Скрыть
И ви́дѣхъ, и бы́ша лю́дiе расхище́ни и разгра́блени: пругло́ бо въ ло́жахъ вездѣ́, и въ домѣ́хъ вку́пѣ, идѣ́же скры́ша я́, бы́ша въ плѣ́нъ: и не бы́сть изъима́яй разграбле́нiя и не бѣ́ глаго́лющаго: от­да́ждь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад

Пругло бо всяк юноша, то есть воины ваши обманули надежду вашу. И в домах скрылись, как связанные, то есть скрылись от врагов.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И видех, и быша людие расхищени и разграблени: пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе, идеже скрыша я, быша в плен: и не бысть изъимаяй разграбления и не бе глаголющаго: отдаждь

«Пругло бо в ложах везде» (в русском переводе этих слов нет), – по той причине, что они предались хищению и сами были предметом хищения.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-25 Глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть. Кто слеп, если не раб Мой и глух, — если не тот, к кому Я послал вестников Моих? Кто слеп, если не проданный? и кто слеп, если не раб Господа? Видя многое, не будешь ли сохранять, и имея открытые уши, не будешь ли слышать? И Господь восхотел освятить его и возвеличить закон и превознесть. Самый же народ раззорен и опустошен. Силки юношей — все, и в домах тюремных сокрыты; сделались добычею, и нет избавляющего, разграблены, и никто не говорит: отдай назад. Кто из вас будет слушать это, вникнет и выслушает имеющее быть? Кто предал Иакова на раззорение и Израиля опустошающим? Не Сам ли Господь, против которого мы согрешили? И не захотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на него гнев ярости Своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел

Чтобы кто либо не подумал, что слова: глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть, относятся к народу языческому, который прежде был глух и слеп (как стараются доказать иудеи чрез глупое толкование), сама пророческая речь показывает, кого должно разуметь под глухими и слепыми.

Кто, говорит, слеп, если не раб Мой, и глух, если не тот, к кому Я послал вестников Моих, без сомнения указывая на пророков.

Кто слеп, если не проданный грехами своими? Кто слеп, если не тот, кто прежде был рабом Господа? Ему говорится: видя многое и имея весьма многих пророков, чрез которых можешь познавать повеления Божии, неужели ты, Израиль, не будешь сохранять того, что заповедано тебе? Имея открытыя уши, неужели ты не будешь слушать того, что говорится, о чем и выше мы читали: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих (Ис. 6:9). Господь восхотел, говорить он, освятить его и возвеличить закон Свой и поднять и возвысить приниженный народ. Но он не захотел исполнять волю Божию, и потому раззорен и опустошен своими противниками, под которыми мы должны разуметь или демонов или врагов.

Силки юношей — все, и в домах тюремных сокрыты или, как перевели LXX: силки в ложах повсюду и вместе в домах, в которых сокрыли их, обозначая книжников и фарисеев, которые обольщали жалкий народ и повсюду устраивали козни против Господа Спасителя и Его апостолов, — имея ключ знания, но и сами не входя и препятствуя входить другим желающим (Лк. 11). И прекрасно сердца их, в которых обитали лукавые помышления, он назвал тюрьмами. Поэтому они преданы на расхищение и разграбление, и не было никого, кто избавил бы их и стал бы говорить за них. Но вместе с тем пророк увещавает, чтобы, — если не могут слушать все, то по крайней мере немногие познали имеющее быть и уразумели, от кого они претерпели это. И пусть не хотевшие ни слушать, ни исполнять предписаний закона узнают причины своего раззорения. Господь излил на них весь гнев Свой и негодование, полное ярости, чтобы молчавший прежде перестал уже молчать и обличал бы их не словами, а наказаниями и мучениями и поразил их войною весьма лютою, указывая на жестокость римлян. И хотя он со всех сторон был сжигаем и ничего нет в нем целого, однако он не понимает причины своего наказания, — что он потому был наказываем, что не принял Сына Божия.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И видех, и быша людие расхищени и разграблени: пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе, идеже скрыша я, быша в плен: и не бысть изъимаяй разграбления и не бе глаголющаго: отдаждь

Направляет их к воспоминанию случившегося с их отцами вследствие того, что уловлены были сетями проклятого многобожия. И это сделал он не напрасно, но дабы явить их более благоразумными, опасающимися потерпеть подобное тому, что было с предками. Когда они сделались слепыми и глухими и, отвергнув служение Богу, усвоили богопочтение деревьям и камням; тогда видих, говорит, сие Аз, и быша людие расхищени и разграблени. Ибо когда Бог призирает на преступления крайне нечествующих, тогда Он посылает на них наказания, соответствующие винам. Посему народ был разграблен и сделался для врагов предметом расхищения. За какую вину? Пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе скрыша я. Кого же я? Очевидно вылитых из металла богов. Ибо начальники Иудейские, показывая вид, что они служат Богу и, что касаются до внешности, подклоняя выю свою изречениям закона, скрывали в уме и сердце своем болезнь отступничества, и поклоняясь тем, кои не суть боги и, скрывая их в кладовых собственных домов, делали им тайные жертвоприношения.

Так у Иезекииля написано: Сыне человеч, раскопай и раскопах в стене. И видех, говорит, и се всякое подобие гада и скота и всякия кумиры дому Исраилева написани быша на стене всюду около. И рече ко мне: видел еси сыне человеч, еда мало дому Иудину, еже творят кийждо на ложи тайнем своем (Иез.8:8,10,12,17). Смотри, как каждый из них, имея в сокровенной спальне своей расставленную для него сеть, то есть идолослужение, показывал однако вид уважения к закону. Посему, говорит, быша в плен, и не бысть изъимаяй разграбления и не бе глаголющаго, отдаждь. Подлинно, если Бог не стал помогать, то кто мог исхитить их от столь тяжкого и ужасного несчастия? и если Он не стал укорять грабителей, то кто мог бы сказать им: отдай; потому что Бог уже не взыскал их, как свой собственный жребий, напротив оставил их, как народ, ставший чуждым для Него вследствие того, что они преклонились пред не сущими богами. Кажется, сими словами указывает на время плена, которое Израильтяне провели, подпавши власти врагов, ибо до семидесятого года не бысть изъимаяй их и не бе глаголющаго расхитителям: отдаждь.

А после того, как сказал о призвании язычников, весьма предусмотрительно и ясно показано, за что Израильтяне исторгнуты были от общения с Богом, дабы видно было, что Бог всегда руководствуется праведным судом. Поистине надлежало возлюбившим нечестие в отношении к Богу оказаться вне Его милосердия и любви, а по неведению уловленным в сети греха и подпавшим власти диавольской получить себе помилование от Создателя всех, как призываемым к познанию Его и к свету истины. О сем Он говорит негде и чрез премудрого Моисея: тии раздражиша мя не о бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их (Втор. 32:21). Негде ж божественный Псалмопевец сказал: во истуканных своих раздражиша его и в холмех своих прогневаша его, и слыша Господь Бог и презре и уничижи зело Израиля (Пс. 77:58,59).

Если же к сказанному надо присовокупит и некое духовное созерцание, то пусть мы остерегаемся иметь в уме и сердце своем сеть диавольскую и в воображении своем лукавые идолы помыслов, призывающие к невоздержности и к постыдным удовольствиям, да не будем у сатаны и добычею демонов. Ибо написано: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10:4).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: отдай назад

Но этот народ разоренный… сделались добычею… ограблены… Отмечается тяжелое политическое состояние израильского народа, какое он не раз переживал в течение своей долгой истории, очевидно, потому, что за свою неверность Богу он лишался в этих случаях Его помощи. Вероятно, это - общее историческое указание на довольно бедственную политическую роль евреев, часто делавшихся добычей своих воинственных соседей. Хотя вполне возможно видеть здесь и пророчество о близком вавилонском плене, когда иудеям пришлось особенно сильно пострадать. В таком случае, прошедшие формы глаголов «связаны», «сокрыты», «сделались добычей» - должны быть истолкованы в смысле обычного прошедшего - пророческого (perf. propheticum).

См. также Толкование на Ис. 42:18

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 22. Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!»

Унижая Бога, народ унизил и себя и дошел до крайнего бедствия. Но милосердный Господь, ради величия Своей славы, увидел его, призрел на бедственное состояние своих жалких и беззащитных рабов. И вот они представляли собой как бы стадо, не имеющее бдительных и зорких пастырей, расхищенное и рассеянное волками, – как бы семью, осиротевшую и ограбленную, при её полной беспомощности. На иудеев, оставленных Богом, как на зверей, производилась охота: везде, во всяком их положении, для них расставлены были гибельные «пругла» (сети, петли, тенета), т.е. цепи победителей и поработителей: выйдут ли они в поле, остаются ли в собственных домах, всюду неизбежны для них ужасы грабежа и всякого рода насилия: где бы они ни старались укрыться, они все же делались добычей беспощадного, безвозвратного плена и безнадежного рабства; за них никто не вступался – ни храбрый военачальник который мог бы отнять у врага похищенное, ни сострадательный царь, который с участием ходатайствовал бы за них перед победителем и, предлагая выгодные условия выкупа пленных, говорил бы пленителю: «отдай» – освободи пленных!... И вот в такое-то беспомощное время только Господь милостиво призрел на жалких рабов Своих (ст. Ис.42:21).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible