Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 14-16 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи
Итак мы имеем Первосвященника единого Иисуса Христа Сына Божия, Который не может не сострадать немощи нашей, которою искушаемся мы содержащие исповедание Его и не колеблющиеся; ибо Сам Он искушен всеми страданиями тела, благодаря воспринятой Им плоти. Посему будем подражать Ему, чтобы быть нам без греха по подобию Его, да приступим с дерзновением к престолу благодати Его, то есть в самый час мздовоздаяния. Да снискиваем и милость Его, разумей - нашими молитвами о том, чтобы был с нами в час встречи нашей с диаволом.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати
Так как, говорит, мы имеем безгрешного Первосвященника, победившего мир, Который сказал: дерзайте, ибо Я победил мир (Ин. 16:33), то мы должны приступать с дерзновением, то есть не с тягостным сознанием, без колебания, но с полной верой в Первосвященника. Ибо если мы и имеем грехи, зато Он безгрешен. И престол Его - престол благодати, а не суда; посему мы должны приступать с дерзновением, в надежде, что Он дарует нам все, чего мы желаем. Существует два престола; один ныне - престол благодати, и приступающие к нему получают по божественной благодати освобождение от грехов; другой - престол второго пришествия Иисуса Христа, уже не престол благодати, ибо тогда никто не получит прощения, а престол суда. О престоле напомнил для того, чтобы ты услышал, что Он есть Первосвященник, не подумал, будто Он стоит пред Богом. Ибо хотя, как человек, Он и называется Первосвященником по благословению и снисхождению к нам, однако Он и сидит на божественном престоле.
Чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи
Если мы приступим теперь, то получим милость и благодать; ибо приступаем благовременно. Если же тогда приступим, то не получим; ибо тогда не будет престола благодати. Ныне сидит на нем Царь, подающий благодать; а тогда Он восстанет на суд, ибо сказано: восстань, Боже, суди землю (Пс. 81:8).
Евфимий Зигабен (†1118)
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи
Искушена по всяческим по подобию
Испытавшаго все подобно нам. Ибо и Он, как человек, был гоним, осужден, поруган, биен и, вообще, потерпев безчисленное множество страданий, наконец был распят и умер.
Кроме греха
Испытал все, кроме греха.
Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость
«Да приступаем» верою, правою жизнию и (прошением) молитвою к Престолу Его, изливающему благодать и благодеяния на приступающих к Нему. «дерзновением» – вместо: с доверием. Ибо Он с одной стороны как знающий нашу греховность, сострадает нам, с другой стороны как безгрешный, силен даровать нам благодать.
И благодать обрящем во благовременну помощь
И да «обрящем» Его заступление для благовременной помощи в настоящее время, как время искушений: ибо помощь Его «благовременна» именно в настоящем веке, а в будущем она будет уже безвременна, так как там уже не нужна помощь, там будет воздаяние, ибо тогда уже будет престол не благодати, а суда.
Желая показать преимущество Новаго Завета пред Ветхим, Павел издалека начинает вести речь об этом. В Новом Завете нет ничего телеснаго, или образнаго: ни храма, напр., ни Святаго Святых, ни законом установленных обрядностей, все относится к предметам духовным и мысленным, тогда как на людей слабейших (каковы были в ветхом завете) духовное не могло так сильно действовать, как телесное; по этому поводу он и ведет длинную речь, начав с Первосвященника и на нем первом выясняя это преимущество. Прежде всего он определяет, что такое Первосвященник.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящемя, во благовременну помощь (Евр.4:16). Здесь апостол преподает нам ясное учение о той таинственной силе, которая подается нам свыше, от престола Божия, от престола величия, где восседает прославленный Христос (Евр.1:3). Этою силою восполняется недостаток наших естественных сил; она подается нам в помощь для борьбы с внешними и внутренними, чувственными и духовными врагами нашего спасения. Она именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно уже просвещенным (Евр.6:4) верою, и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющийся дар. Эта благодать и подается нам в таинствах Православной Церкви.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи
«К престолу благодати…» - в соответствие приступанию ветхозаветных людей к жертвенному алтарю, апостол зовет приступать к престолу благодати как новому месту благодатного присутствия Божия, источнику Его милующих и поддерживающих нас действий (ср. Гал. 5:7).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В 16 стихе Апостол приглашает со дерзновением приступить к престолу благодати. Глагол προσερχώμεϑα соответствует еврейскому קׇדַב употреблявшемуся для обозначения приступания к жертвенному алтарю. Соответственно с этим место обитания Божия Апостол называет престолом, которому усвояется особый эпитет – благодати, потому что теперь Бог для верующих не столько грозный судья и мздовоздаятель, каким Он является в Ветхом Завете, сколько любящий Отец, готовый непрестанно ниспосылать Свои милости детям.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как, говорит, мы имеем такого Первосвященника, Который близок к Богу, и немощи наши изведал, кроме греха, и сострадать нам может, то мы можем с дерзновением, не с тягостным состоянием, но без колебания, с чистою совестью и с твердою верою в Первосвященника, приступить к престолу Его благодати, к престолу не суда, а изливающему благодать, в полной надежде, что Он дарует нам и прощение грехов, и благодатную помощь в нуждах и скорбях наших в то время, когда не будет у нас собственных сил победить их, когда мы, по Его усмотрению, всего более будем нуждаться в ней.