Скрыть
Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-16 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей

Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава.

Или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

Посягающий на чужое - тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло.

Экумений (†VIв.)

Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется

Нечестивым кажется, что Дух Божий хулится, а вами Он прославляется. Каким образом? Когда они ложно обвиняют вас, на них изливается позор, а на вас - слава.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

Если злословят вас
и проч.: ср. Мф.5:11 и прим.

За имя Христово: за исповедание имени Христа, как воплотившегося Бога-Искупителя, за веру в Него, за последование Ему (имя – вместо лица и дела, Им совершенного; ср. Мф.10:22 и прим., Мф.24:9 и прим. и парал.).

Блаженны: см. 1Пет.3:14 и прим.; Мф.5:2-11 и прим.; несмотря на злословия, причиняемые с целию сделать вас несчастными в жизни, вы внутренно духовно счастливы, блаженны и имеете в сем залог будущего блаженства в Царстве Христовом. Это – неотъемлемая награда злословимых за имя Христово. Кто сделает добро, хотя бы то малое, во имя Христово, тот себе получит награду блаженства (Мк.9:41 и прим.; Мф.25:31 и далее); кто злословит другого за имя Христово, тот, лишаясь сам блаженства, дает повод злословимому получить награду блаженства. Злословящий ближнего за имя Христово злословит Самого Христа, и терпящий злословие за Христа участвует сим в страданиях Христовых, а потому получает блаженство во славе Христовой.

Эту мысль о блаженстве злословимых апостол выражает оригинальным оборотом речи: Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Духом Славы и Духом Божиим называется здесь Дух Святой, третье Лицо достопоклоняемой Троицы. Он – Дух Славы, так как и в скорбную внешнюю жизнь злословимых вносит внутреннюю свою, всегда присущую Ему славу, и озаряет Его Дух страждущих за имя Христово от злословия и бесчестия, даруя ему в этом самом залог участия в славе будущей блаженной жизни.

Выражение Дух Божий присоединено к выражению Дух Славы именно, кажется, для указания, что под сим последним выражением должно разуметь лицо, а не отвлеченное понятие в смысле настроения, направления, расположения духа злословимых.

Почивает: в смысле постоянного пребывания. Образ заимствован от сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, когда огненные языки сошли и почили на апостолах. Это вселение и пребывание Духа. Славы в злословимых за имя Христово и делает их внутренно блаженными при злостраданиях внешних, утешая их и уверяя в получении ими славы в будущем славном Царстве Христовом. – Теми Он хулится и проч.: злословящими христиан за имя Христово злословится Сам Христос как Бог и Спаситель, а злословие на Христа как Бога есть хуление Духа Святого в том смысле, как указал Сам Господь (Мф.12:32; ср. прим.).

Вами же прославляется: чудными действиями на души злословимых за имя Христово, утешениями, миром, спокойствием, терпением, блаженством Дух Славы прославляется в мире для тех, кто имеет очи видеть сию славу и прославление; даже и ослепленные иногда не могут не отдать дани удивления тем, в ком проявляется сие действие Духа Славы (ст. 4). «Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется, почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

Продолжая увещать христиан к благодушному перенесению скорбей и страданий за имя Христово, Апостол указывает теперь, ст. 14, что бремя скорбей, переносимых христианами за Христа от гонителей, облегчается почивающим на христианах Духом Божиим. «Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава» (блаж. Феофил.). Но блаженны терпящие именно за имя Христово, как христиане (ст. 16), а не за какие-либо худые дела. Апостол не желал бы, чтобы кто-нибудь из христиан страдал за худые дела, возможность которых не исключена была и в лучших христианских обществах и в пример которых Апостол называет, ст. 15, некоторые преступления. Между ними - «чуждопосетитель», греч. allotrioepiskopoV, - по блаж. Феофилакту, - «тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию». Тем славнее, напротив, страдания за имя Христово, когда христианин страдает только за то, что он христианин, СristianoV, ст. 16. Из этого места видно, что название «христианин» в то время было уже довольно распространено (ср. Деян 11:26; 26:28). Лишь в устах неверующих иудеев и язычников имя это было позорным, для самих же христиан носить это имя было великою честью и славою.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:14-16. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
 

       Из разного рода страданий особенно часто Апостол говорил о страданиях от злословий, которым, вероятно, особенно часто подпадали христиане за свой отличный от язычников взгляд на все и в особенности за жизнь, далекую от всего языческого и представлявшуюся посему некоторым даже подозрительной, вследствие чего язычники возводили на христиан разные клеветы, например, в убийствах, кровосмешении и т.п. Успокаивая насчет безвредности подобного рода злословий, Апостол напоминает известные слова Господни о блаженстве страждущих за имя Его (Мф.5:11) и говорит, что в этом случае христиане могут видеть для себя особенный залог участия в будущей славе, особенную богоизбранность Духа Святого, вследствие чего языческая хула на них будет хулою на Самого Духа Святого, срвн. (Мф.12:31), говорит блаженный Феофилакт. Достойно замечания, что раньше, в 6-м стихе, Апостол страдания христиан называл участием в страданиях Христовых, а здесь возводит их и к Духу Святому и тем показывает теснейшее общение их со всею Святой Троицею.
      Христиане во дни Нерона страдали часто за одно имя, на что и намекает Апостол (16), и потому увещевает не только не стыдиться, но и торжествовать, если кому выпадет такой прекрасный жребий, ибо здесь самою предержащею властью будет определено страдание за одно только имя Христово. Только вот в чем может быть опасность, если кто-либо постраждет за злое дело: за убийство, воровство, вмешательство в дела и права, не касающиеся до него, срвн. (1Фес.4:11). Повторяя сие последнее опасение, срвн. (1Петр.3:17), Апостол не порочит им христиан, но предостерегает их от сих и подобных дел, как могущих вполне погубить их, а вместе и обесславить христиан, если кто-нибудь из них впадет в подобный грех.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible