Скрыть
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-10 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления

Итак, внешняя скиния была подобием и притчею или символом, относящимся к некоторому времени, поелику в ней дары и жертвы приносились такие, кои не могли совершенным сделать народ, равно и совесть тех, кои совершали службу, но заключались они в пище и питии и разных омовениях рук и сосудов и других предметов, - ибо это были уставы (касающиеся) плоти или заповеди священства, а не божества.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления

Они, говорит, установлены только для людей того времени и соединены с наставлениями о брашнах и питиях. Это, говорит, ешь, а того не ешь. Почему сказал: питиями? Ведь закон ничего не говорил о различии в питиях. Он говорит это или о священнике, что он не должен пить вина, когда намерен войти во святилище; или относительно давших обеты, то есть обещания о воздержании от вина, как, например, назореи; или сказал это просто с целью обесценить и унизить эти постановления. Омовения были различны. Если бы кто-нибудь прикоснулся к мертвецу или прокаженному, и если бы кто страдал истечением семени, то он омывался и таким образом, казалось, очищался. Оправдания плоти - это именно заповеди плотские, очищающие плоть и плотски оправдывающие тех, которые считались нечистыми по плоти. Однако они не до конца были установлены, но до времени исправления, то есть до пришествия Христа, имевшего все исправить и ввести истинное и духовное богослужение. А так как закон был тяжким игом, то, вероятно, потому и сказал: установлены. Как и в Деяниях написано: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян. 15:10).

Евфимий Зигабен (†1118)

и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления

Точию в брашнах и питиях

Т. е. жертвы могли совершенствовать и очищать только того, кто вкусил или выпил чего-нибудь нечистаго.

И различных омовениих

Т. е. очищали плоть. Посему он далее и прибавил:

И оправданиих плоти

в очищениях, касавшихся плоти: ибо ни прелюбодейства, ни святотатства, ни иного какого-либо греха духовнаго оне не очищали.

даже до времене исправления надлежащая

Временем исправления Апостол называет время пришествия Христа во плоти и Его учения: ибо те установления касательно даров и жертв действовавшия до этого времени, наконец прекратились, как недостаточныя и не могшия омыть душу.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Cт. 9-10 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления

Недоступность, или несовершенство, недостаточность пути к небесному святилищу - в настоящее время, доколе стоит прежняя скиния (прежние ветхозаветные установления) - объясняется характером Ветхозаветной обрядности, которая лишь символизировала будущее, но ничего не давала для усовершения совести и оживотворения растленных сил человека, и при самом установлении своем обречена была на отмену другим лучшим устроением большей и совершеннейшей скинии нерукотворенной (т е. Царства Небесного), путь в которую, проложенный Христом Первосвященником со Своею Кровью, для всех сделался доступным и спасительным, исправным и совершенным (11-12.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. (Евр.9:8-10)

Взятый в отдельности 8 стих, с которого начинается это глубокомысленное рассуждение Апостола, недостаточно разъясняет, каким образом существование ветхозаветной скинии (или храма) делает «путь святых» закрытым. Поэтому Апостол далее разъясняет, что всё, бывшее в священнодействиях по закону Моисея, не приводило к совершенству, не давало спасения, было подобно пути непроходимому. Доказавши, таким образом, непригодность всех ветхозаветных установлений для открытия пути святых, Апостол совершенно естественно переходит к доказательству того, как он открылся с пришествием Христа. Христос совершил это, явившись к Отцу на небеса со Своей особенной скинией, со Своей кровью, с которой Он вошёл в небесное Святое святых и тем открыл туда путь всем, следующим за Ним и получающим оправдание по вере в Него, и как посредник Нового Завета сделал верующих наследниками Своих обетований, которые, как обычно, сделалось возможным унаследовать только по смерти завещателя.
Во всём этом, можно сказать, раскрывается бездна богословской премудрости. А между тем всё это служит как бы только предуготовлением к ещё более глубоким и важным богословским мыслям, а именно: о первосвященническом служении И. Христа, через необходимое пролитие крови Его, о чём Апостол ведёт речь до самого последнего стиха этой главы.

священник Николай Рудинский (†1937)

Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

Еврейский народ до настоящего времени совершает свое служение Богу по образцу служения в скинии, продолжает приносить Богу за свои грехи дары и жертвы, которые не могут приносящего сделать чистым - совершенным, не могут успокоить его совести, обличающей его за совершенный грех. Все эти обрядовые постановления, касающиеся пищи, питья, различных омовений и другие обряды, относящиеся до плоти, установлены были Богом временно, до исправления, до пришествия Христа Господа, «имевшего все исправить и ввести истинное и духовное богослужение» (Феофилакт).
 

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

ст 9-10
Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

«Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Та скиния, в которую входили священники, а первосвященник один раз (в святое святых), была образом времени, наступившего после нее, когда был устроен храм (по образу скинии), и в нем по закону приносились дары и жертвы, бессильные сделать приносящего «в совести совершенным». «Какое время он называет наступающим? Время прежде пришествия Христова, – отвечает святой Иоанн Златоуст, – а время после пришествия Христова уже не есть наступающее. Как в самом деле оно может быть наступающим, когда оно уже наступило и оканчивается?» – «Что сказал выше, – пишет блаженный Феофилакт, – то теперь утверждает апостол, а именно, что та скиния, в которую всегда входили священники, была притчей, т.е. образом и сенью времени настоящего, по закону, времени пред пришествием Христа: в это время приносятся такие жертвы и настолько немощные, что не могут «в совести», то есть по внутреннему человеку, усовершить приносящих их. Они очищали телесные скверны, но не душевные прегрешения. Они не могли очистить ни прелюбодеяния, ни убийства, ни святотатства»

Во время написания Послания к Евреям (64 г.) храм иерусалимский еще существовал, и в нем совершалось богослужение, и приносились дары и жертвы. Апостол и указывает (стих 9–10), что все эти установления (жертвы, правила о яствах и питиях, омовения и проч.) были обязательны для людей того времени, но только «до времени исправления», т.е. до пришествия Христа и основания им Церкви, и нуждались в исправлении, так как очищали тело, но не душу. Дары и жертвы только внешним образом примиряли человека с Богом, давали ему право доступа в святилище на молитву, чтобы он там при виде жертв сознавал свою греховность и возводил свои душевные взоры к единой, истинной жертве грядущего Искупителя. Продолжать исполнять ветхозаветные установления в век христианства не имеет никакого смысла.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible