6 февраля 2017 г, Комиссия по лженауке выпустила меморандум, посвященный псевдонаучному методу гомеопатии с призывом к Минздраву, аптечным работникам и врачам отказаться от него или, как минимум, писать в инструкциях и на упаковках информацию для пациентов о том, что приобретаемые ими сахарные шарики являются препаратами с недоказанной эффективностью. Хорошо продуманный и выверенный документ КОМИССИИ ПО БОРЬБЕ С ЛЖЕНАУКОЙ И ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Президиуме Российской академии наук подтверждает то, что было известно давно: гомеопатия возникла в то время, когда физика, химия, биология и медицина находились в такой стадии развития, когда некоторые фундаментальные законы были попросту неизвестны. На сегодняшний момент гомеопатию можно не только считать методом с недоказанной эффективностью, но и наоборот: многочисленными клиническими исследованиями доказана ее бесполезность. Все шарики, продаваемые под разными названиями, есть не что иное, как простой сахар. Сегодня же, Федеральная Антимонопольная служба выступила с заявлением, поддерживающим РАН.
Этим шагом Академия Наук и Антимонопольная служба поставила перед медиками и аптечными работниками непростой вопрос: вы продолжаете обманывать людей или должны отказаться от значительных доходов. Причем сама комиссия по борьбе со лженаукой не требует преследовать и уничтожать гомеопатов. Просто этот метод должен быть выведен за рамки официальной, научной и доказательной медицины и здравоохранения, заняв почетное место среди себе подобных.
Но сегодняшняя публикация Меморандума имеет отношение и к нашей церковной жизни. Русская Церковь — единственная, где распространен сомнительный феномен «православной гомеопатии». В силу различных исторических причин Россия потребляла не только лучшее с Запада. В XIX веке умы наших соотечественников засорялись отбросами немецкой научной мысли. Если другие Церкви по большей части официально осуждают гомеопатию, то в России гомеопатию пропагандируют священники, благословляют гомеопатов, дают им место на территории приходов. При этом приход, давая место врачам, тем самым разделяет ответственность за их возможные ошибки. Ряд приходов и даже монастырей активно сотрудничает с гомеопатами, при этом последние сами стремятся к этому, понимая, что прием на церковной территории, наличие «благословения», усиливает эффект внушения. Размещая приемные врачей, (возможно не бесплатно), приход как бы продает, утилизирует кредит доверия населения в отношении Церкви. «Православные гомеопаты» и другие «народные целители» создают идеологию «народной медицины», близкой к людям, природе. Травки, сахарные шарики, добрый доктор, все это легко конвертируется в живую прибыль при том, что врач гомеопат никогда не несет ответственности за конечный результат, точнее за его отсутствие.
К сожалению, реальность такова, что доказательная медицина давно опровергла все мифы: памяти воды не существует. Разводить до бесконечности можно только доверчивых пациентов. Материя же создана Богом так, что имеет предел деления, определяемый числом Авогадро. Этот закон не придуман известным итальянским химиком, а просто описывает изначальный порядок вещей в нашем мире. Закон подобия, якобы открытый Ганеманом, оказался забавным словесным каламбуром. Никакой записи информации при создании оциллококцинума, сульфура и проч. не существует. Эффект всех без исключения гомеопатических лекарств не отличается от пустышек.
Будем надеяться, что Минздрав сделает соответствующие выводы и начнет проверку обоснованности документов, изданных в поддержку гомеопатии. В то же самое время необходимо рассмотреть вопрос о правомерности присутствия гомеопатов на территории православных приходов.
Во-первых, дав возможность врачу лечить от имени Церкви, мы не только помогаем ему в поиске пациентов, но и разделяем ответственность. Любые ошибки врача могут быть выставлены как претензия к приходу, который не имеет лицензии на медицинскую деятельность. Даже сама по себе нейтральная аренда помещения под медицинский кабинет косвенным образом означает поддержку того метода, которым пользуется «целитель». Если больной умрет, упустив драгоценное время на хождение к гомеопату, приходская община будет нести часть ответственности за причинение ему вреда. Мало того, нельзя отрицать, что в будущем приходы могут столкнуться с судебными исками от родственников.
Во-вторых, утверждая, прямо или косвенно, благословляя какую-то медицинскую методику, зачастую не доказанную клинически, церковная организация берет на себя несвойственные ей функции: одобрять лечебный метод или лекарства в обход общепринятых клинических испытаний.
В-третьих, сам по себе метод гомеопатии, изначально был связан с оккультными идеями. Это очень серьезное препятствие и, по крайней мере, этот вопрос требует изучения богословами и сектоведами.
В-четвертых, к началу XXI века накоплено достаточно данных клинических исследований, которые доказывают (именно доказывают, а не голословно утверждают), что действие гомеопатических лекарств не отличается от плацебо. Это означает, что, по сути, приходы, которые допускают гомеопатам лечить от имени Церкви, участвуют в медицинском мошенничестве.
Большинство православных смущает то, что некоторые священники, в том числе прославленные святые, одобряли метод гомеопатии. Речь идет о 4-5 именах. Стоит иметь ввиду, что ни один из них не был прославлен в лике святых за медицинские успехи. Гомеопатия 100-150 лет назад была научным, хоть и тупиковым методом, а медицина не накопила еще достаточно знаний, чтобы доказать ложность постулатов Ганемана. Мало того, ошибки ученых и врачей есть часть пути в поисках истины.
Я бы обратил внимание и на следующую особенность в поведении гомеопатов и священнослужителей, увлекающихся этим псевдомедицинским методом. Нет гомеопатии без охаивания доказательной медицины и фармакологии. Конечно, организация медицинской помощи в нашей стране и за рубежом имеет множество недостатков. Но отрицать очевидные успехи современной медицины это значит идти против очевидных вещей. Гомеопаты и их сторонники, как мантры, читают заученные фразы про фармацевтическую мафию, врачей-убийц, «эту химию», и т.д. К великому сожалению, многие из нас забывают замечательную пословицу про пирожника и сапожника, которые не должны меняться местами.
Давая место сомнительным целителям внутри церковной ограды: гомеопатам, продавцам непонятных снадобий с недоказанным эффектом, мы сами себя загоняем в маргинальную нишу.
Сейчас, когда вышел столь важный, хорошо продуманный и обоснованный документ, осуждающий гомеопатическую практику, появилась надежда на «развод» ее с официальной медициной. Это обязательно должно было произойти и теперь необходимо тщательно изучить риски сотрудничества приходов и монастырей с различными, порой сомнительными медицинскими центрами и частнопрактикующими врачами.
Автор: протоиерей Максим Обухов
Комментировать