Скрыть
Ꙗ҆̀же и҆з̾ нача́ла, сѐ, прїидо́ша, и҆ нѡ́ваѧ, ꙗ҆̀же а҆́зъ возвѣщꙋ̀, и҆ пре́жде не́же возвѣсти́ти, ꙗ҆ви́шасѧ ва́мъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яже из начала, се, приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити, явишася вам

Здесь говорится о древних законах, которые были отменены. Итак, наступало время Нового Завета, которое нужно было возвещать и таким образом делать достоверным то, что имело совершиться после того: как совершилось первое, так должно совершиться и другое. В первом, как мы читаем, написано много такого, что указывает на другое и что исполнилось истинно, как-то: о войнах, о добродетелях и об ином весьма многом, согласно пророчествам. Говорится: «не будет… дождя» (3Цар.17:1), и он не изливался. Сказано: Я изберу твою отрасль, и он будет владычествовать над землею (ср. 2Цар.7:12, 16), и это исполнилось; а также: «потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт.15:13), и это исполнилось; в другом месте говорится: «будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5–6); и иное многое, о чем мы говорили и будем говорить, из чего будет ясно, что другое имело начало от первого.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-9 Так говорит Господь Бог творящий небеса и распростирающий их, утверждающий землю и произрождения ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал тебя в правде и взял руку твою и сохранил тебя, и дал тебя в завет народу, в свет язычникам. Чтобы открыть глаза слепых и вывесть узников из заключения, сидящих во тьме из темницы. Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам. Прежнее вот сбылось и новое Я возвещаю; прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам

Неизвестно было, кто прежде сказал: вот раб Мой, Я восприиму Его; избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на Него, Он возвестит народам суд. Ибо после осуждения идолов вдруг началась речь: вот раб Мой и прочее, что мы объяснили, [как сказанное] от лица Отца о Христе. Итак, чтобы не оставалось неизвестным, кто сказал вышеупомянутое, он присоединяет и говорит: так говорит Господь Бог, творящий небеса и распростирающий их, или как перевели LXX: сотворивший небо и утвердивший его. Итак творец и Господь вселенной сам обещал пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание творений Его было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество (Рим. 1:20). Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою (Быт. 2:7). Но дух [дал Он] собственно тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти.

Итак тот, кто имеет столько глашатаев, так говорит тому, от которого ожидают закона острова и народы: Я, Господь, призвал тебя в правде, о котором сам говорит в Евангелии: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25), чтобы быть Богом не только иудеев, но и язычников. И взял руку твою, ибо что делает Сын, то делает Отец. И сохранил тебя, потому что Ты сам все сохраняешь. И дал тебя в завет народу Израильскому, которому Я прежде обещал Твое пришествие. В свет язычников, которые сидели по тьме и тени смертной. Чтобы открыть глаза слепых, которые прежде не видели Бога. И вывести узника [или узников] из заключения, потому что каждый затягивается вервиями своих грехов (Притч. 5:22). И в Евангелии Господь разрешает того, кого связал сатана. Сидящих во тьме из темницы, — кои пребывали в ночи и тьме заблуждения. Чрез присоединение же: Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, не исключается Сын, на слова которого в Евангелии: прослави мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Он сам отвечает: «Я и прославил, и прославлю» (Ин. 12:28). Ибо Он не сказал: не дам славы Моей «никому,»— если бы Он так сказал, то исключал бы и Сына,— но: не дам славы Моей «иному», кроме тебя, которому Я дал, которому Я дам. Поэтому я удивляюсь той особенности в Священном Писании, что все переводчики, которые во многом другом обыкновенно разнятся, согласно перевели слово aher чрез иной. Но чтобы мы знали, что этими словами исключает Он не Сына, а идолов, то, следующие слова свидетельствуют: и хвалы Моей истуканам. Вместо этого LXX [перевели]: ни сил (virtutes) Моих истуканам. Ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), Он заключает в Себе все силы Отца.

Далее следует: прежнее вот сбылось. Смысл же такой: что Я говорил, что Я обещал чрез Моисея и пророков, все это исполнилось. Теперь же Я возвещаю вам Евангелие, призвание народов, страдание Христово, новую веру, чтобы, видя исполнение прежнего на деле, вы поверили и тому, что сбудется обещаемое теперь Мною.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–9 Аз Господь Бог, сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным. Яже из начала, се, приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити, явишася вам

Собственно, истинно и единственно должен быт и именоваться у нас Богом – Содетель всяческих, как говорит всемудрый Павел: хотя много богов и владык на небе и на земле, но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у него, и един Господь Иисус Христос, им же вся и мы тем (1Кор. 8:5, 6). А так как Он показал себя совершителем великих и дивных для нас дел, то, говорит, не уступит славы Своей, или боголепных добродетелей, ни бездушным идолам, ни какой-либо другой из тварей, но соблюдет для себя одного. И было вполне естественно, чтобы слава Божества приличествовала не кому-либо другому и существенно различному от Них, но только самой неизреченной и все превосходящей природе. Хотя и говорит, что никому не уступит Своей славы, однако дал ее Сыну, ибо (последний) прославлен, без сомнения, так же, как Отец, покланяемый на небе и на земле.

Но как бы мог дать Сыну, одинаковому с Ним в рассуждении единосущия, если бы каждый из Них не составлял особенной Ипостаси? Ибо – едино естество всевышнего Божества, в трех особных ипостасях уразумеваемое и покланяемое у навыкших право мудрствовать. Говоря – яже из начала се приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити явишася вам, не попускает, чтобы мы хотя в чем-либо не верили слову Спасителя: подобно тому, говорит, как доведено до конца, что было сказано из начала о пришествии Его, так же воистину сбудется и то, что Он возвестит нового, прежде чем оно видимо обнаружится. Что же это такое? – Обещал нам Господь наш Иисус Христос жизнь будущего века, то есть жизнь в нетлении, освящении и правде, небесное царство, достославное причастие духовных благ, плоды милосердия, награды благочестия, венец любви к Нему, чего и да сподобимся мы Его благодатью и человеколюбием. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со святым Духом во веки. Аминь.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам

Вот предсказанное прежде сбылось… Новое доказательство подлинности только что произнесенного утешительного пророчества об Отроке почерпается из исторического опыта: если все раннейшие пророчества успели уже оправдаться, то это является лучшей гарантией за исполнение и нового предсказания. Под раннейшими пророчествами блаженный Иероним разумеет все, вообще, что говорилось в Ветхом Завете через Моисея и пророков. Но это едва ли справедливо, так как ко дню нового пророчества все это стояло еще впереди, а потому и не было пригодно, в качестве убедительного доказательства из исторического прошлого. Поэтому правильнее поступают те, кто видит здесь указание на определенные и сравнительно недавние историко-политические пророчества, в частности, напр., предсказание (к тому времени уже исполнившееся) о неудачном походе Сеннахирима на Иерусалим (Ис. 10:16, 33; 14:25; 30:31 и 37:6-7, 33-34). Сама ссылка на подобный исторический пример должна была иметь утешительное значение для Израиля, так как она вполне соответствовала общему характеру и тону речи. Если народ израильский еще должен выделить из себя возлюбленного Отрока Господня, имеющего совершить великие дела, то очевидно, историческое призвание того народа еще далеко не выполнено и ему нет оснований опасаться за свою судьбу, которая всегда так же неожиданно могла быть улучшена Богом, как это случилось и во дни Сеннахирима.

См. также Толкование на Ис. 42:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 8–9. Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. 

Господь Бог, точнее – Всевышний и Вечный, это имя принадлежит только единому истинному Богу, как гласит первая заповедь, сказанная Самим Господом на Синае. И только этому имени, с которым соединяются все свойства и совершенства, принадлежит вся слава; и отнюдь не принадлежит она «иному» богу – идолу. Господь, по истине своей, ревнуя о славе имени Своего, создал мир и хранит его промышлением Своим: все дела Божии в мире и главнейшее из них – спасение избранных Его премудростью и любовью, суть величайшие Его добродетели; в них преимущественно открывается слава Его имени (Иоан.17:1-6, 22-24). Поэтому правда Божия требует, чтобы этих дел славы Божией никто на земле не присваивал иному какому-либо богу, в образе какой-либо твари, в виде каких-либо истуканов. И если теперь Господь определил совершить дело оправдания людей подвигом Своего кроткого Отрока, то Он и совершит это непреложно. Как то, «что было из-начала», уже наступило, т.е. древние обетования патриархам о спасении и размножении их потомков, о завете с ними и просвещении их, уже исполнились; так и «новое», т.е. новые обетования, которые возвещаются и еще будут возвещаемы – о Новом Израиле, новом завете и просвещении язычников, хотя открываются задолго до своего исполнения, но также непреложно исполнятся в конце времен, для того определенных. Этого требует слава имени Божия.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible