Скрыть
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-16 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи

Итак мы имеем Первосвященника единого Иисуса Христа Сына Божия, Который не может не сострадать немощи нашей, которою искушаемся мы содержащие исповедание Его и не колеблющиеся; ибо Сам Он искушен всеми страданиями тела, благодаря воспринятой Им плоти. Посему будем подражать Ему, чтобы быть нам без греха по подобию Его, да приступим с дерзновением к престолу благодати Его, то есть в самый час мздовоздаяния. Да снискиваем и милость Его, разумей - нашими молитвами о том, чтобы был с нами в час встречи нашей с диаволом.

Григорий Богослов, свт. (†389)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего

Мне кажется, что Он именуется:

«Архиерей», как дарующий нам доступ.

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия

Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем Первосвященника, Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, - Он - Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя.

Будем твердо держаться исповедания нашего

Не все приписывает Первосвященнику, но требует и от нас участия. Он может, но при условии, что и мы являемся достойными. О каком же исповедании говорит здесь? О том, что есть воскресение, есть воздаяние, и бесчисленные блага там, что Христос есть Бог. Будем же держаться этого исповедания. Не дадим ему иссякнуть в нас. Что мы исповедали в начале веры, то будем содержать твердо, и все страшное исчезнет.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего

Как не держаться такого славного исповедания, коего Начальник прошел небеса и был выше небес. Начальники других вер были слабые, грешные люди: от земли они были, в земле и погреблись. А нашего исповедания Начальник – безгрешный Бог, преискренне приобщившийся плоти и крови человеческой и потому могущий спострадать немощам нашим.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Имуще убо архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания

«Архиерея», как принесшаго Самаго Себя в жертву за отпущение грехов наших, а «великаго», как Бога: ибо говорит: «Иисуса Сына Божия». Прошедшаго небеса« употреблено вместо: вшедшаго в покой царства небеснаго – по человечеству Своему, и в этом отношении высшаго, чем Моисей и Аарон: ибо эти не вошли обетованный покой Палестины. Что же значит: «да держимся исповедания»? Значит: должны крепко ухватиться и твердо держаться исповедания, что Христос есть Бог, что будет воскресение, суд и воздаяние: ибо мы исповедали, когда крестились, что веруем во Христа и верим всем словам Его.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего

Именем arciereuV (первосвященник) само собою обозначается в Ветхом Завете - великий, главный первосвященник, в полноте прав своего звания. Употребление к сему особого определения великий (megaV) имеет в виду отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его призванием (ср. X:21; XIII:20). - «Прошедшего небеса…» В соответствие тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что Он прошел небеса с жертвою за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших, и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред Богом за искупленных Его кровью.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

С 14 стиха Апостол начинает раскрытие другого предмета, столь же важного для читателей его, как и предшествующие, а именно: о превосходстве Христова первосвященства перед ветхозаветным, причём посвящает этому предмету почти шесть глав (до 18 ст. 10 гл.), рассматривая первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, принесённой Им. Для христиан из евреев всё это были важные предметы вообще и в частности по отношению к их настроенности, которой не благоприятствовало то, что еврейская обрядность была богата, а христианская бедна внешностью, но дорога́ внутренним содержанием, которое и раскрывает Апостол постепенно, со свойственной ему особенностью сравнительного анализа по возможности всех частностей предмета, с заключительными увещаниями к читателям о верности Христу. Начинает Апостол с раскрытия доказательств права, призвания и самоприготовления Христа к Его первосвященническому служению (4–5 гл. до 10 стиха). Потом даётся изображение совершенства первосвященничества Христа (гл. 7–10). В стихах 14–16, как бы переходных, Апостол увещевает твёрдо держаться исповедания, чтобы дерзновенно приступить к престолу благодати и отсюда получить необходимую помощь, причём в 14 стихе говорит об И. Христе как о Великом Первосвященнике, прошедшем небеса, а в 15 стихе, как о могущем сострадать нам в немощах наших, потому что Он был искушён всячески, по подобию плоти, кроме греха.
Именем ἀρχιερεύς Апостол называет здесь И. Христа уже в третий раз. Предикат к нему μέγας стоит не в таком отношении, чтобы оба эти свойства соответствовали, как у LXX, еврейскому הַגׇדוֹל הַכֺּחֵן. Ἀρχιερεύς есть само по себе полное название первосвященнического звания, поэтому μέγας есть самостоятельное обозначение величия новозаветного первосвященника, как первосвященника высшего призвания. Это величие определяется ещё посредством предикатов: διεληλυϑότα τοὺς οὐρανοὺς. Выражение это не просто означает, что И. Христос вошёл на небеса (как читается в Пешито), но «прошёл через небеса», с жертвой за нас, чтобы занять Своё место на троне, находящемся выше небес. Эти слова выражают почти то же, что 3 ст. 1 гл., а именно, что Он, совершив очищение грехов, воссел одесную величества на высоте. Но форма выражения избрана здесь не без цели: она содержит в себе намёк на вхождение левитского первосвященника, в день очищения, к ковчегу Завета, через передние двери и святое, тогда как Христос прошёл через небеса в истинное Божие святилище, где Он беспрерывно ходатайствует перед Богом за искупленных Его кровью. Таким образом, ясно, насколько этот Великий Первосвященник выше левитского. Подробное раскрытие вытекающих отсюда мыслей Апостол даёт в 11–14 стихах 9 гл. Представление о множестве небес могло образоваться от различения неба облачного от звёздного, которое в свою очередь различалось по звёздным системам.
 
Чрезвычайное величие Первосвященника Нового Завета зависит от того, что Он вместе с тем и Сын Божий, чем и обусловливается Его полное совершенство, чуждое греха, но не немощей, свойственных человеку и располагающих к милостивой сострадательности в деле помощи людям страждущим и обременённым. О сходстве Его с нами в обычных человеческих немощах Апостол выражается словами: καϑ᾿ ὁμοιότητα, по подобию нашему, но прибавляет: χωρίς ἁμαρτίας – без греха, разумея отношение этих слов к καϑ᾿ ὁμοιότητα в том смысле, что хотя Он и был искушаем многоразлично, но эти искушения не доходили до того, чтобы Он был склонен к греховному268. Само собой разумеется, что как безгрешный по природе, Он был совершенно чужд тех искушений, в основе коих лежит ἐπιϑυμία269, и вообще так называемой внутренней греховности.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

И мы, христиане, говорит, имеем Первосвященника великого в лице Иисуса Христа, Сына Божия Он, воплотившись и принесши за нас великую Голгофскую жертву, после Своей смерти воскрес, вознесся на небо, прошел небеса и сидит одесную Отца, ходатайствуя за нас пред Богом Отцом не на земле, как ветхозаветный архиерей, а на небе, и лицом к лицу, как Сын Божий. Будем же, надеясь на Его всесильное ходатайство, твердо держаться исповедания нашего, чему и как Он научил нас, и Он поможет нам очиститься от грехов наших и преодолеть все скорби наши. Ибо Он, живя между нами, изведал Сам на Себе все скорби человеческие, даже до крестных страданий. Но перенес их мужественно, не подвергшись искушениям греховным, поэтому Он может вполне сострадать нам в наших скорбях и борьбе с грехом и оказать Свою всесильную помощь.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible