Скрыть
Тѣ́мже и стра́ждущiи по во́ли Бо́жiей, я́ко вѣ́рну Зижди́телю да предадя́тъ ду́шы своя́ во благотворе́нiи.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро

По воле Божией. Словом воля Божия апостол показывает или то, что страдания наши бывают не без промысла Божия, но посылаются от Него в качестве испытания, или то, что, страдая за волю Его, мы Ему же должны предоставлять и окончание страданий. Ибо Он верен и неложен в обещаниях Своих, и не попустит нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор. 10, 13). Как же должно предавать самого себя Богу? Делая добро, говорит. Что же значит это? Значит полагаться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страждет, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: праведен Ты во всем, что соделал с нами (Дан. 3, 27). Нечестивый и грешный разнятся между собой тем, что нечестивый вовсе не признает Бога, а грешный, имея веру в Бога, презирает закон Его. Впрочем, и один и тот же человек может быть нечестивым и грешным. Ибо, совершая беззаконие, он, без сомнения, нечествует, не помышляя, во время греха, о бытии Божием (Пс. 9,25).

Экумений (†VIв.)

Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро

Сказав по воле Божией, [апостол] имел в виду либо то, что мы терпим страдания не вопреки Божию промыслу, а Он ниспосылает их нам как испытание; либо то, что, пострадав по воле Божией, мы вверим Ему и наше спасение. Ведь Он верен, то есть надежен и правдив в своих обещаниях: Он не позволит, чтобы мы подверглись испытаниям выше наших сил.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

Итак страждущие
и проч.: заключение всего наставления о терпеливом перенесении огненного искушения, то есть скорбей и страданий за имя Христово (со ст. 12). Если эти страдания и скорби, посылаемые по воле Божией, без которой ничто в мире не происходит, необходимы по планам Божественной премудрости и если они имеют спасительное действие на верующих в деле их нравственного усовершенствования, то нужно совершенно предать себя Премудрому и Всеблагому и об одном только при сем нужно помышлять: чтобы делать добро, не ослабевать в этом делании и не делать ничего такого, что противно праведному и святому Богу (ст. 15). Среди страданий творящие добро и избегающие зла могут быть уверены, что Тот, Кто попустил им страдать, сделает то, что они возрадуются и восторжествуют в явление славы Его (ст. 13).

Как верному Создателю: Он виновник бытия всего сущего и душ человеческих, Он вновь воссоздал души верующих во Христа в купели крещения, Он и приведет предающих себя Ему к общей цели создания и воссоздания – к вечному блаженству в единении с Ним; тем более в этом можно быть уверенным, что Он верен Себе и Себя отрещись не может (2Тим.2:13), а потому Свои обетования исполнит точно, если только сами люди не изменят Ему. Образ всецелой преданности души Богу показал Сам Господь Иисус Христос, Который, умирая в тяжких мучениях, воскликнул: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк.23:46).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро

Как нравоучительный вывод из всего отдела, ст. 12-13, Апостол дает читателям наставление предавать себя при страданиях благой и премудрой воле Божией (ср. ст. 17), взирая на образец всецелой преданности Богу, явленный Господом Иисусом Христом на кресте (Лк 23:46). Как же должно предавать самого себя Богу? «В благотворении». Что же значит это? Значит положиться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страдает, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: Ты праведен во всем, что сделал нам« (Дан 3:27) (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:17-19. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

       Здесь указывается новое побуждение к терпению в страданиях, а именно то, что христиане могут видеть в грозных исторических событиях предъизображение страшного пришествия Господня на суд (Мф.24), и ведомые на судилище (Мф.10:17), могут подготовиться к страшному суду. Таким образом, суд начнется с христиан, но гроза его обрушится неотразимо на непокоряющихся благовестию, так как они имели достаточно времени и знамений времен, чтобы вразумиться и покориться Богу.
     Что суд начнется с дома Божия, т. е. с членов Церкви Христовой (1Тим.3:15), об этом предуказывали еще ветхозаветные пророки (Иер.25:1-15); (Иез.9:6) и возвещал Сам Иисус Христос (Лк.21:12). По словам святого Василия Великого, «суд начинается прежде с дома Божия потому, что мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред нами. А Богу Свои суть никто иные, как верные, наполняющие дом Его, т. е. Церковь». В Церкви же, как и во всяком большом доме, есть сосуды к чести и не к чести (2Тим.2:20). Указав, наконец, на трудность спасения, срвн. (Притч.11:31); (Мф.11:12), Апостол в заключение еще раз увещевает страждущих предаться всецело воле Творца и Промыслителя, не переставая никогда делать добро, подражая Иисусу Христу, Который, умирая, предал дух Свой Богу (Лк.23:46).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible