Скрыть
ѡ҆пꙋстошꙋ̀ го́ры и҆ хо́лмы, и҆ всѧ́кꙋ травꙋ̀ и҆́хъ и҆зсꙋшꙋ̀, и҆ положꙋ̀ рѣ́ки во ѻ҆́стровы, и҆ лꙋ́ги и҆зсꙋшꙋ̀:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера

Опустошу горы и холмы, то есть царства и полчища.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-15 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера

Акила и Симмах говорят: «иссушу гавань». Видишь ли, Господь открывает, что не желал подвергать наказаниям преступных, и потому говорит: «Я мучим был столькими скорбями, как рождающая». Хотя печаль и скорбь не относятся к Богу, но отсюда ясно, что Он никогда не желает подвергать людей наказаниям и пренебрегать ими.

«Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу», т.е.: Я уничтожу произвол и силы неприятелей, и когда сокрушу их силы, то введу вас в вашу страну.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-17 Пойте Богу (вульгата: Господу) новую песнь, хвала Ему от концев земли, вы, сходящие в море и все, наполняющее его, острова и обитатели их. Да возвысит (вульг. да возвысится) пустыня и города ея: в домах будет обитать Кедар, хвалите обитатели скалы (Petrae); с вершины гор будут возглашать. Воздадут Господу славу, и хвалу Его будут возвещать на островах. Господь выйдет как храбрый, как ратоборец возбудит ревность: воззовет и возгласит, против врагов Своих покажет Себе сильным. Я постоянно безмолвствовал, молчал, терпел: как рождающая (вульг. мучащаяся родами) буду говорить: буду разсеевать и вместе поглощать. Опустошу горы и холмы и всякую зелень на них иссушу, и реки сделаю островами, и осушу озера. И введу (вульг. поведу) слепых на дорогу, которой они не знают, и по неизвестным им путям буду вести их. Мрак сделаю светом пред ними, и кривое прямым: эти слова Я исполнил для них и не оставил их. Обратились назад: покроются стыдом надеющиеся на идола, говорящие истукану: вы наши боги

Сказавший прежде: прежнее вот сбылось, и новое Я возвещаю, прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам, и обещавший, что Он скажет то, чего они не знали, в последующей речи свидетельствует, в чем состоит это новое, заповедуя апостолам и мужам апостольским петь новую песнь не по ветхой букве, а по новому духу, и не только в ветхом завете, но и в новом, и хвала Его достигнет до краев земли. Ибо от края небесе исход Его, и сретение Его до края его. Во всю землю изыде вещание апостолов, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Или по LXX: прославляйте имя Его на пределах земли, чтобы во всем мире возвещалось народам имя Христово. А кто должен петь новую песнь, это показывают следующие затем слова: сходящие в море и плавающие по нему, или все, наполняющее море. Ибо Иисус, увидев апостолов на берегу у моря Генисаретского поправляющих сети, призвал их и послал в великое море (Лк. 5:2-4), чтобы из ловцов рыб сделать их ловцами людей,— их, которые проповедывали Евангелие, от Иерусалима до Иллирии и Испании, уловив в короткое время также могущество самого города Рима, или сходили в море и плавали по нему, подвергаясь бурям и преследованиям мира сего. Также под островами и живущими на них разумей или различные народы или множество церквей.

Да возвысит, говорит, пустыня и города ея голос свой, о котором мы выше сказали. Или же да возвеселится пустыня, и селения ея и Кедар, который некогда был необитаемою страною, по ту сторону Аравии Сарацииской. И обитатели скалы, которою называется также и город в Палестине. Означается же этим то, что народы языческие, лишенные прежде познания о Боге и преданные заблуждениям идолослужения, обратятся к восхвалению Господа. Или, так как Кедар значит мрак, а скала, по Апостолу (1Кор. 10:4), есть Христос, то заповедуется всем верующим, чтобы бывшие прежде во мраке и верующие теперь в Господа Спасителя возглашали с вершины гор и открыто проповедывали Христа, коим и выше (Ис. 40:9) было сказано: на гору высокую взойди, благовестница Сиона, возвысь с силою голос твой, благовестница Иерусалима. И воздам славу Ему на островах, о которых мы выше сказали (Ис. 42:4).

Описывает же пророческая речь славное пришествие Спасителя, о котором и апостол Павел говорит: «по просвещению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2Кор. 4:6; 1Тим. 1:1), и сравнивает Его с весьма сильным мужем, который будет воевать с противниками своими, возбуждая ревность. Об этом и в песни Второзакония предречено: »они возбудили ревность во Мне тем, кто не был Богом, и раздражили Меня идолами своими, и Я возбужу ревность в них народом, которого нет, и народом самым неразумным раздражу их“ (Втор. 32:21).

Он также будет вопить и возглашать против врагов своих, укоряя их в неверности и возвещая громко: Я молчал, постоянно безмолвствовал, терпел, или как перевели LXX: Я молчал; неужели всегда буду молчать? чтобы исполнилось то, что говорится чрез Соломона: время молчати, и время глаголати (Еккл. 3:7). Смысл же такой: Я часто терпел вас, долго грешащих, но более не буду молчать, как прежде молчал. И как рождающая производит младенца на свет и делает открытым то, что прежде было заключено во внутренностях; так Я теперь обнаружу скорбь Мою и то скрывание, которое Я всегда имел относительно ваших преступлений, и рассею ваши замыслы, и в одно время поглощу весь народ, и все высокомерие гор и превозношение холмов ваших. А траву, о которой выше было сказано: по истине, народ есть трава (Ис. 40:7), то есть как князей, так низкую чернь, обращу в пустыню. Это прибавлено у Семидесяти из издания Феодотиона, который умолчал об этих словах. И когда Я иcсушу вас от головы до ног и истреблю, тогда реки учения Моего будут течь на островах языческих, и озера или болота ваши сделаю сухими, чтобы среди язычников было знание Писаний, а у вас — засуха учения.

И поведу слепых дорогою, которой они прежде не знали, о которых и выше мы читали: дал тебя в завет народу, в свет язычникам, чтобы открыть глаза слепым. Они будут ведомы путем, о котором Христос говорит: Аз есмь путь (Ин. 14:6) или путь богопознания, и буду весть их по путям пророков. Тогда тьма их превратится во свет и кривое сделается прямым, чтобы они понимали читаемое ими и очами сердца взирали на ясный в Ветхом Завете свет Христов. Но вместе с тем прибавляет: эти слова Я исполнил или исполню для них, не обещая имеющего быть, но исполняя прежде обещанное Мною.

Но когда Я говорил это, народ иудейский обратился назад, чтобы не верил обещающему и был посрамлен в своих заблуждениях и презрел обетование Божие тот , кто прежде верил идолам. Или когда войдет полнота язычников (Рим. 11:25), тогда и народ Израильский обратится и раскается в своем заблуждении, вследствие которого он прежде служил идолам. Или же, после призвания язычников, возвратится к началу; таким образом он говорит, что все народы, не захотевшие уверовать в Евангелие, будут постыжены по причине своих идолов.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги своя со крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? Терпех яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе, опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу, и положу реки во островы, и луги изсушу

Пророческое слово и теперь простирается вперед в большом порядке и имеет достойное удивления построение. Священнослужители откровений нашего Спасителя имели проповедовать добродетели Его жителям всех стран и с великим дерзновением возвещать о них. И необходимо было ожидать, что столь святой их ревности и усердию непременно противостанут враги истины и всячески злоумышляющие против славы Спасителя, то есть люди погибельные и суеверные, орудия злобы диавола и сподвижники его упорства, а вместе с ними конечно и самые полчища демонов, как скоро потрясается и их слава и достигнутое насилием владычество. Ибо они владычествовали над поднебесною посредством обмана.

Итак, что они будут непобедимы для врагов и никто не превзойдет их, при покровительстве Божием им, пророк указывает на это в сих словах, говоря, что Господь сил изыдет и сокрушит рать. Изыдет, говорит, как бы о некоем из земных царей, неодолимо нападающем вместе с подвластными ему войсками на отряды неприятелей. А что Господь сил совершенно преодолеет, это он показывает, говоря, что сокрушит рать. Сила Божия ни для кого неудобосретима, напротив никому из существующих невыносима, когда она противостанет и устремится, хотя бы мы имели в виду лукавые силы, даже самого отступника и преступника сатану, или каких-нибудь обитателей земли, у коих есть забота о них. Но будут взяты и это без труда и конечно без борьбы; ибо руку высокую кто отвратит? по написанному ((Ис. 14:27). А что у тех, которые противостали лику святых апостолов, война была и есть доселе не против одних святых ангелов, но и против Самого Господа сил, – в этом удостоверил пророк, говоря, что Сам Он изыдет, дабы сокрушит рать. Воздвигнит, говорит, рвение, то есть прогневление или от Него Самого на врагов, согласно написанному в словах Захарии: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим (Зах. 1:14); или от подвизающихся за славу Его, очевидно, чтущих Его, из коих один, священнейший Павел, говорим, был и избранником, который и говорит: кто ны разлучит от любве Божия (Христовой)? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8:35)? Опять: мне бо еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть (Фил. 1:21). Такими ревнителями, утверждаем, были и святые мученики, которые оказались сильнее сатаны и воевали с силою его ради благочестия во Христе; ибо соблюли веру и подобающую любовь к Нему.

Итак, воздвигнет рвение, говорит, и возопиет на враги своя со крепостию, употребляя, возопиет вместо: издаст военный глас. Глас же сей всего более приличествует победителям и выражает некоторым образом торжество над побежденными. Потом говорит: молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? терпех, яко раждающая. Отсюда легко можно видеть, что в то время, когда множество народов находилось в заблуждении, так как сатана расхищал их и омрачал тьмой греховною и отвлекал их от познания Единого, Кто по естеству и истинно есть Бог всяческих, – тогда сущий над всеми Бог хотел оказать им помощь; но откладывал это и очевидно терпел, ожидая времени удобного для помощи. И таким временем было то, когда Единородное Слово Его воплотилось и вочеловечилось. Тогда-то Он поразил победителей наших, исхитил нас от злобы их, заступил и спас и подчинил нас собственному своему игу. Итак, относительно прошедшего времени, когда живущие на земле были расхищаемы и сатана подобно льву пожирал всех, говорит: молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? терпех, яко раждающая. Смотри, какое милосердие проявил к живущим на земле Бог всяческих, хотя, как говорит Псалмопевец, ни кто не творит благостыню, но вси уклонишася даже до единого и совсем неключими быша ((Пс.13:3); и как бы имея муки из-за этого, Он переносил, на сколько Он доступен скорби, и терпя это ради нас, выжидал времени, как я сказал, благоприятного для помощи.

Необходимо исследовать, что означает в сих словах выражение: истреблю (Ἐκστήσω). Оно или говорит, что владычествующих ныне над землею изгоню, – устрою, чтобы они оказались вне, после того как им предоставлена была власть над всеми, согласно сказанному Христом; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Или выражение: Ἐκστήσω ты можешь понимать в смысле: удивиться заставлю видящих дела Мои и способы Моего домостроительства и преизобилие неизреченного могущества, как без сомнения и пророк Аввакум изумлялся при подобных же делах, говоря: Господи, услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся (Авм. 3:1). Или, если угодно, выражение: Ἐκστήσω ты можешь понимать и иным образом, именно: заблуждающихся ныне, находящихся во тьме и мраке диавольском переведу к познанию истины и к божественному, духовному и небесному свету; оскверненных ныне и имеющих мерзостный и нечистый ум переменю к несравненно лучшему настроению, так что они будут удаляться прежних нечистот и предпочитать добродетель.

А выражение: изсушу вкупе опять означает нечто такое, на что указывает смысл следующих рядом слов: положу, говорит, реки во острови и луги изсушу. Что же это за реки, полагаемые в острова и иссушаемые болота? Говорим, что это – поэты и ораторы Эллинские, которые были проповедниками многобожного заблуждения. Ибо они обоготворили тварь и внесли в жизнь бесчисленных богов; и были они как бы некоторые реки напаяющия обольщенных развращением мутным, как написано (Авм. 2:15), и потоками изысканных слов наводняющие ум тех, которые удивляются им, увлекающие чрез это в заблуждение и как бы некоторую пищу предлагающие им сладость и приятность своего красноречия. Посему они справедливо могут быть уподоблены рекам и болотам или лесам и рощам, получившим возможно обильную и благоцветную траву. Таковые-то реки Бог обещает превратить в острова, то есть явить их сухими и безводными, болота же как бы сделать высохшими, что и действительно случилось. Ибо изящество их красноречия оказывается наконец бездейственным, и совершенно никто не имеет привязанности к ним; напротив те, которые некогда заблуждались, как бы поправ ногами гнилые и скверные, бабам приличествующие басни обольстителей, восхищают мудрость во Христе. Так Павел пишет: где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего? (1Кор. 1:20). Итак реки, говорим мы, превращенные в острова, суть речи Эллинских мудрецов, вовлекающие в Эллинское заблуждение.

Или же, как мы допустили в предшествующих словах, есть иные острова – церкви Христовы, которые принимают к себе плавающих по морю, очевидно мысленно и духовно, прибегающих как бы к некоторым безопасным пристаням – к наставникам, в них находящимся, – убегающих духа лукавого, всегда обуревающего тех, которые отправляются в море на кораблях и подъемлют труды среди вод многих. Морю же, как я сказал, надо уподобить волнение нашей жизни и смятение земных дел, иссохнут и болота, то есть, пастбища существ, находившихся некогда под властью сатанинскою, дабы они наконец были под властью самого Пастыреначальника всех, говорю, Христа, Который не приводит, по образу оных лжепастырей, свои стада на терния и волчцы, но пасет, их среди лилий, ибо благовония духовного преисполнены божественные и священные и собственные Его откровения.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера

Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки соделаю островами и иссушу озера. Эмблематическая речь о следствиях божественного гнева на Его врагов. А так как вся она имеет в виду врагов двоякого рода - политических врагов плотского Израиля и религиозно-нравственных духовного Израиля, т. е. Христовой церкви, то и под всякими разновидностями этих врагов (горы, холмы, травы, реки, острова, озера) можно разуметь, в первом случае, представителей различных классов и положений у вавилонян (их царей, вельмож, жрецов, ученых, ремесленников, простой народ и пр.), а во втором искоренение всего того, что составляло опору и главное содержание язычества (идолы, храмы, капища, образы, философемы, оракулы, суеверия и пр.) Последнее толкование поддерживает, напр., блаженный Феодорит: «чрез все это Бог показал падение заблуждения; ибо Он разрушил почитаемые дубравы демонов, находившиеся в горах и холмах, предал забвению память о них и иссушил, как траву: остановив учения философов, подобно течениям рек, он не оставил в них даже малейшей влаги; точно так же, говорит, иссушу и болота поэзии», наполняющие, по выражению святого Кирилла Александрийского, «обольщенных развращением мутным» (Allak, II, 15. Блаженный Феодор. и Кирилл Александрийский - Толк. СПб. професс.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 14–15. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера.

До времени откровения Своего полного владычества над всеми народами Господь молчал – не открывал славы Своего имени чрезвычайным образом в мире языческом: но это молчание не должно было оставаться вечным. Он только терпел до времени, – ожидал того определенного времени, когда откровение Его суда над народами, для обновления мира, сильнее обнаружит Его славу. Но терпел Он как рождающая – с сильнейшей болезнью, с крайней скорбью, которые, однако, должны были необходимо в свое время прекратиться. Скорби и болезни Господа были в виду заблуждений и гибели любимых Им созданий – народов, которых Он не лишал вовсе Своего промышления, в особенности – возлюбленного народа, Израиля. В сильной степени возрос Его гнев, как пыл палящего солнца, и Он решил истребить и одновременно иссушить царство живых существ и растений, – горы и холмы, которые ниже и многочисленнее гор, – и всякую траву их (т.е. гор и холмов), иссушить реки и сделать островами и луга иссушить. Как в древности, при Ное, Господь водами потопа истребил все на горах и холмах, так в будущем Он опустошит землю пламенем своего гнева: Он истребит все – высокое и низкое, гордое и пошлое – в среде языческого мира (гл. Ис.41:11-14; ср. гл. Ис.2:11-17).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible