Наживки для доверчивых пациентов
Константин Зорин

Наживки для доверчивых пациентов

(6 голосов4.5 из 5)

Как часто навязчивая реклама зазывает нас к «бабкам», знахарям, экстрасенсам и прочим так называемым духовным целителям, которые «лечат» энергией… Кто же на самом деле эти «целители»? Как они работают? Что ждет нас после их приема?

Константин Вячеславович Зорин, православный врач, бакалавр религиоведения, психолог

«Знать бы, где упасть…»

Как часто навязчивая реклама зазывает нас к «бабкам», знахарям, экстрасенсам и прочим так называемым духовным целителям, которые «лечат» энергией. «Приворожу», «уберу любую болезнь», «сниму порчу», «наведу проклятие на соперницу», «очищу карму» — список оккультных услуг практически неисчерпаем. Обращение к ним, казалось бы, самый заманчивый путь, сулящий освобождение от бед и проблем без всякого труда, внутренних усилий. Плати деньги и исцеляйся!

Кто же на самом деле эти «целители»? Как они работают? Что ждет нас после их приема? Каковы горькие плоды некоторых направлений нетрадиционной медицины? Такие темы широко и подробно освещаются в православной и научной литературе.

Вот довольно типичная история пятилетнего Васи, очень нервного и расторможенного мальчика с поражением центральной нервной системы. Вместе с бабушкой его отправили в психоневрологический санаторий. Ребенка записали на занятия к психологу, который поставил ему некую «защиту» от энуреза (недержания мочи). Несколько сеансов психолог старательно водил маятником над животом и совершал иные «энергетические пассы».

Результаты оказались весьма плачевными. Вася начал часто повторять: «Я устал от уколов и хочу умереть. Мама сказала, что если ребенок умрет до семи лет, то попадет в рай и станет как ангел». Бабушка пришла в ужас. Узнав обо всем этом, верующие родители разволновались и запретили ходить к такому «лекарю».

Малыш вернулся домой подлеченным, более спокойным. Видимо, пребывание в санатории в целом пошло ему на пользу. Однако мысли о самоубийстве не оставляли Васю. Вдруг ни с того, ни с сего он сообщил: «Мама, я придумал три способа, какой лучше? Первый — приладить пистолет к двери и натянуть веревку, дверь хлопнет, и пистолет в меня выстрелит». Остальные два способа мать даже не дослушала и постаралась спокойно объяснить сыну: «Самоубийцы в рай не попадают. Господь дал тебе бесценный дар — жизнь, а ты хочешь отказаться от него. Все эти мысли от лукавого. Перекрестись, попроси: «Господи, избавь меня от таких мыслей!»»

Ребенка немедленно повели в храм на причастие. После Таинства навязчивые помыслы отступили, на душе стало светло и радостно. Хотя Васе еще не исполнилось семи лет, батюшка благословил его исповедоваться. Причем мальчик сам этого захотел.

«Как страшно за наших детей! — призналась мне его мать. — Ведь таких «умельцев»-психологов сейчас много развелось. Как не попасть к ним в сети? Хорошо, если человек православный и понимает, какой страшный вред наносят оккультные эксперименты. А если кто-то, наоборот, видит благо в подобном лечении?.. В общем после санатория мочиться Вася перестал, но всех нас напугал своими кошмарными мыслями и затеями… Уж лучше б писался…»

Священное Писание ориентирует нас, во-первых, на заботу о себе прежде болезни, а во-вторых, — на то, чтобы не проявлять в болезни небрежность (см.: Сир. 18, 19; 38, 9). Как видим, есть два параллельных, но не альтернативных пути духовного врачевания — активная профилактика заболеваний и деятельная борьба с ними. Самое главное в деле исцеления — божественная благодать, однако не следует пренебрегать и врачебной помощью.

Святые отцы не призывают нас относиться к болезни пассивно или тревожно-мнительно. Христианское смирение предполагает напряженную внутреннюю работу души и не исключает медицинскую помощь. Подвиг безропотного перенесения тяжких страданий обычным людям, каковы все мы, не под силу. Даже глубоко верующим разумнее все-таки лечиться и укорять себя в маловерии, чем гордо отказываться от лечения, искушая Бога и побуждая Его совершить явное чудо.

Недаром святитель Феофан Затворник предостерегает: «Смиренная душа всегда светла. Омрачение души начинается, когда она станет много о себе думать, ибо это дело темных сил. Даруй вам, Господи, не потерять никогда таких чувств, чтоб всегда быть во свете»1.

Для верующих людей очевидно: Православная Церковь одобряет лишь такие методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний, которые не противоречат замыслу Божию о человеке и не взращивают наших греховных страстей. Сопоставим эти методы с тем, что Церковь и традиционная медицина отвергают.

Наживки для доверчивых пациентов

Сегодня очень модны и популярны своего рода словари-справочники, которые якобы позволяют каждому читателю легко и быстро определять глубинные причины всевозможных недомоганий. Перечень расстройств, помещенный в оглавлении, напоминает темы солидной медицинской энциклопедии. Казалось бы, охвачено почти все.

Авторы этих многочисленных «пособий», наверняка, хотят как лучше. Я специально не делаю ссылок на работы конкретных авторов, чтобы не пропагандировать их идеи и не привлекать к ним внимания.Они исходят из верной мысли о том, что тело говорит с нами языком болезней. Значит, следует осознать это и изменить образ мыслей и действий. Глупо сражаться с симптомами, не устраняя скрытых (метафизических) причин болезни. Это то же самое, что вынуть красную лампочку из сигнального табло в кабине самолета. Тревожный сигнал исчезнет, но что дальше?

С этим не поспоришь. Однако, к сожалению, благие намерения часто уводят от истины. И появляются спорные, неочевидные трактовки симптомов.

Характерный пример ложной диагностики. У пациентки симптомы ОРВИ с сопутствующим расстройством кишечника. Знакомясь с обстоятельствами личной жизни больной, псевдоцелитель выстраивает «глубокомысленную» схему. Женщина ссорится и хочет расстаться с бывшим возлюбленным. В гневе она кричит: «Ты отвратителен! Меня тошнит от тебя!» На самом деле, по мнению «диагноста», она как будто признается: «Я исторгаю тебя вон!» Отсюда понос. Потом она плачет, словно смывая из сердца ненавистный облик, а в течение ближайших дней «схватывает» простуду, чтобы в виде мокроты продолжить очищение и окончательно «выплюнуть» обидчика.

Даже неискушенному читателю видна карикатурность такого «диагноза». Верно лишь одно: отсутствие христианской любви, терпения и уважения к личности некогда близкого человека чревато страданиями. Ненависть помрачает разум, ослабляет духовные, душевные и телесные силы как обидчика, так и обиженного. Когда иммунитет слабеет, человек заболевает. А верующий воспринимает это как Божий призыв к покаянию.

Вообще в парамедицинской и оккультной литературе сплошь и рядом попадаются слишком прямолинейные, упрощенные и необоснованные толкования. Широко тиражируются нелепые сведения вроде: вероятная причина абсцесса — беспокоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести; атеросклероза — сопротивление, напряженность, непоколебимая тупость и отказ видеть хорошее.

Этот набор противоречивых и ничем не подкрепленных тезисов даже не хочется комментировать. Он разоблачает сам себя! Сумятицу и смущение в души читателей вносят и более развернутые рассуждения по поводу конкретных заболеваний. Возьму для примера аллергию, тем более, что речь о ней в данной книге пойдет ниже (см. гл. II).

В околонаучной литературе страдающие этим заболеванием характеризуются так: «Если ты страдаешь аллергией на какие-то продукты питания, то, возможно, тебе трудно признать за собой право наслаждаться радостями жизни… Если у тебя аллергия на пыль или какое-то животное, ты, возможно, часто ощущаешь себя объектом агрессии. Почему ты подозреваешь, что другие настроены по отношению к тебе агрессивно?» — спрашивает читателя автор этого «шедевра» научной мысли.

И ни слова о том, что нередко болезнь обусловлена объективными факторами: неблагоприятной экологией, приемом некоторых лекарств, неправильным питанием (изменением микрофлоры кишечника при дисбактериозе) и т. д. Причем здесь право наслаждаться радостями жизни и агрессия?

Для полноты картины продолжу цитату: «Многие аллергики обидчивы и превышают необходимую степень самообороны. Аллергия всегда связана с каким-то внутренним противоречием. Одна половина личности к чему-то стремится, а другая подавляет это стремление. Например, аллергик может радоваться чьему-то присутствию и одновременно желать, чтобы этот человек ушел… Очень часто причина аллергии кроется в том, что родители аллергика имели совершенно разные взгляды на жизнь и постоянно спорили».

Что на это сказать? Допустимо ли всех стричь под одну гребенку? И где доказательства того, что мировоззренческие и житейские разногласия родителей изменяют биохимические реакции иммунной системы ребенка?

Также ни слова о том, что в силу генетических особенностей иммунной системы люди по-разному реагируют на аллергены. Родители, страдающие аллергией, подвержены большему риску иметь ребенка с той же патологией, чем здоровые пары. Однако наследственная предрасположенность проявляется весьма индивидуально. Например, у матери отмечается аллергический конъюнктивит, а у сына — бронхиальная астма.

Кстати, пытаясь определить метафизическое значение врожденных (в частности наследственных) заболеваний, авторы околомедицинских трактатов с оккультным уклоном обычно ссылаются на так называемую теорию реинкарнации (перевоплощения душ) и плохую карму (воздаяние за грехи прошлых жизней). Дескать, душа, которая воплотилась в новорожденном, приносит с собой какой-то неразрешенный конфликт из своего прежнего воплощения. Такой подход оставляет место для многочисленных спекуляций и домыслов. Христианству он абсолютно чужд.

Встречаются и другие довольно странные, произвольные обобщения типа: «Когда у человека проблемы с ушами, значит, в его жизни происходит нечто такое, что он наотрез отказывается слышать. Боль в ушах — это пример наивысшего раздражения в отношении того, что вы слышите. У детей часто бывают боли в ушах. Им, бедным, приходится выслушивать дома все то, что не хочется слышать. Выражать свой гнев ребенку запрещено, а так как он практически не в силах что-либо изменить, то эта невозможность и приводит к боли в ушах. Глухота представляет собой долгое, возможно, продолжающееся всю жизнь нежелание кого-либо слушать…»

Представляете, если бы на лекции в медицинском вузе преподаватель-лор произнес такую тираду?

А вот «совет» из той же книги: «Головные боли происходят, когда мы чувствуем себя неполноценными. В следующий раз, когда у вас заболит голова, остановитесь на минутку и спросите себя, где и почему вы чувствуете себя униженным. Простите себя, пусть это чувство уйдет, и ваша головная боль исчезнет сама собой».

Как легко простить себя, любимого, и как сложно просить прощения у Бога и ближних! Жаль, что многие легковерные, неразборчивые Читатели покупаются на столь неграмотные «рекомендации» и хватаются за них, как за спасительную соломинку! Настоящий христианин укоряет, а не прощает себя. Прощения он просит у Бога и тех, кого обидел. И когда получает прощение, сердце обретает внутренний мир и покой.

Из СМИ околонаучные опусы, к сожалению, попадают и в некоторые православные публикации. Любопытный перл: «Неправильная жизненная идея приводит к заболеванию сердца, являющегося средоточием наших духовных дел; извращенное отношение к труду — к заболеваниям мозга; частые половые акты (сексуальные стрессы) — к болезни легких у волевых натур или щитовидной железы у натур «художественного» склада; зависть — к заболеваниям пищевода; избыточное честолюбие — к болезни надпочечников; жадность и ревность поражают почки; страх разрушает печень. Страх перед действием («медвежья болезнь») приводит к заболеваниям кишечника; хитрость — к болезни желудка; половая неуверенность в себе провоцирует диабет у мужчин и женщин… Подавленная активность крови вследствие половых отношений близких родственников приводит к болезням селезенки; тоска по прошлому или постоянное переживание прошедших событий вызывают болезни позвоночника. У людей с «желчным», озлобленным характером возникают проблемы с желчью, у мнительных — с лимфой. Нерасходуемая умственная энергия может способствовать возникновению радикулита; нереализованное властолюбие провоцирует астму; национализм ведет к белокровию; уязвленное самолюбие обостряет насморк и грипп, отсутствие желания жить (у детей — обостренное нежелание идти в детский сад или школу) осложняет ангину».

Не хочу называть автора этого текста. Совершенно ясно, что здесь много абсурдного и голословного. Ну каким образом зависть провоцирует болезнь пищевода, хитрость — желудка, а национализм — белокровие? Кто это доказал? Неужели у всех завистливых, хитрых или националистически настроенных людей такие соматические нарушения? И можно ли по медицинским диагнозам распознать скрытые пороки, а по нравственным изъянам ставить диагнозы? Разумеется, нет!

Другой православный автор тоже широко опирается на работы «специалистов в области психосоматики». По его словам, болезни сердца происходят от эмоциональной замкнутости, недостатка любви и безопасности; астма — от неискренности и недоверия Богу; диабет — от «неспособности принимать и усваивать любовь». Проблемы с почками (какие не уточняются!) вызваны осуждением, разочарованием, неудачей в жизни. Таким людям постоянно кажется, что их обманывают и попирают. Проблемы с зубами (опять же неизвестно какие!) чаще всего — следствие нерешительности, слабовольности, неумении принимать самостоятельные решения и страха перед их последствиями.

По мнению того же автора, пусковыми механизмами инфекционных заболеваний являются раздражение, злость и досада: «Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад». Неужели любая? Неужели и младенец заболевает ветрянкой по причине своего «неизжитого душенного разлада»?

Оказывается, полоса несчастных случаев и происшествий свидетельствует о том, что человек чувствует себя в чем-то виноватым и как бы наказывает себя. Таким людям свойственно ругать себя: «Вот идиотка, свинья и т. п.».

Однако больше всего меня покоробило слишком прямолинейное заключение: 80% от общего числа всех заболеваний имеют психосоматический характер.

Вдумаемся в эту цифру: четыре из пяти больных! Допустим, на прием к стоматологу пришли пять пациентов. Получается, что у четверых из них выпала пломба или образовался кариес из-за нерешительности, слабовольности, неумения принимать самостоятельные решения и страха перед их последствиями. Зачем тогда сверлить зубы? Согласно этой логике, гораздо практичнее сверлить душу и каленым железом выжигать названные недостатки.

Итак, изрядный перечень психосоматических параллелей между телесными болезнями и душевными страстями выглядит странно, что называется, притянутым за уши. Есть люди, которые на основании вышеприведенной информации (точнее дезинформации) бросаются «объяснять» патологические симптомы у… друзей и знакомых. Но то, что якобы убедительно в отношении коварных соперников, недоброжелательных начальников или сварливых соседей, совершенно неприемлемо по отношению к себе! Понятное дело: уязвленное самолюбие щадит себя и жалит других.

Перетолковывая и подтасовывая признаки недугов для оценки нравственных качеств и поведения ближних, мы становимся предвзятыми, необъективными арбитрами чужих несчастий. Злоупотребляя познаниями и используя их как обвинения (типа «у тебя запор, потому что ты скряга»), мы не видим себя и подпадаем под библейское обличение: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:10-12).

Лукаво наше сердце: нас хлебом не корми, как мы любим оправдываться! А чего «копаться» в себе?! Если мы заболели или пришла иная беда, значит, нам «сделали», нас «сглазили». Нужно просто «снять» порчу или проклятие, и делу конец: живи как жил! Это очень удобная позиция. Она безмерно льстит нашему эгоизму и, словно шлагбаум, перекрывает дорогу к самопознанию и покаянию. Вместо этого обманувшийся челонек ищет «противоядия» от многочисленных «доброжелателей», «предков», покойников и начинает свои мытарства по «бабкам», экстрасенсам и прочим горе-специалистам. Вот так, не разобравшись до конца в причинах болезни, душа усугубляет грехи, а человек упускает драгоценное время и окончательно теряет здоровье.

Прямые параллели и четкие связи между нравственно отрицательным поведением и болезнью оправданны далеко не всегда. Более того, они таят серьезную опасность: соблазн по симптоматике вычислять грехи, воспринимать человека с отвращением, как злодея, который получает должное возмездие. И все это вместо того, чтобы помочь в беде, проявить сострадание.

Нельзя забывать и о том, что большинство болезней возникают от разных причин, а различные порочные склонности и отрицательные эмоции подчас вызывают сходные заболевания (см. ниже). Многое зависит от дополнительных факторов: общей психологической устойчивости, уровня эмоциональности, наличия в организме «слабых мест», силы иммунной системы, наследственной предрасположенности и пр. То, что одного сведет в могилу, у другого вызовет инфаркт, у третьего — инсульт, а на четвертом — вообще никак не отразится.

Не секрет также, что одно и то же заболевание может протекать по-разному. Одинаковые формы стенокардии бывают, но одинаковых больных стенокардией нет. Видимо, эта логика справедлива в отношении любых недугов.

Прислушаемся к тому, что говорит нам Промысл Божий через болезнь, но, конечно, не будем мнительны и чрезмерно озабочены собой. Иначе мы рискуем скрупулезно регистрировать все признаки «тяжкого недуга». И поверьте, симптомы будут расти, как грибы: что мы захотим обнаружить, то и найдем. В результате потребуется помощь психиатра.

Другая крайность — взращивать в себе чувство вины. Это путь в бездну самообвинения и самобичевания. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением — не калечьте себя (см. приложение I). Обращайтесь к Богу и профессионалам, работающим в традиционной медицине.

Также не смешивайте научную диагностику заболеваний путем анализа сновидений с тем, чем и издавна промышляют и дурачат людей гадалки и прорицатели. С точки зрения Церкви и медицины, не следует верить никаким сонникам и разгадывать сновидения.

Предположим, вы увидели себя страдающим тяжелой, неизлечимой болезнью. Разве этот сон действительно свидетельствует о том, что наяву вы совершили некрасивый поступок и в душе осуждаете себя за минутную слабость? Неужели, если во сне вас укусит бешеная собака, то в реальной жизни непременно обманет близкий друг? Какая связь? Наблюдать во сне эпидемию тифа — это якобы к неблагоприятному развитию вашего дела. Дизентерия во сне тоже дурное предзнаменование. А вот если приснится, что ваш ребенок болен крупом, то это в целом хорошее предзнаменование: напрасные страхи за дитя пройдут, и в доме воцарится согласие! Что за россказни?!

Проводя специальные семинары и тренинги, некоторые психологи обещают развить уникальные способности (запоминание, понимание и толкование сновидений, осознание себя во сне), умение управлять снами, самосовершенствоваться и изменять мир яви с помощью мира снов. Звучит таинственно, красиво и заманчиво! Но это вовсе не означает, что подобные упражнения и методики безвредны для спасения души.

Наивно думать, будто все ночные грезы порождены именно нашим воображением и фантазией. Вовсе не обязательно, что безобразная старуха, прекрасная фея, злобный монстр или смелый рыцарь — это части нашего бессознательного «я». Опасно слушать их, а тем более беседовать с ними. Так мостится дорога к душевному беспокойству и духовному обольщению.

На мой взгляд, некоторые техники и методы, рекомендуемые в околонаучной литературе, очень опасны. В частности, совет «вести жизнь в глубинах своего естества… пройти через свой персональный ад в надежде и с целью достичь рая. Чтобы найти себя, мы должны опуститься вниз, в самые глубинные зоны нашего естества, во тьму бессознательного».

Вот куда нас зовут! Не к свету Божию, а к мраку адову! Вспомним афоризм: «Если хочешь узнать, кто совершил преступление, ищи, кому оно выгодно».

Автор: Константин Зорин

«Здоровье без магии». М, Русский хронограф, 2012

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать