Скрыть
Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи

После того, как сказал о прообразе субботы, обращается к доказательству того, что и священники народа израильского были поставлены в прообраз Сына. Ибо всякий, говорит, первосвященник, который из людей берется, то есть избирается и помазуется, за людей поставляется пред Богом, чтобы чрез него передавались им дары Божии и чтобы он приносил пред Богом дары и жертвы, кои за грехи их приносились.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу

Теперь Павел хочет показать, что Новый Завет гораздо лучше Ветхого. И прежде всего начинает сравнивать священство ветхозаветных священников со священством Христа и показывает великое превосходство последнего. Между тем, так как ему встречалось препятствие в том, что многое, что должно принадлежать священникам, не принадлежало Христу, - так, Он не происходил из священнического колена, не был на земле священником, не был поставлен от человек и, просто сказать, образ Его священства не имел какого-либо телесного выражения, как, например, колокольчиков и дощечек с заповедями (которые были у ветхозаветных священников) но все духовное, то он перечисляет сначала то, что есть общего между Христом и прочими первосвященниками, а затем показывает и преимущества Христа пред ними. Ибо тогда при сравнении действительно оказывается превосходство, когда в одном Он имеет общее, а в другом - превосходит. Итак, то, что из человеков избираемый, - это общее у Христа с прочими первосвященниками. Ибо и Он, будучи человеком, сделался Первосвященником. Так же и то, что для человеков поставляется на служение Богу, то есть является посредником, и это - общее.

Чтобы приносить дары и жертвы за грехи

Объяснил, что значит: поставляться за людей пред Богом, - это значит, говорит, умилостивлять Бога за грехи. И это общее у Христа с прочими, хотя и не вполне: ибо Он принес в жертву Себя Самого, те же - нечто другое. Как различаются дар и жертва, сообразно точному смыслу, хотя в Писании они употребляются безразлично, узнаешь ниже.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи

Всяк бо Первосвященник, от человек приемлем за человеки поставляется на службы, яже к Богу

«Из человеков избираемый на службы, яже к Богу», т. е. ходатаем пред Богом.

Да приносит дары же и жертвы о гресех

«Дарами» называлось то, что приносили Богу чрез первосвященника, по своей воле, а не по требованию Закона; «жертвою» же – то, что исполнялось по предписанию закона.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах

«Для человеков поставляется на служение Богу…» Хотя каждый человек обязывается и сам на служение Богу, однако Господь благоволит избирать из среды людей особых Себе служителей, служение коих состоит в том особенно, чтобы приносить дары и жертвы за грехи людей, из коих не исключается и сам первосвященник (Лев 16:11-15 и д.). Таково установление Божественное. Относительно тех, за которых должны быть приносимы жертвы, апостол употребляет смягченные выражения, как о невежествующих и заблуждающих (ср. 1Ин. 3:9; 2:3, 11 и др.), что имеет, впрочем, и свой грозный смысл, давая понять, что если грешащие по неведению и заблуждению могут пользоваться снисхождением Первосвященника, то противящиеся Ему сознательно и упорно не имеют этой надежды (Чис 15:22, 31; Лев 4:2; 5:1-15).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

Стихи 1–3 Апостол посвящает раскрытию милости и снисходительности Христа, как Первосвященника, обязанного подобно ветхозаветным первосвященникам приносить дары и жертвы за грехи людские. Как первообраз Аарона, Христос готов оказать обращающимся к Нему Свою помощь, а как первообраз Мелхиседека – царя и священника, Он может сделать это. Поэтому мы, приступающие к престолу благодати, можем не напрасно просить Его о милости. Так изъясняют слова Апостола о первосвященстве Христовом, не прямо, а косвенно относимые к Нему Апостолом.
 
О призвании же Христа на это служение Апостол в стихе 5 выражается прямее и определённее и даже приводит далее доказательства как от Писания, так и взятые из жизни Христа.
 
Главный факт жертвенного культа, по воззрению Апостола, есть умилостивление за грехи. Этим определяется и смысл его речи об избрании первосвященника из людей и для людей, а равно и та идея, которая кроется в замене крови грешника кровью жертвенной, почему в упоминаемых Апостолом жертвах о грехах можно видеть не специальные указания на определённый вид жертвы за грехи, но общее указание на цель жертв, тем более, что в числе жертв за грех не полагалось растительных приношений, кроме случая, когда бедняк не мог принести даже двух голубей. Как человек, сам обложенный немощью, первосвященник должен быть мягко и снисходительно настроен по отношению к ошибкам и немощам других. Это свойство его выражено словами: μετριοπαϑεῖν δυνάμενος. По этимологическому составу оно сродно συμπαϑῆσαι, но μετριοπαϑεῖν более подходит. Слово это образовалось у греческих философов, особенно у скептиков, стремившихся иметь свойственную мудрым середину в обнаружении печали и радости, в противоположность ἀπάϑεια, которой гордились стоики.
 
Относительно тех, за которых должны быть приносимы жертвы, Апостол тоже употребляет мягкие выражения: ἀγνοοῦσιν καὶ πλανωμένοις, как бы разумея только тех, за которых, как грешащих по неведению, полагалась жертва, тогда как грешившие по дерзостному противлению должны отвечать своей кровью (Числ.15:22, 15:31; Лев.4:2, 5:1–15). Таким образом, снисхождением Первосвященника Христа могут пользоваться только грешащие по неведению и заблуждению, а не те, которые противятся Ему сознательно и упорно.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

Так как ветхозаветный первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, то и избирался из народа и посвящался на службу Богу, чтобы посредством даров и жертв умилостивлять Бога, и ходатайствовать перед Ним за народ. Он избирался из людей для того, чтобы опытно знать и сострадать, сочувствовать немощам людей, грешащих по невежеству, по неведению, хотя каждый почти грех, увлекая прелестью удовольствия, омрачает сознание грешащего и делает его невежествующим, заблуждающимся (Феофилакт). А так как первосвященник и сам как человек с немощами - грехами народа, то должен был сам предварительно очиститься от них, чтобы его жертвы за народ были угодны Богу.
Во-вторых, всякий первосвященник должен иметь законное избрание, Богом установленное.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible