Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 9:1
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное
И первый завет конечно имел некоторые законы, служившие к достижению правды, тем, что требовал смертной казни за грех. Но это (новозаветное) освящение, то есть закон, освящающий нас посредством воды, не преходящ, как тот (ветхозаветный), но во век пребывает, заменив собою и отвергши ветхий закон посредством благовествованного чрез Иеремию Нового Завета.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И первый завет имел постановление о Богослужении
Доказав со стороны священника, священства и завета, что первый завет должен был окончиться, апостол теперь доказывает это и со стороны самого устройства скинии. Было в ней три отделения; одно - внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и эллинов; далее следовала завеса за которую входили священники, совершая ежедневно службы. Это отделение называлось святым: эти отделения были образом Ветхого Завета, ибо там все совершалось с жертвоприношениями. Святое же Святых было образом нашего таинства. Ибо, говорит, первый, то есть Ветхий Завет, имел постановление, то есть символы, или законоположения, но имел в то время, ныне же не имеет, ибо прекратился.
И святилище земное
Земным называет его потому, что дозволялось входить в него и в одном и том же здании известно было место, где стояли иудеи, назореи, прозелиты и эллины. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его земным (κοσμικόν - мирским).
Евфимий Зигабен (†1118)
Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское
Далее самым устройством скинии Апостол дает понять, что то (ветхоз.) служение было прообразом нашего. Ибо, говорит, первый завет имел оправдания службы, т. е. внешние знаки служения, или установленные обряды. Слово «тогда» (Зигабен читает τότε, вм. τὸ τε, что в славян. тексте переведено частицею же) употреблено вместо: в древности, когда первый завет господствовал, потому что теперь он уже не имеет всего этого, так как и не господствует, хотя и сохраняет вид: ибо наступившая благодать положила конец его прообразам. Так вот Апостол и начинает с святаго, которое называлось людским. «Святое» значит определенное для Бога и посвященное Ему, «людское же», как открытое для всех: ибо оно заключало в себе одно место, где стояли священники и левиты, другое, где помещались прочие иудеи, иное для прозелитов и иное для эллинов (язычников).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное
Постановление о Богослужении и святилище земное - в противоположность нерукотворному небесному святилищу Христову (ст. 11 и 24).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Слова о скинии, которыми Апостол начинает эту главу, кажется, удобно было бы поместить в 8 главе, после 1–5 стихов, где он начал говорить о скинии, но потом перешёл к другим более существенным предметам, как отмена Ветхого Завета и отличительные черты Нового. Очевидно, эти предметы он считает основными и потому неотложными, а о скинии отложил речь до другого более удобного случая. А так как скиния составляла частицу общего богослужебного строя Ветхого Завета, то посвятить ей несколько строк было всего удобнее здесь (в 8 главе) при обзоре всего ветхозаветного богослужения в его отношении к Христову жертвоприношению, на котором Апостол останавливается с особенной подробностью, отмечая такие его черты, как, например, необходимость именно кровавой смерти И. Христа, которые показывают самый тонкий и полный анализ главного предмета речи, т. е. первосвященства Христова.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
В Ветхом Завете были даны постановления о богослужении в скинии, которая имела три отделения. Одно внешнее, предназначенное для всех вообще, и иудеев и эллинов. Оно называлось людским святилищем, потому что в него всем дозволялось входить, а так как оно доступно было и язычникам, то святой Павел и называет его людским, буквально мирским. В нем находился жертвенник, на котором приносили жертвы. Далее следо вала самая скиния, состоящая из двух отделений, разделенных завесами. Первое, от людского святилища отделенное от него завесою, называлось святое. В нем были светильник, трапеза - стол для курения фимиама, и стол с хлебом предложения. В это отделение имели вход только священники для совершения своей службы.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
«И первый завет (καὶ ἡ πρώτη σκηνή – первая скиния) имел постановление о Богослужении и святилище земное» («τὸ ἅγιоν κоσμικόν» от κоσμικός – касающийся мира, мирской, земной; по-слав. «святое людское»). «Апостол говорит о скинии временной, – замечает святой Ефрем Сирин, – и о всем, в ней бывшем, дабы раскрыть и доказать, что и это все прошло вместе с ее преходящим законом. Ведь невозможно было всему этому оставаться после упраздненного закона, так как и это все служило только символами и прообразами того истинного служения Богу, которое пребудет всегда». – «И первый завет имел, а теперь не имеет, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5; Исх.25:40), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний.