Скрыть
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое

Говорит потом о скинии времени (временной) и о всем, в ней бывшем, дабы раскрыть и доказать, что и это все прешло вместе с ее преходящим законом. Ведь невозможно было всему этому оставаться после упраздненного закона, так как и это все служило только символами и прообразами того истинного служения Богу, которое пребудет всегда. Итак, снова указывает Апостол на то, что упраздняется и служение, бывшее в скинии временной, которою иудеи особенно величались, когда говорит: скиния первая была устроена так, что в ней были светильники и стол с другими предметами.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов (Исх. 10:22-25), и которая называется «святое»

Называет эту первой, именно, по отношению к Святому Святых, которое было в середине. Пред ней же находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (Исх. 40:19), то она являлась срединой, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов.

Евфимий Зигабен (†1118)

ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое

Скиния бо сооружена бысть первая

Скиния первая сооружена была, это – святое людское. Так как вся скиния делилась на две части, то первая часть составляла святое людское, а вторая – святое святых. Та называлась первою не по преимуществу, а по положению, потому что она – первая со входа.

в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов

Обо всем этом и о следующем за сим подробно говорится в книге Исход (38 ибо облако). На трапезе же сей находились блюда, кадильницы, сосуды и чаши и хлебы, попеременно предлагаемые.

Яже глаголется святая

Она безразлично называется и свитое и святая.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-5 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно

Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37; 11:4; Лев 24:6; Чис 4:12; о Завесе Исх 26:33; о прочих предметах скинии - Исх 30:1-3; 25:10-11; Чис 17:10; Втор 10:1; 1Цар. 4:22; Иез 9:3; Исх 40:26 и 34; Лев 16:14-15. Обо всем этом, по выражению апостола, не нужно теперь говорить подобно, потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,

Слова о скинии, которыми Апостол начинает эту главу, кажется, удобно было бы поместить в 8 главе, после 1–5 стихов, где он начал говорить о скинии, но потом перешёл к другим более существенным предметам, как отмена Ветхого Завета и отличительные черты Нового. Очевидно, эти предметы он считает основными и потому неотложными, а о скинии отложил речь до другого более удобного случая. А так как скиния составляла частицу общего богослужебного строя Ветхого Завета, то посвятить ей несколько строк было всего удобнее здесь (в 8 главе) при обзоре всего ветхозаветного богослужения в его отношении к Христову жертвоприношению, на котором Апостол останавливается с особенной подробностью, отмечая такие его черты, как, например, необходимость именно кровавой смерти И. Христа, которые показывают самый тонкий и полный анализ главного предмета речи, т. е. первосвященства Христова.
 
Нельзя не видеть мудрости Апостола и в том, что он главным образом говорит о богослужебных установлениях давнего времени, т. е. бывших при существовании скинии, из которых многих уже не было во время существования второго храма, когда писал своё послание ап. Павел. Только в немногих случаях, например, в 9 стихе, он, несомненно, говорит и о современном богослужении. Такой мудрый выбор предметов речи с явным предпочтением глубокой старины перед современностью объясняется тем беспредельным уважением, с каким евреи относились ко всему, идущему от времён Моисея. Указанием на старо-богослужебную обстановку всего сильнее можно было их заинтересовать.
 
В частностях Апостольской речи встречается немало оригинального, прежде всего название святилища земным – κοσμικόν, хотя это выражение было, так сказать, предуготовано ранее высказанной мыслью, что противоположное земному священство Христово есть небесное. Но бо́льшая часть выражений и слов ап. Павла запечатлена библейским характером, так как большинство упоминаемых им предметов относится к библейским. Даже новые предметы, лица и обстоятельства, как предызображённые ветхозаветными предметами, или в разной мере и видах дополняющие и исправляющие их, получили ту же библейскую окраску.
 
Так, описываемая во 2 стихе обстановка святилища скинии – светильник, трапеза и предложение хлебов – заимствована из описания Моисеевой скинии. Указание в 3 ст. на завесу, отделявшую святилище от Святого святых, даётся в кн. Исход. Основоположением для 4–5 стихов, где перечисляются священные принадлежности Святого святых, служило также Пятикнижие. В частности о очистилище, т. е. крышке кивота завета, на которую кропили кровью и откуда исходила слава (шехина) Божия, говорится во многих местах как Ветхого Завета, так и Нового. То же отчасти до́лжно сказать и о кивоте завета, который тайнозрителям представляется имеющим значение даже в жизни будущего века, хотя, конечно, иносказательное. О золотой кадильнице, называемой технически ϑυμιατήριον, находятся ясные свидетельства не только в библейских книгах, но и у Филона, а также и у Флавия.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

В Ветхом Завете были даны постановления о богослужении в скинии, которая имела три отделения. Одно внешнее, предназначенное для всех вообще, и иудеев и эллинов. Оно называлось людским святилищем, потому что в него всем дозволялось входить, а так как оно доступно было и язычникам, то святой Павел и называет его людским, буквально мирским. В нем находился жертвенник, на котором приносили жертвы. Далее следо вала самая скиния, состоящая из двух отделений, разделенных завесами. Первое, от людского святилища отделенное от него завесою, называлось святое. В нем были светильник, трапеза - стол для курения фимиама, и стол с хлебом предложения. В это отделение имели вход только священники для совершения своей службы.
 

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою (Исх.26:36). «Называет, – говорит блаженный Феофилакт, – эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible