Скрыть
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 28-29 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет

Ибо если те, кои преступали немощный закон Моисеев, (бывший прообразом закона Христова), без всякаго милосердия, по показанию двух или трех свидетелей, подвергались смерти, и не давалось места покаянию: то сколь более, думаем, худших будет достоин наказаний тот, кто попирает не закон Моисеев, но Сына Божия, и кровь нового завета Его простою считает, то есть такою же, как кровь телицы, кропившуюся на завет Моисеев, между тем как она (кровь Нового Завета) безмерно превосходнее той (ветхозаветной), поелику чрез нее мы освящены в крещении от греха и беззакония, - и тот, кто духу благодати, вкропленной в нас, наносит оскорбление? - Это суть те, кои Евангелие считают таким же, как закон Моисеев.

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью

На слова: отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает, и проч. Когда закон нещадно наказывал неизвинительно согрешивших, снисшедшая благодать, крещением умертвив смертную и страстную жизнь, немедленно как бы чудом каким возродила иную жизнь пакибытием и заповедала доблестною жизнью ослаблять, лучше же сказать, умерщвлять плотские страсти. Но согрешивших и не покаявшихся строго наказывала более самого закона и угрожала им наказаниями; потому что сподобившиеся столь великого дара, возведенные в царское достоинство, и соделавшиеся причастниками Божественных Таин и дарований и потом поддавшись нерадению, достойны большего наказания. И об этом говорит Ап. Павел, изрекая слова, смысл которых желаешь ты узнать. Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия, то есть без милости, без прощения и извинения, при двоих или триех свидетелех умирает, то есть побивается камнями. Колико мните горшия сподобится муки, - продолжает Апостол, - укоривый своими поступками Того, Кто превознес его честью?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если отвергшийся закона Моисеева

От менее важного доказывает справедливость будущего наказания, чтобы и его слову было больше веры. Закон называет Моисеевым, потому что он многое установил.

При двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью (Втор. 17:6)

Связь речи такая: отвергся ли кто закона Моисеева, то при наличии двух или трех свидетелей без милосердия наказывается смертью, то есть если бы двумя или тремя свидетелями было заявлено, что он нарушил закон.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает (Втор. 17:6)

Если кто отвергся закона Моисеева при двух или трех свидетелях, свидетельством своим утверждающих, что он действительно отвергся закона, и доказавших виновность отвергшагося, то тот подвергается смерти без всякой милости. А если отвергающий закон, начертанный рабом (ибо Моисей многое узаконил и сам от себя), так наказывается без снисхождения и пощады, то сколь же сильнее будет наказан презревший закон Владыки?

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью

«Без милосердия…» «Не было там никакого снисхождения, никакой милости, хотя это был закон Моисеев… то не тем ли более здесь?» (Злат.).

См. также Толкование на Евр. 10:27

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!

Отдел с 26 по 31 стих представляет страшное предостережение и угрозу, как бы не гармонирующие со спокойным тоном, в котором доселе велась беседа. Но эту резкую перемену тона можно объяснить характером тех грозных свидетельств из Ветхого Завета, которые приводит Апостол. Поэтому там, где он более говорит от себя, например, в 26 стихе, слово его звучит не столь громоносно. Тем не менее, нельзя не отметить этот отдел как патетический по преимуществу. Ужасно указание на грядущий суд. Ещё поразительнее свидетельство о том, что всякий отступник от Моисеева закона карался смертью. Какое же наказание должно постигать того, кто отвергает всё значение дела искупления, совершенного через пролитие Христовой крови и многоразличные благодатные действия Св. Духа?! Апостол не даёт на это определённого ответа. Но он приводит громоносное слово Божие: «Мне отмщение, Аз воздам». И потом присовокупляет: «страшно впасть в руки Бога живаго», о Котором псалмопевец говорил, что Он, живый на небесах, посмеется над противниками Его и поругается над ними569.
 
Особенно виновными считает Апостол тех отступников, которые делают это сознательно, т. е. зная, что они оставляют истинную веру. О таких дерзких противниках Господа закон говорил: «да истребится душа та». А Христос о сознательных Божиих хульниках говорит, что «грех сей не отпустится ни в сей, ни в будущей жизни».
 
О страшном суде был намёк в Евр.9:27, но здесь это делается внушительнее: говорится о страшном огне и божественной ярости гнева Господня, как об этом пророчествовал Исаия и предсказывал Сам Иисус Христос. Мысль о тяжести впасть в руки Господа взята из древне-библейского учения. О воздаянии и суде словами Второзакония Апостол говорит в послании к Римлянам. Но какая разница в постановке одних и тех же слов здесь и там! Замечательно и то, что Апостол приводит эти слова не по переводу LXX, где они звучат несравненно менее сильно и не по позднейшему масоретскому чтению, а по собственному перифразу.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви.

Лк.13:6-9. Притча о смоковнице показывает, что пока дерево находится под попечением виноградаря в винограднике, хотя и бесплодное, до тех пор для него еще не потеряна надежда быть плодовитым; так и люди, пока в Церкви, для них есть надежда на спасение: Ин.15:5; а для отпадших потеряно всё: Ин.15:6; Евр.6:4-6;10:28-29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Если закон Моисея наказывает смертью (побиением камнями) доказанное двумя или тремя свидетелями преступление против Бога и Его завета (см. Втор. 17:2-6), то тем более жестокому наказанию подвергается тот, который и словом и делом с пренебрежением отвернется от Сына Божия, попирает Его, ставит Его ни во что, Кровь завета Его, которою освящет, не почитает за святыню, пренебрегает ею, и Духа благодати оскорбляет, служа не Богу, а страстям и диаволу. «Каким образом кто-либо попирает Сына Божия? - спрашивает святой Златоуст и отвечает. «Если, приобщаясь Его в тайнах, он совершает грехи, то скажи мне, не попирает ли Его? Не презирает ли Его? Как попираемых людей мы ставим ни во что, так и у согрешающие ставят ни во что Христа, потому и грешат. Ты стал телом Христовым, и отдаешь себя диаволу, чтобы он попирал тебя? Христос пришел поселиться у тебя, а ты попираешь Его объедением, пьянством!».
И сам святой Павел говорит, что принимающий Тело и Кровь Христову без должного благоговения, причащается ими в суд и в осуждение себе (см. 1Кор. 11:27-29).
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible