Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим
Посему будем бояться также и мы, чтобы не оказался кто из нас отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, - не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его
Здесь возвращение к тому месту, где говорится: ныне, когда услышите глас Его (Евр. 3:7), а далее по порядку: убоимся, чтобы и с нами не случилось то же. Слово посему поставлено для возобновления речи, прерванной длинным повторением.
Не оказался кто из вас опоздавшим
То есть чтобы как-нибудь не лишиться совершенно возможности войти в этот обетованный покой. Смягчая и ослабляя свою речь, он не сказал: чтобы не опоздал, но: чтобы не оказался опоздавшим.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 1-2 Да убоимся убо, да не когда, оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, яко же и онем, но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших
Сделавши перестановку прежде приведенных слов и соединивши их с сказанными здесь, мы получим следующее сочетание мыслей: «Доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как было в то время, когда Израильтяне преогорчили Господа, будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Смысл всего этого такой: когда говорится: днесь, аще глас Его услышите, и проч., как уже изъяснено выше, будем опасаться, чтобы, пока еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас отставшим и отпавшим. Ибо когда Дух Святый сказал: «днесь, аще глас Его услышите», то это значит: в какое бы то ни было время, потому что этим словом (днесь) обнимается все время до конца настоящей жизни, а потому это слово простирается и на нас, и на тех, которые будут на земле до конца мира. Значит, это обетование вшествия в покой сохраняет свою силу и для нас, и на нас простирается, если только мы не ожесточимся; равным образом и угроза лишения его постигнет нас, если мы впадем в неверие. «Ибо и нам благовествовано есть, яко же и онем», т. е. и мы приняли обетование вшествия, как и прежде упомянутые предки наши. «Но не пользова онех слово слуха». Услышанное ими слово обетований не принесло им пользы, как неверующим; ибо нужно не только слушание, но и послушание, нужно не только выслушать, по и уверовать. Оно не принесло им пользы, так как и принятое слухом оно не было у них растворено верою. Или иначе: они не присоединились верою к тем, кои слышали и уверовали. А уверовали в обетования Божии Иисус Навин и Хален, между тем как все остальные не уверовали (Чис. 1). Далее в объяснение сказаннаго Апостол говорит: неции бo слышавшие прогневаша, нo не вcи изшедшии из Египта с Моисеом (Евр. 3:16). Значит, слушание не принесло пользы слушавшим, по не уверовавшим, ибо не уверовавшие прогневали Бога, чрез что и погибли. Впрочем прогневали не все: Иисус, как сказано, и Халев уверовали, чрез что и спаслись. А так как, по вышеприведенным словам Давида, не уверовавшие оскорбили этим Бога, то и их наказал Тот, в Кого они не уверовали, и поклялся, что они не войдут в покой Его. Как то, так и это (Апостол) выясняет путем вопросов и ответов. На Кого, говорит, гневался Он четыредесять лет? Не на согрешивших ли? Да, именно. Согрешившими же называет не уверовавших в Него, ибо неверие есть грех, и притом тягчайший из грехов. «Ихже кости» (Евр. 3:17), или члены пали к пустыне. И еще спрашивает: кому Он клялся, что не войдут в покой Его? Не тем ли, которые не покорились Ему, не поверили, что они будут обладать землею обетованной? И мы видим, что они не могли войти в нее по причнне неверия и за неверие все они погибли в пустыне. Так вот какой порядок мыслей у Апостола, начиная со слов: « неции же слышавше прогневаша и включительно до слов: пяко не возмогоша внити за неверствие». Вообще он выразил ту мысль, что как тем неверовавшим не принесло пользы одно слушание словес Божиих, так и нам при неверии с нашей стороны обетованиям Христа не принесет пользы одно слушание проповеди Евангельской, напротив и мы будем лишены Его покоя, я разумею царство небесное, как те – земли обетованной.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим
«Еще остается обетование войти в покой Его…», - обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Раскрывши разительный пример неверия и вытекающего из него непослушания, получившего страшное возмездие, Апостол увещевает не терять времени на новое непослушание, пока не кончилось время призыва для полного успокоения в Боге.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как израильтяне за свое неверие не вошли в землю покоя и обетования, а возможность войти в истинный покой Божий все еще остается, то поэтому святой Павел и увещевает христиан-евреев, чтобы они опасливо жили во Христе, не омрачали своего сердца неверием, не опаздывали пользоваться призывом в этот покой, чтобы не лишиться его, подобно израильтянам. Ибо обетование о покое Божьем относится и к христианам. Обетование войти в покой Божий не вполне исполнилось, и не прекратилось со входом израильтян в землю Ханаанскую. Напротив, земля обетования - Ханаанская, была только прообразом истинной земли покоя, которая обещана и нам, христианам, ибо и нам возвещено войти в Его покой, как и тем - израильтянам. Но это призвание израильтян в покой Божий, не принесло им пользы, так как оно не соединено было с верою, которою они должны были усвоить слышанное ими.
Что же это за покой Божий обетованный, в который можно войти только верою?