Скрыть
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Написано у апостола Павла, что «совершенных есть твердая пища» (Евр. 5:14). Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их, – ни человек, ни дьявол.

Ефрем Сирин, прп. (†373)

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Совершенным же свойственна (есть) твердая пища, то есть страдание, написанное в новом благовестии (Евангелии), - о коих (совершенных) сказано: приготовьте Господу народ совершенный (Лк. 1:17; Мк. 1:3; Ис. 40:3), у которых чувства, благодаря мерилу веры, приучены, - то есть ими самими, а не законом, - к различению добра и зла.

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

<…> чувствия души обучены «в разсуждении добра и зла», то есть в рассуждении ухищрений, наветов, разнообразных нападений и подстережений злобы, а подобно сему, и в рассуждении разных дарований и различных вспомоществований, по действию и силе Духа. Ибо кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святого Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным весельем, тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном домостроительстве Божией благодати и Божия мира.

Собрание рукописей типа II. Беседа 50

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Посему прекрасное дело научать людей благости Божией, привлекать их непрерывностию Промысла Божия и от заблуждения приводить к познанию истины. Ибо таков был образ действия у Христа и у апостолов, и он весьма высок. Если же человек, при таковом образе жизни и частом общении с людьми, чувствует в себе, что немощна совесть его при воззрении на существующее, и возмущается тишина его, и помрачается ведение, потому что ум его имеет еще нужду в охранении и в подчинении чувств, и, желая врачевать других, губит он собственное свое здравие, и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, - то пусть вспомнит таковый апостольское слово, внушающее нам, что совершенных есть твердая пища ; и пусть возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в притче: врачу, исцелися сам (Лк.4:23). Пусть осуждает сам себя и охраняет здравие свое; и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие, и вместо гласа уст его да учат его деяния. И когда узнает, что душа его здрава, тогда пусть пользует других и врачует своим здравием. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностию о добрых делах, нежели сколько сделает словами, будучи сам немощен и более их имея нужды в исцелении. Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф.15:14). Твердая пища прилична здоровым, имеющим обученные чувства, способным принимать всякую пищу, то есть приражения всяких ощущений, и, по причине обучения в совершенстве, от каких бы то ни было встреч не видеть вреда сердцу.

Слова подвижнические. Слово 58

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

твердая же пища свойственна совершенным

То есть возвышенные догматы о Божественности Христа. Видишь ли, что есть другое младенчество - мысли, которое имеют и старцы; и есть совершенство, иметь которое ничто не препятствует и юношам.

у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Навыком он называет совершенство и твердость образа мыслей нравственной жизни. Кто тверд по образу мыслей и по жизни, тот имеет и чувства души, приученные путем упражнения в Божественных Писаниях к различию, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой - здравых и извращенных. Не о жизни говорит он здесь: ибо всякий различает ее и знает, что зло - дурно, а добродетель - благо. Видишь ли, что необходимы обучение, упражнение и опытность в Писаниях, если мы намерены различать, что еретическое и что не таково; а не просто ко всему склонять слух. Ибо гортань вкушает пищу, а душа испытывает учения (ср. Иов.12:11).

Евфимий Зигабен (†1118)

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Совершенных же есть твердая пища

Совершенных умом.

Имущих чувствия обучена долгим учением

Имеющих по причине совершенства тщательную судительную способность души, которою распознается, что – добро и что – зло. В частности теперь речь о догматах учения ибо «гортань брашно вкушает, душа же словеса разсуждает» (Иов. 12:11). Посему и прибавил:

В разсуждении добра же и зла

в распознавании добраго и худаго учения.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Апостол затрудняется слишком глубоко касаться затронутого им важного вопроса, ссылаясь на недостаточную подготовленность слушателей, требующих «молока, а не твердой пищи», т.е. более начального учения (ср. 1Кор. 3:2; 1Пет. 2:2). Впрочем, далее (VI:9 ст.) он оговаривается, что не все его читатели таковы, и потому увещевает их стремиться быть совершенными, в особенности же не отступать от уже достигнутого совершенства. И те, которых он сейчас называет неспособными слушать (11 ст.), сделались таковыми вопреки более естественному ожиданию видеть их более совершенными (12 ст.). Все же апостол начинает далее вести их к этому совершенству познания учения Христова (VI гл.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

С 11 стиха 5 гл. и по 20 стих 6 главы Апостол говорит об отношении своего увещания к слушателям, причём, прежде всего, заявляет, что он на этот раз затрудняется дальнейшим раскрытием столь важного предмета, как первосвященство Христово, так как они с одной стороны недостаточно внимательны к его (глубокомысленному) слову, а с другой – и недостаточно сведущи в учении, почему им отчасти необходимо начальное учение, как детям нужно молоко, а не твёрдая пища. Впрочем, далее Апостол оговаривается, что не все его читатели таковы, и потому он увещевает их стремиться быть совершенными, в особенности не отступать от достигнутого совершенства.
Слова 11 стиха νωϑροί ταῖς ἀκοαῖς (глухи) употреблены Апостолом (быть может в противоположность τοῖς ὑπακούουσιν) в смысле переносном о душевной немощи восприятия, и ταῖς ἀκοαῖς заменяет собою винител. отношения, так что всё выражение будет значить: так как вы сделались невосприимчивыми слухом, как бы глухими. Такое духовное состояние читателей Апостол представляет не первоначальным, а наступившим позднее, на что указывает употребление глагола γεγόνατε, а не ἐστὲ. Указывая в 12 стихе на прежнее лучшее духовное состояние читателей, Апостол как бы сглаживает резкость замечания о них, а вместе и возбуждает их к наибольшему вниманию к предложенному им учению, которое он называет в 12 стихе «словом Бога»296, а в 13 – «словом правды», которое читатели послания оставили без внимания, в самых основных и начальных его формах, между тем как, судя по живости восприятия и протекшему времени, они должны быть знакомы и с глубиной его.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. 

Вследствие, говорит, вашей немощности, неспособности понимать глубокие истины христианства, трудно вам выяснить учение о том, как Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседекову. Вы уже уверовали во Христа, давно и слышали о таинствах, и потому сами бы должны быть учителями других. Но еще сами нуждаетесь в обучении вас, и притом в обучении азбуке христианской, первым началам слова Божия о человечестве Христовом, об уничиженном состоянии Его, а не о Божестве Его, для понимания которого требуется совершенный разум. Вы имеете разум младенческий, неспособный понимать учение о глубоких и возвышенных истинах, поэтому вас нужно питать молоком, а не твердою пищею, учить тому, что наглядно может понять ваш младенческий разум. Потому что всякий, питаемый молоком, то есть начальными истинами христианскими об Иисусе Христе, как человеке, не сведущ в слове правды, не имеет высшего любомудрия об Иисусе Христе, как Боге, ибо он еще имеет младенческий разум, неспособный понимать это. Твердая же пища - возвышенные догматы о Божестве Иисуса Христа, свойственна уму совершенному, достигшему такого совершенства путем навыка, или упражнения чувств души в Божественных Писаниях, к различению, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой, здравых и развращенных, или коротко, к различению добра и зла (Феофилакт).
Приняв учение Христово ранее других, палестинские христиане не только не усовершенствовались в познании Его, но снова обнаруживают склонность возвратиться в иудейство.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible