Скрыть
Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению

Апостол как бы так говорит: ужели вы не насытились, проведши столько времени в житейских удовольствиях? Разве вы жили не в такой нечистоте, в какой и язычники? И затем называет некоторые виды нечистоты.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Севир Антиохийский (†538)

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению

Итак, Петр говорит здесь вот что: следует держаться в стороне от разнузданности языческой жизни, и не возвращаться к старому, и не завидовать тем, кто проводит время в шумных гуляниях и пьянстве.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;

Довольно, что вы
и проч.: речь апостола обращена, собственно, к уверовавшим из язычников, как показывает особенно упоминание о нелепом идолослужении, какому предавались они прежде; но некоторые черты речи, конечно, могли приложить к себе и уверовавшие из евреев, так что и к ним частию относилась эта речь апостола.

Довольно: в слове некоторая тонкая ирония; греху прежде послужили столько, что греховные ваши наклонности и стремления должны быть удовольствованы уже, пора перестать удовлетворять их.

В прошедшее время жизни: разумеется время до обращения читателей из язычества или иудейства ко Христу, или и дальнейшее – до времени написания послания, если предположить, что некоторые не вдруг отстали от некоторых из греховных действий, о коих говорится далее.

Поступали по воле языческой: воля языческая очевидно противополагается здесь воле Божией (ст. 2) и означает, в противоположность закону Божию откровенному и, в частности, закону Христову, закон греховного, не озаренного светом Божиим и благодатию Христовою естества человеческого, которое в невозрождении обладается греховными стремлениями и наклонностями, из коих некоторые и исчисляет далее апостол,

каковы – нечистόты: греческое слово означает греховные излишества всякого рода, особенно же не целомудренные (Рим.13:13; 2Кор.12:21; Гал.5:19);

похоти – чувственные влечения всякого рода, но по преимуществу с их внутренней стороны, особенно же – сладострастие в его различных видах, и внутреннее, и во внешних проявлениях;

пьянство – страсть к винопитию, греческое слово означает чрезмерность употребления вина;

излишество в пище и питии – точнее, козлогласование и пьянство – оба слова указывают на языческие общественные пиршества при празднествах, особенно, например, в честь Бахуса, когда пили до одурения и пели разные сладострастные песни и вообще предавались всяческим безобразиям (ср. Рим.13:13; пирования и пьянство);

нелепое идолослужение – точнее в славянском: богомерзские идолослужения - служение идолам, составляющее сущность языческой религии вообще; выражение употреблено во множественном числе в соответствие различным видам языческого идолослужения.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злоcловят вас

Увещание жить по воле Божией Апостол усиливает осуждением и отрицанием прежнего языческого образа жизни читателей до вступления в Церковь Христову. «Смысл речи такой: однажды навсегда отказавшись от языческого образа жизни, который вы проводили некогда, ныне вы должны держаться избранной вами жизни честной. Тогда и сами язычники будут удивляться вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему после удивления вашей перемене и недоумений они не только посрамятся, но и станут злословить, ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся ненаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:3-4. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

         К высшему побуждению жить свято Апостол Петр далее присоединяет другое, так сказать, практическое побуждение. Он говорит: уже довольно вы жили греховною жизнью, чтобы видеть, как она срамна, неприглядна, пуста и опасна. Из числа грехов, которым особенно предавались язычники (и отчасти Иудеи) до обращения их к христианству, Апостол указывает на сладострастие и пьянство, сопровождавшееся срамными и неистовыми песнопениями в честь бога вина (Бахуса), причем иногда бывали разного рода представления (трагикомические), на что, вероятно, отчасти и намекается в Славянском слове «козлогласование».
       Подобные сим грехи язычников перечисляет и Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.13:13), ибо известно, что весь Греко-Римский мир отличался тогда одинаковою распущенностью нравов, особенно выразительно выступавшей во время торжеств на сказанных празднествах. Если где, то на сих и подобных пирах христиане никак не могли быть, не теряя своего христианского достоинства, а посему понятно, что они должны были сделаться предметом кощунственных насмешек на сказанных пирах, считавшихся у язычников верхом удовольствия и счастья, тем более, что многие из язычников не имели даже понятия о жизни загробной. Имея сие в виду, Апостол далее возводит мысль христиан к той жизни, где все сластолюбцы понесут должное воздаяние.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible