Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира
Мы же войдем в самый покой, - мы, уверовавшие во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой (Пс. 94:11).
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
А входим в покой мы уверовавшие
Покой же истинных христиан есть искупление от греховных страстей, а также полное и явное вселение Святого Духа в чистое сердце. Поэтому (Апостол) говорит также: «Постараемся войти в покой оный», то есть (он подразумевает, что) подвизающиеся во всех добродетелях и заповедях и верующие в освящение Духа могут удостоиться этого (покоя).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Пс. 94:11)
Откуда видно, что войдем в покой мы, которые уверовали? Из того, что сказал Бог, что не уверовавшие не войдут. Это становится понятным из противопоставления: как для не уверовавших возмездием за их неверие служило то, что они не вошли в покой, так, напротив, мы, уверовавшие, получим в награду за свою веру то, что войдем.
Хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих (Быт. 2:2). И еще здесь: «не войдут в покой Мой» (Пс. 94:11)
Казалось бы, эта речь несообразна, но на самом деле не так: она говорит о том, что не может кто-нибудь сказать, что Давид говорит о покое субботнем. Ибо как говорит о нем, когда он был давно и когда мир с самого начала получил устроение? Ясно, что Давид говорит о каком-то другом покое. Этот покой относится к будущему, так как, очевидно, должны же кто-нибудь войти после этого. И подобно тому, как суббота в Писании называется покоем, и ничто не препятствовало, чтобы после этого покоем было названо вступление в обетованную землю; так и теперь ничто не препятствует, чтобы после этого древнего покоя был назван и будущий, разумею Царство Небесное, в которое не войдут не уверовавшие.
Евфимий Зигабен (†1118)
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира
Входим бо в покой веровавшии
Как вошли в него Иисус Навин и Халев. Но откуда жe видно, что и мы веровавшие входим в него?
Яко же рече: Яко кляхся во гневе Моем: аще внидут в покой Мой (Пс. 94:11)
Это видно из того, что тогда не поверившие словам Божиим не вошли. А если те не вошли, то остается же кому-нибудь войти; да и спустя столько лет после входа в землю обетованную поверивших (я разумею Иисуса Навива, Халева и детей поверивших) Он не сказал бы чрез Давида: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко же в прогневании» (Евр. 3:15). Притом, некоторые не получили бы заповеди не делать того же, что те сделали, если не хотят потерпеть то же, что те потерпели. А поелику они получили заповедь не ожесточаться и не неверствовать, чтобы и им не лишиться покоя, то, значит, им предстоит вшествие в него. Далее указывает, что это за покой.
Аще и делом от сложения мира бывшим
Хотя уже совершены были дела Его еще в начале мiрa, то есть: еще тогда настал покой от дел творения.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира
«Входим…» - настоящее вместо будущего, еще ожидаемого - выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только уверовавшие. - «Покой Мой…» «Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах (3-11), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как будущем для некоторых людей (6 ст.), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок (еще… субботство, 9 ст.), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
В стихах 3–9 Апостол раскрывает мысль 2 стиха об остающемся ещё субботстве. Вход в божественный покой, которого лишены были израильтяне, предстоит обществу верующих. Мысль эту Апостол высказывает с особенной уверенностью, на что указывает употребление глагола εἰσερχόμεϑα в настоящем времени вместо будущего.
Приводя далее уже цитированные раньше слова Писания, Апостол на этот раз пользуется ими для доказательства иной мысли, а именно: о существовании Божия покоя от начала, по сотворении мира, что и разъясняет в 4 и 5 стихах. Покой божественный сам по себе существует уже с давнего времени, но он неполон, потому что Бог по милосердию Своему желает разделить его с избранными Своими, которые, однако, не все пожелали его, а потому провозглашается новый призыв к нему, который и совершает Апостол на основании Писания и собственных соображений, приводимых им в стихах 8–11, причём Апостол полагает, что божественные обетования не могут не исполниться. А потому, если евреи не вошли в покой божественный, то должны войти другие (христиане). Посредством τινός Апостол ограничивает число имеющих войти в покой, имея ввиду тех христиан, которые исполняют необходимое для того условие, т. е. будут иметь веру, вводящую в царство Божие. Здесь причиной лишения евреев покоя называется ἀπειϑεία (непослушание), тогда как в Евр.3:19 – ἀπιστία (неверие). Но непослушание есть плод неверия, которое поэтому составляет как бы корень его, а потому слова эти могут свободно взаимно заменять друг друга.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Израильтяне, получив от Бога обетование о покое Божьем, не вошли в него, потому что не веровали, а мы, христиане, веруем, и верою войдем в покой Божий.
Что же это за покой Божий? Под ним, говорит, нельзя в высшем смысле разуметь землю Ханаанскую, но нужно разуметь тот покой Божий, который наступил после творения, когда Бог увидел, что все добро зело, и Он успокоился от всех дел Своих. Эту мысль святой Павел доказывает так. Бог говорит, что не войдут в покой Мой (Пс. 94:11), хотя дела Его были совершены, окончены еще в начале мира. А в книге Бытия (см. 2:6) прямо говорится, что Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, а здесь - не войдут в покой Его. Из этого сопоставления ясно, что под покоем Божьим разумеется не земля Ханаанская, а покой Божий от дел творения, который и теперь продолжается. Мысль всего этого места такая. Бог, сотворив мир словом Своим в шесть дней, успокоился от дел Своих в седьмой день, в блаженной радости о прекрасном творении, которое Он совершил. Но Он захотел сделать участником, в Своей блаженной радости покоя, и человека, когда он совершит, назначенную ему Богом деятельность, которая состояла в том, чтобы подчинить природу, как материю, духу человека, созданному по образу Божию, и таким образом образовать из земли и неба вечное Божественное единство. По совершении такого дела, человек стал бы участником Божественного блаженного покоя. Но человек пал, и тем извратил совершенно свое назначение, сам подчинился материи - плоти. Милосердый Господь не оставил его окончательно погибнуть. Он тотчас же по падении человека, в обетовании указал ему средство снова возвыситься до своего назначения, и войти в покой Божий, в семени жены через веру в Него, и Сам Своими откровениями руководил к этому народ еврейский, и обещал ему, как символ этого покоя, землю Ханаанскую. Но народ еврейский не уверовал в Него, поэтому Бог с клятвою подтвердил, что он не войдет в истинный покой Его.
Следовательно, обетование Божье о наследовании покоя Божия, не исполнилось для народа израильского, но и не прекратилось с их неверием, а продолжает и доныне существовать, что святой Павел и доказывает далее.