Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ѡ҆ не́мже дивѧ́тсѧ, не сходѧ́щымсѧ ва́мъ въ то́же блꙋда̀ разлїѧ́нїе, хꙋ́лѧще:
Святые отцы
Прочие
- Севир Антиохийский (†538)
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас
Язычники будут удивляться (ξενίζονται) вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему, после удивления вашей перемене и недоумении, они не только посрамятся, но и станут злословить; ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся безнаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех, который для этого и сидит непреложно и твердо. А как Судия есть судия живых и мертвых, об этом пишет апостол далее.
Севир Антиохийский (†538)
почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злоcловят вас
Люди дивятся и поражаются, видя вас совершенно повернувшимся к благу и не смешивающимися с ними в том же распутстве, и не только они не стремятся к благу, но обращаются к богохульству.
Фрагменты
Экумений (†VIв.)
почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злоcловят вас
Поэтому они сперва дивятся вашей перемене и недоумевают, а потом не только стыдят, но и злословят вас - благочестие грешнику ненавистно.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Почему они и дивятся и проч.: вследствие перемены образа жизни обращенных в христианство из язычества по их обращении, оставшиеся в язычестве дивятся им и злословят; дивятся – слово употребляется в смысле отчуждаться, устраняться, избегать и в смысле удивляться; употребляется оно здесь в худшем смысле, как дивятся действиям людей странным, глупым, нелепым, каковыми язычникам, с их точки зрения, и казались действия обращенных ко Христу, хотя сами в себе они были действия высокие, разумные, добрые.
Не участвуете с ними в том же распутстве: краткое обозначение причины, почему они дивятся и злословят; не участвуете, то есть перестали участвовать с тех пор, как обратились ко Христу; в том же распутстве, точнее в разлиянии распутства, то есть в крайнем распутстве, чрезмерном. Этим словом обозначается вообще крайне порочная жизнь язычников во всех отношениях.
Злословят: говорят все дурное, ругательное, позорящее; злословие это направлено было, конечно, лично против христиан, но, без сомнения, относилось и к самой религии христианской, которая была причиною возбудившей удивление и злословие перемены в жизни обратившихся в нее. «Смысл (всей) речи такой: однажды навсегда отказавшись от языческого образа жизни, который вы проводили некогда, ныне вы должны держаться избранной вами жизни честной. Тогда и сами язычники будут удивляться вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему после удивления вашей перемене и недоумений они не только посрамятся, но и станут злословить, ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся ненаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех» (Феофилакт).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злоcловят вас
Увещание жить по воле Божией Апостол усиливает осуждением и отрицанием прежнего языческого образа жизни читателей до вступления в Церковь Христову. «Смысл речи такой: однажды навсегда отказавшись от языческого образа жизни, который вы проводили некогда, ныне вы должны держаться избранной вами жизни честной. Тогда и сами язычники будут удивляться вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему после удивления вашей перемене и недоумений они не только посрамятся, но и станут злословить, ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся ненаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
К высшему побуждению жить свято Апостол Петр далее присоединяет другое, так сказать, практическое побуждение. Он говорит: уже довольно вы жили греховною жизнью, чтобы видеть, как она срамна, неприглядна, пуста и опасна. Из числа грехов, которым особенно предавались язычники (и отчасти Иудеи) до обращения их к христианству, Апостол указывает на сладострастие и пьянство, сопровождавшееся срамными и неистовыми песнопениями в честь бога вина (Бахуса), причем иногда бывали разного рода представления (трагикомические), на что, вероятно, отчасти и намекается в Славянском слове «козлогласование».
Подобные сим грехи язычников перечисляет и Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.13:13), ибо известно, что весь Греко-Римский мир отличался тогда одинаковою распущенностью нравов, особенно выразительно выступавшей во время торжеств на сказанных празднествах. Если где, то на сих и подобных пирах христиане никак не могли быть, не теряя своего христианского достоинства, а посему понятно, что они должны были сделаться предметом кощунственных насмешек на сказанных пирах, считавшихся у язычников верхом удовольствия и счастья, тем более, что многие из язычников не имели даже понятия о жизни загробной. Имея сие в виду, Апостол далее возводит мысль христиан к той жизни, где все сластолюбцы понесут должное воздаяние.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий