«Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология» (Феофан Затворник еп. Начертание христианского нравоучения. 2‑е изд. – М., 1890. с. 7).
По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи психологов.
По данным ТАСС, в 2021 году вырос спрос на консультации: детского психолога – на 153%, семейного психолога — на 133%, нейропсихолога – на 77%, психотерапевта – на 66%, и ныне потребность в психологах только возрастает.
Наука о душе
Известно, что психология – это наука о душе («псюхе» = душа, «логос» = слово, учение). Не будем сейчас разбираться с тем, правомерно ли называть психологию наукой или это сфера знаний, поговорим о сути психологии.
Человеческая душа – одно из самых загадочных явлений человеческой жизни. Её невозможно увидеть, невозможно потрогать. Мы не знаем, как она выглядит, где она находится в человеческом теле – если она вообще находится где-то в теле. Некоторые философы полагали, что душа сосредоточена в сердце. Этот орган в наше время довольно хорошо изучен: мы можем даже увидеть сердце в результате УЗИ, томографии или в ходе хирургической операции. Мы знаем, как оно функционирует, мы можем отслеживать нарушения в его работе, замечаем рубцы и прочие повреждения. Но даже при самом тщательном рассмотрении этого важнейшего органа, душу мы не видим. То же самое можно сказать и о мозге – это еще один возможный «дом» души.
О том, что происходит в душе, мы можем только догадываться по косвенным признакам: по проявлениям психической активности человека, по его психическим функциям – мыслям и памяти, эмоциям и чувствам, а также по отношению человека к другим людям и по его поведению в целом.
В результате такой неопределенности предмета изучения различные направления психологии концентрируются на определенных сторонах человеческой психики, причем непосредственно душа уже много десятилетий мало кого интересует. В центре внимания может быть сознание, бессознательное, поведение, личность и др., и только в последнее время возрождается та психология, которую, пользуясь словами известного психолога Владимира Петровича Зинченко, можно назвать «наукой не об отсутствии, а о присутствии души» (Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? — М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994). Это христианская, православная, или, как иногда говорят, духовная психология.
Стоит учитывать, что термин «духовная психология» нередко используется для обозначения всех изучающих духовный мир человека направлений психологии и псевдопсихологии, в том числе оккультных. Поэтому лучше использовать слова христианская психология, а порой нужно уточнять веру: православная психология. Несмотря на то, что для нас, православных христиан, эти слова фактически синонимы, христианскими психологами себя называют также представители католицизма и прочих христианских верований, в том числе псевдохристианских сект.
Поскольку в рамках данной статьи речь идет исключительно о православной вере, термины христианская и православная психология используются как равнозначные.
Христианская психология
За многие годы существования психологии как науки светские психологи довольно хорошо исследовали особенности темперамента, характера, личности человека, его сознание, эмоции, волю, мотивы и т. д. Однако в вопросах экзистенциальных и религиозных большая часть психологических теорий оказывается бессильна. Логотерапия Виктора Франкла (терапия смыслом жизни) до сих пор остается самым известным светским психологическим направлением, шагнувшим в пространство истинно духовного. Именно логотерапию нередко называют переходом от светской «психологии без души» к полноценно христианской психологии – науке о душе.
А христианская психология уже в полной мере уделяет внимание проявлениям духовной жизни человека в его связи с Богом. Это нравственные чувства, совесть, жажда Бога, добродетельные состояния, причины и механизмы развитие греха, и т. д. Важное место в христианской психологии занимает понятие страстей и соотнесение психологических свойств и состояний с действием различных греховных страстей.
Православная психология основана на христианской антропологии, при этом православные психологи полноценно пользуются всеми возможностями психологии при условии, что используемые теории, методы и инструменты не противоречат христианству.
Христианская психология не подменяет собой душепопечительскую практику, осуществляемую священством Русской Православной Церкви, а служит подспорьем в душеведении.
В этом смысле психологию можно сравнить с медициной: накопленные психологией и медициной знания расширяют понимание практической стороны жизни человека. Например, медицина изучает строение и принципы работы сердца, а психология – структуру и механизмы работы эмоционально-волевой сферы; медики исследуют гормональные процессы, а психологи – процессы познавательные или мотивационные. И в той и в другой области знания регулярно пополняются новыми сведениями. Но даже уже имеющихся достаточно для того, чтобы провести определенную грань между нормой и патологией, а также осуществлять профилактику, коррекцию, лечение различных отклонений в функционировании человеческого организма на физическом и психическом уровнях бытия. Практические знания психологии и медицины порой тесно переплетены и раскрывают нам взаимосвязь телесной и душевной активности.
Можно сказать, что психология в каком-то смысле является инструментом саморазвития. Повышение психологической грамотности обеспечивает определенный уровень самосознания и самовоспитания и способствует формированию личностных смыслов, определяющих всю жизнь человека. При помощи психологической коррекции и психотерапии человек может избавиться от угнетающих его иррациональных убеждений и исправить свой тип направленности личности: «доминирующую мотивацию, определяющую избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения». (Выделяют три типа личностной направленности: созидатель, потребитель, разрушитель. Наталия Ивановна Рейнвальд. Психология личности. – М: УДН, 1987.)
Все это влияет на духовную жизнь человека отчасти опосредовано: решение психологических проблем позволяет человеку вернуть себе способность адекватно воспринимать реальность и свободно управлять собой, своей духовной жизнью. Однако психологические знания и методы саморегуляции могут использоваться напрямую в духовной жизни – например, чтобы удержать гнев или преодолеть лень.
Правомерно ли вообще говорить о православной психологии
В обществе, в том числе среди психологов, время от времени разгораются споры о возможности такого явления, как «православный психолог».
Есть категория людей, которые весьма яростно и насмешливо заявляют, что «православный психолог» — это оксюморон, сочетание несочетаемого: мол, психолог – материалист, рассматривающий человека как животное с рефлексами, а православный – тот, кто считает человека духовным существом.
Однако эта аргументация исходит из ложных предпосылок. Психолог вовсе не обязательно должен быть материалистом, даже физиолог не обязан быть материалистом, и примеров верующих физиологов и психофизиологов немало как в истории науки, так и сейчас. Потому что знание, что у человека есть нервная система, кровь, кости и так далее, никак не противоречит вере в Бога и творение Им человека.
Яркий пример: один из известнейших психофизиологов мира Алексей Алексеевич Ухтомский, разработавший принцип доминанты, объясняющий некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека, был единоверцем, вел довольно активную религиозную деятельность, тайно принял монашеский постриг. И исследовал он человека не как животное с инстинктами и рефлексами, а как уникальное божественное творение, обладающее телесными свойствами.
Стоит отметить, что хотя материалистические теории в психологии стали весьма известными (классический психоанализ Фрейда, бихевиоризм, советская психофизиология), тем не менее всё это является психологией без души.
Напомним, что психология, по определению и по переводу, – это наука о душе, а значит как раз материалистическая психология, отрицающая душу, – вот настоящий оксюморон! И если мы не уравниваем психику с душой, что было бы весьма неразумно и даже нелепо (попробуйте заменить одно слово на другое в высказываниях: «Я в нём души не чаю», «душевный человек», «душевное благородство» и т. п.), то любой психолог должен исходить из определенного понимания души. И в данном случае выбор определяется тем, признает ли психолог наличие души вообще, верит ли он в её бессмертие, чем именно он считает душу. Довольно очевидно, что эти вопросы находятся за пределами материального (научного) познания. Это вненаучные вопросы, касающиеся мировоззрения, которое формирует профессиональную позицию не только психолога, но и представителя любой другой профессии.
Не стоит думать, что отрицание или признание души и духовной сути человека – это водораздел между научностью и лженаучностью. Это всего лишь разграничение сфер компетенции. Эмпирическая наука изучает материальные аспекты жизни души, социальная наука – не видимые материально, не реальные для ощупывания, но наблюдаемые проявления душевной жизни (чувства, поведение, мысли, деятельность и т. п.), а философско-религиозное познание исследует те сферы человеческой сути, которые нельзя ни увидеть, ни пронаблюдать, но можно порой прочувствовать или вообще только осознать.
И не стоит также думать, что материалистические научные теории свободны от мировоззрения – напротив, они неизменно включают в себя те или иные представления о мироустройстве, которые оказывают ключевое влияние на толкование наблюдаемых учеными фактов. Например, человек, который считает, что Бога нет, по-своему объясняет причины человеческой активности.
В отношении профессиональной идеологии православный психолог – это специалист с профессиональным психологическим образованием, который в плане мировоззрения исходит из библейского понимания человеческой сути и все научно-практические знания о психической жизни человека соотносит с христианством. То есть это не просто верующий человек с психологическим образованием, а профессионал, который четко понимает, что в любой науке есть не только эмпирическая часть, но и идеология, и его идеологическим выбором является Православие.
Имеет ли психолог право на веру
Порой говорят, что психолог должен быть внеконфессионален, только тогда он может помочь любому человеку. Эта точка зрения чаще звучит в среде профессиональных психологов.
В каком-то смысле эта позиция справедлива, так как приходящий на прием к психологу мусульманин имеет право на то, чтобы ему не навязывали католичество, православный человек должен быть уверен, что его не вовлекут в буддистские практики, а атеист – что ему не будут «впаривать ненужную ему религию».
Но действительно ли для эффективной работы с клиентами-носителями разных убеждений психолог должен не иметь своей религии (своей идеологии)? А возможно ли это вообще?
Начнем с того, что любой психолог может помочь далеко не любому человеку. И дело не только в религии, гораздо чаще вмешивается совсем другой фактор: психолог может просто не понравиться человеку, и тогда клиент обесценит всё, что исходит от этого психолога. Он не будет его слушать, даже если психолог правильно поймет причины проблем и будет направлять клиента в сторону их конструктивного разрешения. Он будет саботировать все разумные продвижения. Не говоря уж о том, что психолог – не панацея, он может просто не суметь разобраться в проблеме клиента или по иным причинам оказаться бессильным.
При этом психолог различной с клиентом религии вполне может вызвать у того симпатию. И будучи компетентным профессионалом, объяснить, какие психологические механизмы оказывают влияние на поведение клиента, и помочь преодолеть трудную ситуацию.
Психолог – не духовник, не гуру, не духовный учитель. Психолог работает психологическими методами, которые не зависят от религии человека.
Простой пример. Многие слышали о таком способе управления гневом и тревогой, как размеренное диафрагмальное дыхание. Психолог может обучать этому методу саморегуляции человека любой религии, независимо от собственной веры в Бога. Или возьмем методы арт-терапии: предложение нарисовать дерево, свою семью, свой страх – это тоже психологические методы, не зависящие от религии психолога и клиента.
Если же мы вернемся к требованию для психолога быть вне религии, то важно понимать – насколько правомерны, да и возможны, такие требования. И в этом вопросе часто забывают об одной простой вещи. В любой профессии от специалиста можно требовать определенного поведения, отношения, но предъявлять требования к складу мыслей, вероисповеданию и т. п. – это нарушает даже государственные законы («В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой»), не говоря уж о законах нравственных и вообще о здравом смысле.
Каждый человек имеет право выбирать веру (напомню, что атеизм и материализм – это тоже идеологии, разновидности веры) и действовать в соответствии с ней в тех пределах, которые ограничиваются интересами здоровья, прав и т. п. других граждан.
С этой точки зрения православный психолог – это православный человек с профессией психолога, который образует свою личность и свое поведение в соответствии с христианскими нормами. Работает он как профессиональный психолог, а не миссионер, призванный обратить клиентов в свою веру.
При этом православный психолог не использует аморальные и недопустимые с точки зрения христианства практики с клиентами, независимо от их вероисповедания.
Даже если у психолога клиент-эзотерик был бы не прочь помедитировать или вместо рисования страхов раскрашивать мандалы, православный психолог будет работать с ним в русле психофизиологии и социальной психологии.
То есть нельзя требовать от психолога быть верующим или неверующим – это личный выбор человека. А вот какое влияние эта вера оказывает на его работу – это уже другой вопрос. Распространять свою веру, включать её в свою работу психолог, как и любой другой человек, может только в тех пределах, которые не ущемляют права другого человека. Поэтому работа православного психолога вариативна: с православными людьми, которые хотят, чтобы психолог объяснял им не только психологические, но и духовные аспекты психической жизни в русле Православия, он может не только работать психологическими методами, но и беседовать о связи душевного и духовного и т. п. С людьми иного мировоззрения он ограничивается методами научно-практической психологии. При этом он осознанно и ответственно оказывает профессиональное влияние, стараясь избегать действий, обусловленных не профессиональным мнением, а личной позицией. Это разделение – непростой процесс, но такому навыку обучают всех практических психологов.
С другой стороны, любые убеждения не могут не оказывать влияния на стиль поведения психолога, да и любого человека. Не стоит ожидать от психолога обладания суперспособностью полностью отключать свой внутренний мир. Более того, исследования показывают, что именно личность психолога с его знаниями, убеждениями и проч. – самый главный инструмент, оказывающий самое существенное влияние на его профессиональную эффективность.
При этом личные убеждения человека не ограничиваются верой, их множество, начиная от представлений о том, как должны складываться отношения между людьми, и до понимания сути воспитания. И что интересно, научное образование оказывает не такое уж большое влияние на эту сферу личности, тут скорее управляют наследственность, воспитание, культурная среда и т. п. Научность формирует интеллектуальный багаж, а вот личность – это продукт более широкого спектра воздействий. Недаром говорят, что образованный человек – не всегда добрый, умный, порядочный человек.
И с этой точки православное мировоззрение – это прекрасная основа для практического психолога, ведь в Православии заложены высокие нравственные идеалы. Профессиональный психолог с православным мировоззрением вдвойне настроен на поддержку клиента, на доброе отношение, на максимально бережное отношение к его душе, включая отсутствие насильственного переубеждения или обманного вовлечения в неподходящие убеждениям человека действия.
Итоги:
Православный психолог – это одновременно и православный человек с профессиональным психологическим образованием, и профессионал, который в качестве идеологии своей научно-практической деятельности полагает сочетание научной психологии и православной антропологии.
Православная психология – это наука о душе в её христианском понимании, опирающаяся одновременно на богословские и религиозно-философские представления Православия и на научные знания о повседневной душевной жизни. В отличие от светской психологии, которая ограничивается рассмотрением телесного и душевного уровней человеческого существования, православная психология исследует телесно-душевное в его связи с духовным, то есть она ориентирована на целостное понимание человеческой сути.
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать