истинно благочестивых людях во время благочестивых занятий их веселием в сердце их. Чудное бывает это веселие. В мире не бывает такого веселия; оно бывает успокоительно, отрадно, восторженно.

Пс. 11, ст.9. По высоте Твоей умножил еси сыны человеческия. Что ты дивишься, богоотец, множеству людей? Подивись множеству Ангелов: их в девяносто девять раз больше, чем сколько пережило и переживет еще людей от начала мира до конца его. И то правда, что людей очень много на земле даже в одно известное время: где нет их? Везде, на всем земном шаре; их бывает до миллиона и даже больше в одном городе. (Поистине, по высоте неба от земли умножил Ты, Господи, людей: сколь высоко небо, столь много людей. По высоте же небесной от земли Ты, Господи, утвердил и милость Твою на боящихся Тебя.)

Пс. 12. Доколе, Господи... читать чаще.

Псал. 15, ст.11. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. Благодарю Тебя, Творче и Избавителю мой, что Ты указал мне пути жизни, именно – путь любви к Тебе, созерцания Твоих совершенств, путь любви моей к ближнему. Когда я с Тобою, Господи, служу Тебе чистосердечно, тогда весело мне, твари ничтожной, с всесовершенным Творцом своим, тогда радуются все кости мои. Полнота радостей пред лицем Твоим. И это неудивительно, потому что сладость в деснице Твоей (красота) вовек – бесконечная, несказанная сладость...

Псал. 16, ст.2. От Твоего лица суд мне да изыдет [церк.-слав.: От лица Твоего судба моя изыдет]. Да, Господи: Ты Царь мой по праву творения и искупления, а я – раб Твой; у меня все – Твое: и душа, и тело, и здоровье, и способности, и все, что у меня есть. Вся судьба моя – и временная, и вечная – зависит от Тебя, как судьба полного раба от его господина. Даруй мне памятовать это всегда и благоугождать Тебе, моему Владыке, чтобы утешаться мне ожиданием от Тебя хорошей судьбы. 5 ст. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. Если Ты Сам не поможешь мне ходить твердою ногою в путях Твоих – в путях правды, любви и чистоты, я всегда буду хромать на обе стороны, я буду нетверд на пути благочестия. Утверди же Ты шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

Пс. 17, ст.5. Потоцы беззакония смятоша мя. Останови их, Господь мой и Бог мой! 24 ст. И буду непорочен с Ним и сохранюся от беззакония моего. Будь со мною – и я буду непорочен и сохранюсь от беззакония. Если не будешь – я пал.

Пс. 18, ст.13 [-15]. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных [церк.-слав.: от чуждих] удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою... Мы грешим постоянно, и часто тяжко. От множества грехов своих мы даже не считаем их, не постигаем их тяжести. За нами есть множество всяких грехов: и явных и тайных, и чужих и своих. Тайные грехи и чужие грехи – тоже опасные грехи: тайные – потому, что мы не примечаем их и не исправляемся в них; чужие – потому, что они погубляют не только нас, но и ближних наших. Пощади же и меня, Господи, от чужих грехов, не взыщи их на мне, да и от тайных моих согрешений очисти меня. И они отнимают у меня Тебя, всеблагого и праведного Отца моего, удаляют от Тебя, подвигают на меня праведный гнев, так что Ты не внемлешь с благоволением моим словам, моей молитве, да и я не имею в сердце дерзновения пред Тобою. ...Чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

Пс. 19, [ст.4]. Помянет (Бог) всяку жертву твою... Не ослабевай же в добром деле. Бог вспомнит каждую жертву твою и воздаст тебе за все.

Пс. 20. О царе.

Пс. 21, 10 [-12] ст. Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Я весь Твой: Ты извлек меня из чрева матери моей. Ты – Творец мой и Бог мой. Я не знаю другого прибежища, кроме Тебя, на Тебя одного я надеюсь. Не оставляй меня – дела рук Своих: ибо скорбь близка, а помощника нет. 15 ст. Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Это часто случается со мною. 16. Сила моя иссохла, как черепок. Как глина, когда она влажна, бывает гладка, ровна и пухла, а когда высохнет – делается шероховатою и опадает, так и тело человеческое, когда ублажается питьями и яствами, бывает гладко и пухло, а когда удручается постом, то делается морщинистым, сухим, малосильным: иссохла, как черепок крепость тела моего. 29 ст. Господне есть царство, и Он – Владыка над народами. Един Бог в собственном смысле есть Царь: цари земные – только слабое подобие Царя Небесного. Как единый Царь всего мира, Он Один обладает всеми народами, тогда как цари земные, поколику их много, обладают только известными народами: Господне есть царство, и Он – Владыка над народами.

Пс. 22, [ст.1–3, 6]. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего... благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни. Да, от полноты сердечной благодарности и радости я говорил сам себе: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях... Подкрепляет душу мою... Как мне хорошо при мысли, что Господь, всемогущий и всеблагий, Сам пасет меня на злачных пажитях, что Он наставляет меня на стези правды, меня, великого грешника, ради имени Своего. Я чувствую, что слова псалма Давидова как будто для меня и составлены: так они близки были моему сердцу, так шли к моему состоянию. О, Пастырю мой Предобрый, Сладчайший Иисусе! Паси Ты меня Сам на злачных пажитях; посли сладость Твою, мир Твой в сердце мое, как сочную траву овце, чтобы чрез лишение ее я не обратился к горькому зелью страстей и пороков и не убил им души своей. Дай мне веселие в сердце моем и мног мир, свойственный любящим Тя [Пс. 118:165]. Дай мне чаще быть в храме Твоем и преклоняться у подножия Твоего престола с молитвою о прощении грехов, о даровании мне благодати Твоей.

Пс. 23, [ст.1]. Господня земля, и исполнение (полнота) ея, вселенная и вси живущии на ней. Как единый Богозданный дом, земля вся принадлежит Господу со всем, что находится в этом доме. Какой чудный этот дом! Вместо различной мертвой мебели, какая видна в домах человеческих, рукотворенных, в нем все оживотворено и движется: люди, животные, рыбы в водах, птицы в воздухе, насекомые постоянно снуют; все, как бы слившись в один веселый хор, весело празднует торжество своего бытия и воспевает благость и премудрость Создателя. Вместо лампад и подсвечников, которых бывает очень много для освещения рукотворенного дома, в этом нерукотворенном доме, который по громадности и обширности своей не может быть измерен, сияет только одна лампада днем, и такая светлая, что всякая лампада человеческая с своим светом совершенно исчезает пред нею как ничто. Правда, ночью сияет множество светильников на небе: один большой – луна, а другие маленькие, но они не для того прямо и созданы, чтобы светить земле, а чтобы показать земнородным, что в пространствах небесных есть множество каких-то светлых тел, и очень больших, которые не меньше земли [поведают] разумным тварям славу Божию. Дальше как бы разные игрушки какие в этом Богозданном доме – деревья, деревца, травы, цветы, камушки драгоценные и простые. Вместо ковра – зелень лугов. Так все дивно, прекрасно и удобно в доме Божием!

Пс. 24, [ст.11]. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно. Я – величайший грешник и сам по себе недостоин помилования – только милость Твоя может подать оставление грехов моих. Не ради моего достоинства, не ради моей молитвы и слез остави мне грехи мои, но ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно. 12. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Боящимся Бога Господь помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразумели и усвоили себе законы Господни. Следствием богобоязненности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека богобоязненного бывает очень хорошо, благо: душа его во благих водворится. Так как человек богобоязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и споспешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножает от него потомство на земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: и семя его наследует землю. 18. Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Прости грехи моему ничтожеству, Бесконечно Благий, за мое ничтожество!

Пс. 26, [ст.6]. Я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Я пользуюсь счастием Давида, но по грехам своим, как тьма облежащим мою душу, не чувствую величия этого счастия. Господи! Просвети и спаси мя. Ст.9 и 10. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. За грехи мои я достоин того, чтобы благость Твоя отвратилась от меня, – но, благостью Твоею умоляемый, Господи и Творче мой, призри на раба Твоего. Если Ты отвратишь от меня лице Свое, я буду несчастнейшим человеком.

Пс. 29, [ст.8]. Ты сокрыл лице Твое, и я смутился. Да, это смущение чувствуют все, оставляемые Господом. Оно очень неприятно. 10 ст. «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? [церк.-слав.: во истление], будет ли прах [церк.-слав.: персть] славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?..» Но если ты не возвещаешь истины Божией своею жизнию, своими делами, не только устами, – чем ты отличаешься от бездушной персти? Что за польза от твоей жизни? Лучше снизойди в истление. Ты – бесполезный груз. 11 и 12. «Услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником». И Ты обратил сетование мое [церк.-слав.: плач мой] в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием. Но я должен еще взывать: услыши, Господи, и помилуй мя. Обрати плач мой, скорбь мою в радость мне и препояши меня веселием.

Пс. 30, [ст.] 16. В Твоей руке дни мои [церк.-слав.: В руку Твоею жребии мои]. Не мои только, но и всего мира. 23 ст. В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. Если согрешишь, не отчаивайся, не говори: отвержен есмь навсегда от очей Твоих, но помолись Господу от всей души о прощении тебе грехов твоих, объяви Ему в слезной молитве о своем беззаконии с сердечным сокрушением об нем – и Господь милосердый обратит к тебе опять светлое лице Свое, услышит глас молитвы твоея и помилует тебя.

Пс. 31, [ст.5]. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего [церк.-слав.: оставил еси нечестие сердца моего]. Когда согрешишь, человек, не оставляй без внимания греха своего, но тотчас же старайся вырвать его из души своей с корнем; исповедай беззаконие свое Господу – и Он оставит нечестие сердца твоего. Поплачь в молитве, погорюй – и грех в слезах выйдет из души твоей.

Пс. 32, [ст.5]. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. Господь милосердый любит милосердие в разумных тварях Своих. По Его благости и милости существует небо и земля и все, что на них, и милости Господней полна вся земля. Как же нам, разумным созданиям, не любить милости, или милостыни. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [Лк. 6:36]. 8 ст. Да боится Господа вся земля; да трепещут [церк.-слав.: подвижутся] пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. Господу с трепетом предстоят Силы небесные, духовные Светы, высокие Умы; да трепещет же и земля пред Ним, ничтожная пылинка в создании Божием; да подвижутся от Него все, живущие по вселенной, как брение7 и пепел. Ничтожны, неизъяснимо ничтожны пред Ним и земля, и твари, на ней живущие: от одного слова Его они и получили свое бытие и держатся в своем бытии: ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. 18 [-19]. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их. Боящимся Господа всегда хорошо: они знают Его и Он знает их: познал Господь Своих [2Тим. 2:19]; знает Господь, как избавлять благочестивых от смерти [2Пет. 2:9]. Не оставит Он погибнуть их. 21 ст. О Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали. Господь есть единственная по Своей чистоте, возвышенности, силе и успокоительности для сердца радость наша.

Пс. 33, [ст.19]. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Итак, старайся же иметь сердце сокрушенное и смиренное, и Господь милосердый всегда будет близ тебя.

Пс. 34, [ст.] 13–14. Аз же, внегда они стужаху ми8, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро9 мое возвратится. Научись у богоотца переносить обиды: смиряйся и молись, когда будут обижать тебя, считай обиды себе других возмездием праведным за твои грехи.

Пс. 36, [ст.] 4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. 7. Покорись Господу и надейся на Него. 10–11. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. 16. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых. Знаешь, как наслаждаться Господом? Размышляй об Нем, об Его совершенствах беспредельных – и ты получишь для себя величайшее наслаждение, ни с чем не сравнимое. Наслаждайся Им, любя Его, и Он исполнит желания, сердца твоего; Он будет слушать тебя как друга и ни в чем не откажет тебе. Нечестивцы быстро преходят и забываются. Праведники, напротив, оставляют после себя вечную память в своих делах и в своем потомстве. Они наслаждаются миром Божиим в своей душе. Праведник и немногим доволен, притом больше, чем богатый грешник множеством богатства своего. 21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает. 25–26. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. 28–29. Не оставляет Господь святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Пс. 38, [ст.] 6. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Что такое вся жизнь моя? Это самая ничтожная мера времени или, если говорить пространственным выражением, каждый день жизни моей есть короткая пядень10. И я думаю, что мне долго жить на свете, не помышляю о нескончаемой, недвижимой, неизмеримой вечности? Ст.5. Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих... дабы я знал, какой век мой. Дни мои как краткие пяди, а состав мой телесный пред Тобою – как ничто. Чем больше самого малого насекомого состав мой в очах Твоих, Боже мой? Как тысяча лет пред очами Твоими – то же, что день един, так и самые большие тела в мире вещественном пред Тобою – то же, что самые ничтожные. Малейшее насекомое для Тебя то же, что солнце. Итак, я – сущее ничтожество и по отношению ко времени своего существования, и по отношению к вещественному составу своему. Не покинь меня, ничтожного, Боже мой! 8. И состав мой от Тебе есть. Все у меня Божие: ничего нет своего, кроме греха, и тело мое Господь создал. Ст.11. Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей [церк.-слав.: Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох]. Да, если Господь посетит в правде Своей нашу немощь, тогда мы, точно, исчезаем от крепости руки Его: малодушествуем, трепещем, вопием. Но посещение Божие неизбежно в жизни: иначе мы забылись бы. 13 и 14. Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои. Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня. Господи! Даруй мне молиться Тебе с такою же детскою простотою и искренностию, как верный раб Твой, царь и пророк Давид; дай мне и мыслить так же, как он. Он говорил: странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои; дай и мне с полным убеждением говорить то же и поступать сообразно словам моим. Не допусти мне много страдать на земле пришельствия моего; когда нужно, накажи меня отечески, но и ослаби потом, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет уже меня на земле Твоей.

Пс. 39, [ст.3–4]. Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. О, когда же Ты меня, Господи, возведешь из страшного рва страстей, исправишь стопы моя и вложишь в уста мои песнь Тебе, песнь славословия и благодарности! Стопы мои шатки: утверди их всесильною благодатию Твоею, направь их на путь правый. 11. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим. А пастыри словесного стада Христова скрывают правду Божию в сердце своем, милость и истину Его пред собранием великим, если не проповедуют Слова Божия во всякое время. 12. Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно.

* * *

7

Брение (церк.-слав.) – персть земная, грязь, глина.

8

Стужаху ми (церк.-слав.) – притесняли, огорчали, обижали меня.

9

В недро мое (церк.-слав.) – назад в мою грудь, в глубину моего естества.

10

Пядень, пядь – мера длины, составляющая расстояние между раздвинутыми указательным и большим пальцами руки.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle