Скрыть
не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова*. //*По переводу 70-ти: на имя Его будут уповать народы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова

Хотя царь, первосвященники и весь народ ищут убить Христа, но Он не умрет, дондеже положит на земли суд, и на закон Его будут уповать острова, то есть не у гасится и не померкнет, пока народы не примут Нового Благовестия Его.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

возсияет и не потухнет, дондеже положит на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут

Не бесполезно и не тщетно говорил Он о суде, но правильно: «доколе на земле не утвердит суда». Человеческий суд никогда не совершается по истине, не только потому, что не соблюдаются права, но и потому, что если бы судья и не был подкуплен деньгами или подарками, если бы был свободен от гнева и доброжелательства, то часто сами обстоятельства бессильны открыть истину: или случается какое-либо недоразумение, или не бывает на лицо верных свидетелей. Но истинен только тот суд, в котором Бог, судящий все справедливо, назирает все сокровенное нашего сердца. Так как Он разумеет все, то Он не произнесет суда по каким-либо душевным замешательствам, по ненависти или почему-либо иному. Только в таком суде присутствует истина, так что сами преступники и виновные сознаются, что они осуждены по праву. Что истиннее этого суда? Никому из вас не тайна, что преступники никогда не желают сознаваться в своей вине, но стараются ее скрыть. Ничего подобного – на том суде, но они сами произносят решение относительно себя самих. Даже и в этом мире совершались подобные вещи, – с царем Давидом, который говорит: «вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» (2Цар.24:17). Не говори, что он побуждаем был сказать это наказанием, – подобно тому, как те, которые подверглись пыткам и не знают, что они виновны, но под влиянием ударов выдают себя за согрешивших. Не так тот праведник: в то время, когда остальные подверглись наказанию, когда он один был свободен от наказания, он принимал на себя наказание, – говоря: «я согрешил, я пастырь поступил беззаконно». Каин же говорил: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт.4:13), и это прежде, чем претерпел наказание. А Адам скрылся, чтобы скрываясь сделать свое преступление открытым и явным. Желаешь ли ты видеть подобные вещи и в геенне? Когда богатый услышал, «ты получил уже доброе» (Лк. 16:25), то он не противился и не просил извинения. Пусть никто не говорит, что это сделал страх судии, – мы знаем, что иные отвечают смело и противоречат даже на суде. Разве не было также судии? Обрати внимание на то, как удержавший один талант отвечает: «я боялся тебя, потому что ты человек жестокий» (Лк.19:21). О, кротость! О, спокойствие Судии! Какие Он перенес слова: «я боялся тебя, потому что ты человек жестокий». Какого судью не воспламенили бы эти слова, но только не Его? В другом месте Он говорит, как бы указывая на причину: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих.6:3). В ином месте Он также спрашивает не о новом, а о прошедшем: «какую неправду нашли во Мне отцы ваши» (Иер.2:5)? Справедливо и по заслугам обвиняя Иону, Он говорит: «неужели так сильно огорчился ты за растение? Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек?» (Ион.4:9, 11) Ужели ты не разумеешь, что Он везде указывает нам причину? Он не считал недостойным указать причину даже тогда, когда говорит с диаволом: «обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8). Нам должно обратить внимание также на тех, которых Он повелевает низвергнуть в геенну. Прежде сядет суд, а потом будет произнесено наказание, так что они подвергаются наказаниям тогда, когда ничего не могут сказать против него: подобно тому, как совершилось с не имеющим брачной одежды, так будет и с теми, которые не доставили Ему брашна, и с теми, которые совершили что-либо подобное (преступное). Он произнесет суд не необдуманно, но после того, как все будет собрано в одно место, и объявит подлежащим наказанию с великой кротостью о мучениях, которым каждый их них подвергнется за свои вины по закону и справедливости.

«Не ослабеет и не изнеможет». Полагали, что крест будет препятствием проповеди. Потому хорошо сказано: «не ослабеет и не изнеможет»; крест, который надеялись упразднить в скором времени, «не ослабеет и не изнеможет.»

«Доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова». Видишь ли пользу будущего суда? Когда проповедь о последнем суде раздалась по земле, то ни повеление царей, ни угрозы судей, ни терния, ни мучение, ни смерть, ни какое-либо лукавство не могли затруднить ее, но она была причиной того, что были установлены справедливые законы во вселенной. Хотя и теперь существуют идолослужители, однако, пользуясь всем этим, они воздают благодарность христианам, если не ради религии, которая приводит к познанию Бога, то ради справедливых законов, которые изменили их извращенные нравы к лучшему, и очистили землю от пороков. Если бы христианская религия была искоренена, то совершенный мир окончательно разрушился бы. Сколько прекратилось грехов!

Что значит: «и на закон Его будут уповать»? В то время только одно имя будет делать то, что делал Он Сам. Когда ты призовешь Христа и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его имя? Не следует думать, что Он показывает удивительное только относительно настоящего. Он также даровал прочим залог бессмертной жизни тем же образом, каким явил нам чудесное.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-4 Вот Раб Мой, восприиму его, избранный Мой, ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на него: он возвестит народам суд. Не возопиет и не примет личины, и не услышится вне голос Его. Трости поколебленной не сломит и льна дымящегося не погасит. Во истине будет производить суд. Не будет ни печальным ни взволнованным, пока не утвердит суд на земле, и на закон Его будет уповать острова

Иакова и Израиля в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей (Мф. 12:18), следуя еврейскому подлиннику. Это мы говорим в укор тем, которые презирают наше. Об этом подробнее написано и в толкованиях на Матфея, и в той книге, которую мы недавно написали к Алгазии. И между тем следует заметить, что где пишется о лике апостолов, там называются и Иаков и Израиль и семя Авраамово, которым, как людям и рабам, соответственно этому говорится: не бойся червь Иаков, и малый числом Израиль. А где предрешается о Христе, там читается без Иакова и Израиля.

Вот раб Μοй, Я восприиму Его, избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. И далее: Я дал тебя в завет народу, в свет язычникам, чтобы открыть глаза слепых, вывесть узников из заключения и обитающих во тьме из темницы (Ис. 42:6—7). И не удивительно, если называется рабом родившийся от жены и подчиненный закону (Гал. 4:4), иже во образе Божий сый, себе умалил, зрак раба приим и образом обретеся якоже человек (Флп. 2:7). Ему благоволит душа Моя видя в нем все силы, или вернее то, что Он Сам есть Божия сила и Божия премудрость.

Я дал, говорит, дух Мой на Него, нисходящий в образе голубя. Он возвестит народам суд, которого они прежде не знали. Не возопиет, ибо Он будет кроток и смирен, и не примет личины или не будет возвышать голоса Своего, подразумевается: Громко. Или, по Симмаху, не будет прельщен, понимая все козни диавола, или, по Семидесяти, не оставит, то есть народа иудейского, призывая его к покаянию.

Не услышится вне голос Его, ибо Он не проповедывал Евангелие другим народам вне Галилеи и Иудеи. Хотя мы читаем, что Он был в пределах Тира и Сидона (Мф. 15) или в окрестности Кесарии Филипповой, которая называется теперь Пенеей, однако нужно знать, что не написано, что Он входил в самые города.

Трости поколебленной или надломленной не переломит. Ибо Он но всем будет милостив и будет прощать грешников, говоря женщине: дерзай чадо, отпускаются тебе грехи (Лк. 7).

И льна дымящагося, или как перевели прочие: скрытаго и мрачнаго, не погасит; бывшие близкими к погашению [или истреблению] сохраняются милосердием Господа (это относительно иудеев и язычников мы изложили в выше поименованных сочинениях), но обо всем будет судить по истине, не опасаясь книжников и фарисеев, которых он безбоязненно называл лицемерами (Мф. 7:15; Мф. 22:23; Лк. 6:12).

Следующего же затем: возсияет и не сокрушится, пока не утвердит суд на земле, евангелист Матфей не поставил (Мф. 12), или же находящееся между словами «суд» и «суд» было опущено по ошибке переписчика. Означается же этим то, что восстав из мертвых, Он всех просветил и не был сокрушен смертию, пока не утвердил суда на земле Он, говоривший в Евангелии: на суд Аз в мир сей прийдох, да не видящии видят, и видящии слепи будут (Ин. 9:39). Вместо этого мы перевели: не будет ни печальным, ни взволнованным, но во всякое время будет сохранять одинаковый вид, за что ложно восхваляют философа Сократа, будто он никогда не был более обыкновенного ни печален, ни весел. Вместо этого Акила и Феодотион перевели: не помрачит и не поспешит, пока не утвердит суд на земле. Смысл же такой: никого не устрашит суровый вид и не будет спешить к наказанию тот, кто сохранит истинный суд до последняго времени.

Дальнейшее же: и на закон Его будут уповать острова, яснее изложили Семьдесят: на имя Его будут уповать народы, которые потому называются в Писаниях островами, что со всех сторон они открыты для нападений преследователей. Под законом же Его мы должны разуметь не тот, который дан Моисеем, а Евангелие. Ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2:3). Об этом законе и Иеремия пророчествует: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю завет нов, не по завету, его же некогда завещал Отцем их (Иер. 31:31-32).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-4 Иаков отрок Мой, восприиму и: Израиль избранный Мой, прият Его душа Моя, дах Дух Мой нань, суд языком возвестит: не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас Его: трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд: возсияет и не потухнет, дондеже положит на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут

Прежде дал обещание, говоря: «начало Сиону дам» (Ис. 41:27), теперь же ясно показывает, какое оно (начало): над Сионом духовным, то есть церковью поставлен начальник и руководитель, вступающий в отправление власти не тогда, когда, как сказано, он приведен к сему; ибо Слово от Девы (рожденное) всегда было и есть Царь и Господь всяческих; но так как Оно соделалось человеком, то и создает себе собственный состав (естество) человечества. Посему и надлежало нам истинно и несомненно веровать, что Он уподобился нам; следовательно, если и говорится, что Он получит власть над всем, то получение ее относится к домостроительству по плоти, а не к тому превосходству, ради которого Он признается Владыкою всяческих. Иаковом же и Израилем называет Его, как рожденного по плоти от крови Иакова, который переименован в Израиля. Восприиму, говорит, и избранным именует, ибо Отец содействовал Сыну и совершал дивные дела как бы Своею собственною силою; поистине Он и избранный, ибо Он красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3) и приятен как возлюбленный (Ис.5:1); о Нем благоволил Бог и Отец и посему сказал: сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих (Мф. 3:17).

А что Он помазан по человечеству и получил, как сказано, Духа Святого, хотя Сам подает Духа и освящает тварь, (сие) изъясняет, говоря: дах дух Мой нань. Именно: когда Он крестился, то на Него сошел, говорится, Дух с небес в виде голубя и почил на Нем. Если же Он в минуту крещения приемлет Духа естеством человеческим (τῷ τῆς ἀνθρωπότητος μετρω) то вместе с прочим возможно было и это: ибо не как Бог Он был освящаем, прияв Духа Он сам, как я сказал, есть освящающий, но поскольку Он явился человеком в домостроительстве. Итак, помазан Он для того, чтобы и суд языком возвестить. Судом же здесь называет правосудие. Их (языки) Он оправдал, осудив корыстолюбца сатану. И сему сам научил нас, сказав: ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:31-32); ибо Он определил гибель того, кто, как я сказал, своекорыстно властвовал над поднебесной, а праведным судом спас обольщенных.

Но не возопиет, говорит, ниже ослабит , ниже услышится вне глас Его. Ибо Спаситель и Господь всяческих пришел с великою кротостью и смирением, как бы бесшумно и не причиняя обиды никому, но в безмолвии и тишине, так что он трости сокрушены не преломил и льна курящася не угасил, то есть не попрал стопою даже самых уничиженных и навыкших с величайшею готовностью терпеть вред. Итак, что же Он сделает, что совершит для языков? – Во истину изнесет суд. По-видимому, разумеет здесь закон: ибо относительно Израиля и Вседержителя Бога написано, что тамо дал ему оправдания и судьбы (Исх. 15:25), и в другом месте: суд и правду во Иакове ты сотворил еси (Пс. 98:4). Итак, суд, или закон сеней и образов, изнесет во истину евангельских вещаний, которыми показал путь угодного Ему жительства и подзаконное служение буквы заменил истиною.

И хотя безумно поступили с Ним презренные Иудеи, дерзнув погубить Его телесною смертью, но Он воссиял как свет и не потух, то есть не был побежден тлением, не одержало верх (над Ним) безумие злоумышленников, но смерть упразднилась, Он ожил боголепно, попрал врагов, и Его страдание сделалось для живущих на земле виною спасения. Итак, не потухнет , дондеже положит на земли суд. Не подумай, что он определяет какой-либо срок, по истечении которого потухнет, то есть, после того как положит суд живущим на земли; напротив, говорит о том, что Он одержит верх над противниками и усилится в такой степени, что на всей земле положит суд. Ибо евангелие проповедано по всей земле и его вещания, так сказать, утвердились. Посему написано, что правда во век, и закон твой истина (Пс. 118:142). А также, говорит, на имя Его языцы уповати имут (подл. ἢλπισε): познав, что Он Бог поистине, хотя и явился во плоти, сделают Его упованием для себя и, как говорит Псалмопевец: о имени Его возрадуются весь день (Пс. 88:17). Ибо мы называемся христианами и возлагаем на Него всю надежду.

Толкование на пророка Исаию

Варсонофий Оптинский, прп. (†1913)

не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова

В Священном Писании, например в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово «острова». Например: и острова будут уповать на Бога. Как острова могут уповать? Под словом острова разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастырях еще сохранится вера.

Дневник послушника Николая Беляева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова

Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда… Несмотря на крайне смиренный внешний вид Мессии и на весьма кроткий характер Его проповеди, слово Мессии будет иметь огромную силу (Ис. 44:2; I ч.) и сделает Его победителем всех народов, более знаменитым, чем известный завоеватель многих народов - Кир.

LXX и славянский перевод имеют вариант - «воссияет и не потухнет», - дающий прекрасное поэтическое выражение мысли о вечности и неизменности учения Христа, которое постоянно будет сиять ровным, немерцающим светом.

См. также Толкование на Ис. 42:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 4. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

Господь-Спаситель, не угашая в других духовного света, напротив, возсиявая его в возможной мере во всех, тем более Сам явит Себя Светом миру. Свет божественной правды, открываемый Отроком Божиим, в его суде над народами, воссияет и пребудет сиять, как солнце, так что все народы всех времен увидят его и не смогут не увидеть, и не только имеющие глаза, но и слепые (ст. Ис.6-7, 16; гл. Ис.35:4-5). Неотразимый свет правды Божией, видимый всеми народами, обратит их души к Отроку Божию: тогда-то «на имя Его язы́цы уповати имут», т.е. Его много-знаменитое Имя, как Спасителя, будет единственным основанием надежды народов на вечное блаженство (ср. Иоан.8:12).

Кто же этот «Отрок Божий»? – Предвидя само рождение этого Божественного Отрока, великий Пророк возвестил Его имя: «Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы утвердить его и укрепить его судом и правдой от ныне и до века» (гл. Ис.9:6-7). Это имя Отрока Божьего объемлет все свойства Его чудной природы и выражает все совершенство Его служения в мире. А такое имя никому не может принадлежать, как только Единородному Сыну Божию. Так это засвидетельствовал Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве о зачатии Иисуса Христа (Лук.1:30-33). Но, при всем совершенстве свойств Лица и всемогуществе Своей власти, Единородный Сын Божий Христос Спаситель был именно истинно кротким Отроком Господним. Он Сам благоволил сказать о Себе – в утешение всех огорченных и страждущих: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:28-30). И, действительно, по свидетельству Евангелистов: Он, не смущая народа громогласными возглашениями, тем не менее, постоянно был окружен народными толпами. Постоянно совершая дела милосердия в разнообразных чудотворениях и через то являя Себя владыкой жизни и смерти, Он желал тем прославить не Себя, а Бога–Отца, и потому не редко воспрещал даже разглашать о Себе, дабы не волновать страстей разномысленной толпы и вместе с тем, отклонить от Себя славу земного всемогущего царя, что так легко присваивал Ему народ. Строго обличая злых противников истины, возносивших самую дерзкою хулу на Него и на Святого Духа. Он все же не поражал их проклятием; перед Ним выступали и ожесточенные враги-гонители, стремившиеся погубить Его, и Он не погашал их гнева, вместе с их жизнью всесильным словом смертного приговора над ними, – хотя в этих мнимых ревнителях закона был уже не свет истины и божественной славы, а только дым суетных мнений и человеческой славы (Мф.12:15-21; Мф.14:31-33; ср. Ис.18:11).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible