Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 10:22
да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 22-23 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший
Да приступаем к Нему с истинным сердцем, чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, - и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься от совести лукавой, проявляющейся в помышлении зла, - и омоем тело наше крещением освящения, - будем держать в скорбях наших надежду, которая должна исполниться в свое время, - и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано, ибо верен Обещавший нам.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Да приступаем
К чему? в вере и к духовному служению, или - к небу, где наш Первосвященник.
С искренним сердцем
То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Итак, продолжает.
С полною (εν πληροφορίοι) верою
Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту (πληροφορίαν) веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других - нет; это не есть полная, напротив - несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо, - ни храм, ни небо, ни Первосвященник - Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная.
Кроплением очистив сердца от порочной совести
Сказав о вере, теперь показывает, что требуется не одна только вера, но и добродетельная жизнь. Иудеи окропляли тело, мы же сердца, чтобы не сознавать за собой ничего лукавого. Мы будем окроплены самой добродетелью, или благодатью Духа, отпустившего нам в купели грехи и укрепившего нас так, что, если постараемся, мы не впадаем уже более в грех.
И омыв тело водою чистою
Водой крещения. Чистой же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови, как в древности с примесью пепла. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берется вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое.
Евфимий Зигабен (†1118)
Да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою
«Да приступаем» же к небу с истинным сердцем, т. е. без лицемерия, не так, как обыкновенно – думают одно, а говорят другое.
Во извещение веры
И это будет, если только уверуем, что мы действительно взойдем на небо, и если в этой вере получим твердое убеждение. А с убеждением веровать необходимо, потому что у нас нет ничего видимаго: ни иерея, ни жертвенника, ни жертвы.
Окроплени сердцы от совести лукавыя
Будучи чисты душею и помыслом, так чтобы в нашей совести не было чего-либо лукаваго.
И измовени телесы водою чистою
водою св. крещения. Ведь и иудеи кропили, но только тело, и омывались, но не тою чистою водою, которая есть кровь (Христова). Что может быть чище очистительнаго крещения, омывающаго не только тело, но еще больше душу?
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-22 и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою
«Да приступаем…» Кто - да приступаем? «Кто свят по вере, по духовному служению» (Злат.). - «С искренним сердцем, с полною верою…» «потому что здесь нет ничего видимого: и священник, и жертва, и жертвенник - невидимы» (Злат.). - «Кроплением очистивши сердца от порочной совести…» «Здесь апостол доказывает, что требуется не только вера, но и добродетельная жизнь, и то, чтобы не сознавать за собою ничего худого. В святое не допускаются те, которые не ведут себя вполне так, потому что оно - святое и святое святых; следовательно, сюда не входит никто из нечистых. Те омывали тело, а мы - совесть; нужно и ныне омываться, но уже - добродетелью» (Злат.). - «Омыв тело водою чистою…» «Здесь говорится о купели крещения, которая очищает не тело, а душу» (Злат.). «Говорит о воде, или делающей чистыми, или не имеющей крови» (там же).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ин.4:10,13,14. Есть вода духовная, питающая, – Царство Божее, как, например, та, о которой здесь говорится, но есть вода и омывающая: Деян.22:16; Евр.10:22. Разве в духовной воде крестились ученики Христовы: Ин.3:23;4:2; Деян.8:36?
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как Иисус Христос, великий Первосвященник над домом Божьим - над верующими в Него, которые суть дом Его (см. Евр. 3:6; 2Кор. 6:16), открыл нам плотскою смертью Своею новый и живой путь во святилище, ведущий к жизни вечной, блаженной жизни, чего ранее не было, а открыто вновь (Златоуст), как Он Сам сказал: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6), то мы с дерзновением, с полною уверенностью и неуклонно, должны следовать по этому пути, с полною непоколебимою верой, что кровь Иисуса Христа очистит нас от грехов и успокоит совесть, терзаемую сознанием нашей виновности пред Богом, а вода крещения и благодать Святого Духа, подаваемая в этом таинстве, даст нам силы смыть греховность и победить страсти, гнездящиеся в нашем теле, и с непоколебимою надеждою на обетованное нам блаженство, ибо обещавший его верен - истинен, Сам Иисус Христос, сказавший - где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26).
Кроме веры новый путь требует и новой нравственной жизни.