Скрыть
Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов

Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного <…> без любви нет ничего благоугодного Богу.

1-е послание к Коринфянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов

Следовательно, не любит тот, кто грешит. Ведь любовь покрывает множество грехов. Любовь исключает желание греха, а поскольку она также изгоняет наружу страх, то любовь - это всегда полнота совершенной веры.

Послания

Лев Великий, свт. (†461)

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов

Нет ничего сильнее, любезнейшие, против козней дьявола, чем доброта сострадания и щедрость любви, из-за которой всякий грех или отводится, или побеждается.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов

И хотя бесспорно, что все добрые дела, которые мы совершаем, искупают и покрывают наши провинности, однако о любви, благодаря которой мы прощаем нашим ближним то, что они нам должны, здесь говорится особо, потому что у Бога самым справедливым является принцип, чтобы какою мерой благочестия мы мерим, такою и нам отмерено было.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-9 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота

Конец - то же, что исполнение, совершение. Всему, говорит, близок конец, а конец этот в истинном смысле есть Христос. Ибо Он есть совершенство всего, а не то, что напрасно почитают концом всего язычники, когда говорят одни, например, Эпикур, что конец всего - удовольствие, другие - знание или созерцание, иные - добродетель. И как совершенство всего, Христос, пришло, и вы сообразуетесь с этим совершенством, то пусть не оказывается в вас самих недостатка ни в чем, ни в целомудрии, ни в трезвости, ни в бодрствовании на молитве (ибо молитва свойственна бодрствующим), ни в любви друг ко другу. Апостол Павел назвал любовь исполнением закона (Рим. 13, 10), а Петр называет ее могущею покрывать грехи: это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога. Сказав о любви, прибавляет и то, что в тесной связи с любовью, страннолюбие, которое повелевает совершать без ропота, и тем, кои обилуют всяким даром, повелевает делиться с братом неимущим, например, имеющий учительское слово (ибо на это указывает как слова Божии: ст. 11) пусть преподает оное нуждающемуся в нем; имеющий обилие яств пусть подает не имеющему оных, подает без скупости, но сколько позволяет сила дарования Божия. К этому, говорит, я убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

Второе наставление: имейте усердную любовь друг ко другу. 

Более же всего: точнее – прежде всего (ср. Иак.5:12), то есть прежде стяжания указанных добродетелей стяжите добродетель любви друг к другу, как главную христианскую добродетель, составляющую отличительный признак христианина (Ин.13:35), без которой не только указанные добродетели, даже молитва, но даже и всякие дарования духовные не имеют никакого значения, как учит Павел (1Кор.13:1 и далее). Любовь друг к другу должна быть усердная, или, точнее, постоянная (ср. 1Пет.1:22), неослабная, неизменная и, само собою разумеется, истинная, а не лицемерная, не на словах, а в сердце и на деле (1Ин.3:18).

Причиной, по которой прежде всего нужно стяжать и иметь таковую любовь, апостол выставляет ту, что любовь покрывает множество грехов: чьих? Любящего ли так или ближних, которых он любит? По-видимому, изречение заимствовано из книги Притчей (Притч.10:12; ср. Притч.17:9) и по связи речи в этом месте Притчей имеет то значение, что любовь прикрывает, или прощает, грехи ближних (тогда как ненависть производит раздоры), и в этом случае смысл, в каком апостол приводит это изречение, таков: имейте любовь, потому что она покрывает множество грехов ближних и тем производит самое благотворное влияние на общественную жизнь христианского общества и, таким образом, весьма содействует нравственному преуспеянию всего общества, приготовляя его к достойному сретению Господа в день Его пришествия на суд. Или же это изречение можно понимать в том же смысле, в каком апостол Иаков употребляет выражение – покроет множество грехов в отношении к обращающему грешника (Иак.5:20), и толковать речь апостола в том смысле, что постоянная и искренняя любовь к ближним, прощающая им грехи их, привлекает на любящего так особенную милость и благоволение Божие, прощающее ему самому множество его собственных грехов, и тем любящий так достойно приготовляется к сретению судного дня Господня. В этом смысле толкует изречение блаженный Феофилакт, говоря: «Петр называет ее (любовь) могущею покрывать грехи; это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога». В этом смысле изречение апостола будет находить себе прямое объяснение в словах Самого Господа: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, и далее (Мф.6:14-15). Не нарочитое ли у апостола двоемыслие в речи, чтобы выразить и заставить принять ту и другую мысль, которые обе имеют полное приложение и убедительную силу в настоящем случае?

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота

Апостол говорит теперь ст. 7 о близости кончины мира, имеющей последовать непосредственно после второго пришествия Господа на суд (ст. 5). Близость кончины мира Апостол Петр, конечно, понимает не иначе, чем Ап. Иаков (Иак 5:8) и другие первохристиане. Этою мыслию о близости кончины мира Апостол пользуется с целью предложить читателям ряд нравственных наставлений: а) о благоразумной трезвости духа и тела и духовной бдительности в молитвах (ст. 7. см. Лк ХXI:34, 36); б) о наивысшей добродетели - усердной любви друг к другу (ст. 8. Ср. Ин 13:35; Рим 13:10; 1Кор.13:1 сл.), «потому что любовь покрывает множество грехов» (ср. Притч 10:12;Притч 17:9; Иак 5:20), т. е. прикрывает или прощает грехи ближних или - вместе - привлекает на любящего особенную милость Божию, прощающую его собственные грехи. «Петр называет любовь могущею покрывать грехи; это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (блаж. Феофил); в) наконец, о страннолюбии, как заповеданной Самим Господом (Мф 25:35) и часто напоминаемой Апостолами (Рим 12:13; Евр 13:2 и сл.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:8-11. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

         Далее Апостол увещевает иметь любовь и притом усердную, т. е. такую, к которой христианин должен возбуждать себя, так как христианин должен любить и нелюбящих его. «Покрытие грехов любовью» можно понимать в самом широком смысле, т. е. как относительно любящих (срвн. (Иак.5:20), так и относительно любимых, ибо последние под влиянием любви могут быть мягче и в свою очередь могут производить благотворное влияние на других (срвн. (Притч.10:12)). Как на особенные, частные дела любви Апостол указывает на страннолюбие, срвн. (Рим.12:13); (Евр. 2). Это дело, как и все вообще дела, он повелевает совершать всем по мере средств или даров благодатных.
        В 11-м стихе можно видеть указание на существование среди первенствующих христиан, между прочим, некоторых особенных даров, срвн. (1Кор.12:4), которые однако не были независимыми от Бога дарами, какими иногда хвалились непризнанные учители, срвн. (1Тим.1:7). Из таких божественных даров Апостол указывает на дар учительства и дар служения, под которым можно разуметь многоразличные служения церковные, молитвенные, за которыми он раньше советовал проводить время бодрствуя. «К этому, говорит, убеждаю вас для того, чтобы Бог прославился во всех, будут ли то язычники или близкие» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible