Скрыть
а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-16 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей

Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава.

Или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

Посягающий на чужое - тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло.

Иларий Арелатский, еп. (†449)

а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

А если как христианин, то не стыдись. Это сказано об Иакове, сыне Зеведея, или Стефане. Пусть не стыдится, даже если сказал. Хотя бы подвергался позорным искушениям, ими самими пусть прославляется и пусть не омрачается. Восславит же Бога в этом имени! Ведь слава Христа в христианах.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

А если как христианин
и проч.: если кто, не имея за собою худых дел, страждет только за имя Христово, только потому, что он – христианин, то таковой не должен стыдиться за свои страдания. Страждущему за худые дела стыдно; страждущему же за Христа не только нечего стыдиться, но он должен считать таковые страдания за особую для себя честь и милость Божию, за которую и должен прославлять Бога. Эта участь завидная, достолюбезная, достойная того, чтобы благодарить и славить Бога за нее, а не стыдиться ее (ср. Деян.5:41).

Как христианин: название христианин, как видно из сего места, было уже тогда довольно распространено (ср. Деян.11:26,26:28). Христиане, без сомнения, считали за великую честь себе носить это наименование, но неверующие называли так последователей новой религии в поносном смысле, считая его позорным именем; в устах евреев оно было равнозначительно названиям – еретик, суевер, бунтовщик; в устах язычников оно было почти то же, что – безбожник.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

Продолжая увещать христиан к благодушному перенесению скорбей и страданий за имя Христово, Апостол указывает теперь, ст. 14, что бремя скорбей, переносимых христианами за Христа от гонителей, облегчается почивающим на христианах Духом Божиим. «Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава» (блаж. Феофил.). Но блаженны терпящие именно за имя Христово, как христиане (ст. 16), а не за какие-либо худые дела. Апостол не желал бы, чтобы кто-нибудь из христиан страдал за худые дела, возможность которых не исключена была и в лучших христианских обществах и в пример которых Апостол называет, ст. 15, некоторые преступления. Между ними - «чуждопосетитель», греч. allotrioepiskopoV, - по блаж. Феофилакту, - «тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию». Тем славнее, напротив, страдания за имя Христово, когда христианин страдает только за то, что он христианин, СristianoV, ст. 16. Из этого места видно, что название «христианин» в то время было уже довольно распространено (ср. Деян 11:26; 26:28). Лишь в устах неверующих иудеев и язычников имя это было позорным, для самих же христиан носить это имя было великою честью и славою.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:14-16. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
 

       Из разного рода страданий особенно часто Апостол говорил о страданиях от злословий, которым, вероятно, особенно часто подпадали христиане за свой отличный от язычников взгляд на все и в особенности за жизнь, далекую от всего языческого и представлявшуюся посему некоторым даже подозрительной, вследствие чего язычники возводили на христиан разные клеветы, например, в убийствах, кровосмешении и т.п. Успокаивая насчет безвредности подобного рода злословий, Апостол напоминает известные слова Господни о блаженстве страждущих за имя Его (Мф.5:11) и говорит, что в этом случае христиане могут видеть для себя особенный залог участия в будущей славе, особенную богоизбранность Духа Святого, вследствие чего языческая хула на них будет хулою на Самого Духа Святого, срвн. (Мф.12:31), говорит блаженный Феофилакт. Достойно замечания, что раньше, в 6-м стихе, Апостол страдания христиан называл участием в страданиях Христовых, а здесь возводит их и к Духу Святому и тем показывает теснейшее общение их со всею Святой Троицею.
      Христиане во дни Нерона страдали часто за одно имя, на что и намекает Апостол (16), и потому увещевает не только не стыдиться, но и торжествовать, если кому выпадет такой прекрасный жребий, ибо здесь самою предержащею властью будет определено страдание за одно только имя Христово. Только вот в чем может быть опасность, если кто-либо постраждет за злое дело: за убийство, воровство, вмешательство в дела и права, не касающиеся до него, срвн. (1Фес.4:11). Повторяя сие последнее опасение, срвн. (1Петр.3:17), Апостол не порочит им христиан, но предостерегает их от сих и подобных дел, как могущих вполне погубить их, а вместе и обесславить христиан, если кто-нибудь из них впадет в подобный грех.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible