Как перестать нервничать и обрести душевное равновесие

Как перестать нервничать и обрести душевное равновесие

Ярасова Наталья Николаевна
(9 голосов4.1 из 5)

Translator

 

Сохранение душевного равновесия – это один из самых сложных психологических навыков. Мы не всегда находим в себе достаточно сил, чтобы поддерживать эмоциональный баланс. Иногда мы настолько истощены житейской суетой и общением, со всеми его условиями, требованиями и последствиями, что даже мечтаем сбежать в полное одиночество. Подчас нас выбивает из колеи любая мелочь, всё происходящее видится угрозой нашему благополучию и способно пошатнуть наше душевное равновесие.

Внешние причины психологического дискомфорта

Слишком уж много в нашей жизни тревожных новостей о всяких происходящих в мире катастрофах: о разрушающихся домах и наводнениях, о брошенных детях и неизлечимо больных, о мошенниках и банкротах, чёрных риелторах и коллекторах, вирусах и войнах.

И на фоне всех этих глобальных ужасов мы еще и постоянно соприкасаемся с собственными проблемами.

Большинство из нас вынуждено думать, как дожить до следующей зарплаты, чтобы хватило и на оплату коммуналки, и на еду, и на врачей-лекарства, а также на ипотеку и другие кредиты. Мы переживаем о маленьких пенсиях и средствах на отпуск.

Мы изнемогаем из-за количества дел, которые должны успеть сделать. Нас тревожат неразумные требования начальства, особенно если учесть, что, когда сильно устаешь, даже самые важные и уместные просьбы кажутся неразумными требованиями (к тому же глупые, даже наглые и злые начальники в самом деле бывают). Мы вообще не особо любим начальство, а то и ненавидим любых управленцев вплоть до правительства за то, что они не делают нашу жизнь подобной раю.

Мы вынашиваем тысячи обид на тех, кто когда-либо не так или не то нам сказал, не так посмотрел, не проявил должного внимания к нам, поступил непрофессионально, невежливо или несправедливо. Мы злимся на тех, кто пренебрег нами.

Мы слишком многого хотим от тех, кто готов быть рядом и варимся в неудовлетворённости личной жизнью. Мы срываемся на наших близких и бесконечно виним себя за это, а чтобы избавиться от неприятного чувства вины, сбрасываем ее в виде всё новых и новых порций защитного гнева на этих же близких нам людей.

Мы боимся соприкоснуться с чужой болью и стыдом, поэтому пытаемся запретить себе и другим слезы, боль, гнев, уныние.

Мы мучимся сомнениями в том, что являемся хорошими родителями или детьми, и тратим жизнь на то, чтобы доказать, что мы хорошие. Мы припоминаем родителям все их ошибки и обвиняем их в том, что наша жизнь сложилась как-то не так. Мы стремимся слепить из своих детей нереальное совершенство, натыкаясь на их сопротивление, а порой вызывая их ненависть. Мы презираем учителей, которые выгорели и не хотят добросовестно заниматься с нашими детьми, и еще больше недовольны учителями, которые выполняют свой профессиональный долг, высвечивая все огрехи нашего воспитания.

Мы злимся из-за чужих опозданий, возмущаемся, что опаздывающим «наплевать на нас», но боимся уйти, не дожидаясь их часами, а то и сами нехило так опаздываем! Мы сокрушаемся о чужой трусости, манипуляциях, обманах, мошенничестве, воровстве, коррупции, халатности, непрофессионализме и душевной черствости (хотя порой тоже лжем, трусим, саботируем работу — как минимум прокрастинируем).

Мы стыдимся самих себя за то, что не соответствуем собственным же юношеским идеалам, и еще мучительнее сгораем от стыда за то, что не соответствуем чужим ожиданиям (не так богаты, не так красивы, не так уравновешены и разумны).

Внутренние причины неуравновешенности

Многие причины наших тревог находятся в окружающем нас мире. Жизнь вообще полна проблем, и невозможно все их устранить, по крайней мере надолго. И потому, чтобы не разрушаться от постоянного стресса, нам надо уметь адаптироваться к негативным ситуациям. В этом плане мы можем повышать собственную стрессоустойчивость, развивать у себя способность переваривать неприятную информацию без пагубных последствий.

Важно понимать, что, хотя мы и принимаем плохие мысли (помыслы) из внешнего мира, наши чувства зарождаются внутри нас. Некоторые эмоции кратковременны, но при этом вполне могут вывести нас из равновесия, а иные преобразуются в стойкие чувства и существенно влияют на наше психологическое состояние. Укоренение эмоций происходит во время усвоения прилогов, когда мы прилепляемся вниманием к греховным помыслам, сочетаемся с ними, делаем их своими мыслями, желаниями, страстями.

По сути, мы вовсе не получаем злость, обиду, уныние откуда-то извне. Раздражение, которое выплескивается из нас при столкновении с различными неприятностями и уж тем более проявляется вроде бы без видимых причин, кроется внутри нас. В Индии есть поговорка: «Хочешь узнать, что внутри кувшина, толкни его, что прольется, то в него и налито». Гнев, раздражение, обида, зависть, любовная ревность и прочие злые чувства таятся внутри нас. Это следствие нашей поврежденной природы, проявляющееся в результате действия греховных страстей, допущенных нами в свою душу. А внешние раздражители и стрессовые факторы – это лишь те самые толчки, которые показывают наше «содержимое».

Нравственные убеждения как основа благоразумия

Источником наших реакций на всё, с чем мы имеем дело, является наше восприятие ситуации. Если упростить, сначала мы оцениваем происходящее с точки зрения безопасности, выгоды, некой правильности. И в зависимости от того, как мы оценили ситуацию, у нас появляются те или иные эмоции. Мы проводим эту оценку неосознанно, инстинктивно и настолько быстро, что обычно не успеваем заметить этот процесс. Многие даже не подозревают о том, что что-то там оценивают. А затем мы так же молниеносно выстраиваем в своем сознании стратегию поведения – не только как нам поступать, но и что думать, какие мысли и чувства развивать, а какие блокировать или перенаправлять в иное русло.

Основой того, как мы воспринимаем происходящее с нами и вокруг нас, является система наших убеждений. Существенное влияние на оценку ситуации оказывают так называемые мысленные установки (иногда говорят – предустановки).

Если у человека есть мысленная установка «меня все хотят использовать», то любую просьбу он будет воспринимать как угрозу, нарушение личностных границ. Если человек убежден, что нет злых людей, есть только несчастные, то даже столкнувшись с хамством, он не предастся обиде, а попытается распознать душевную боль хама и посочувствует ему.

Совокупность мысленных установок служит одновременно ориентиром и стимулом при выборе поведения, особенно в моменты повышенной нервозности. Для того чтобы разумно реагировать на негативную информацию и прочие внешние стрессы, необходима гармоничная система убеждений, позволяющая отсечь недобрые, неконструктивные мысли, чувства и действия, — обычно именно греховные помыслы и вносят разлад в нашу душу, а поступки, совершенные под влиянием страстей, отягощают нашу совесть.

Например, я осознала, что злюсь на того, кто мешает мне отдыхать. Уловив свою злость, я могу отдаться инстинктам и действовать, руководствуясь раздражением: разжигать в себе негативные эмоции, упрекать другого, а то и вовсе «психануть» и поругаться с ним. Но это неправильный путь. Подобное поведение стимулируется гордыней, пренебрежительным отношениям к другим. Здесь основа – представление о себе как более значимом, чем другой человек, приоритет собственных потребностей. Если же я буду ориентироваться на заповедь о любви к ближнему, то моим выбором будет — усмирить свою злость, напомнить себе, что не надо ставить свой комфорт выше добрых отношений. Вместо разжигания гнева я смогу оценить свое состояние, проанализировать, насколько оно рационально, и решить, допустимо ли продолжать злиться, стоит ли как-то выразить свое раздражение, можно ли в данной ситуации перенаправить гнев в разумное русло или достаточно просто сдержать агрессию. Если руководствоваться христианским отношением к людям, можно даже при наличии конфликта мирно обсудить происходящее, при необходимости высказать свои желания — не как требование, а как просьбу. То, насколько высоко мы ставим собственный комфорт, считаем ли мы допустимыми гадкие мысли в адрес других людей, важно ли нам избавляться от греховных помыслов и прочие убеждения определяют наше поведение. А поведение подразумевает не только конкретные действия, слова, поступки, но и наш внутренний, психологический выбор – какие мысли культивировать в себе, какие эмоциональные привычки вырабатывать.

Здравая, гармоничная система убеждений не появляется из ниоткуда. Базовое мировоззрение формируется в детстве под влиянием окружающих. А вот взрослый человек уже сам отвечает за свои жизненные взгляды. Не стоит сбрасывать ответственность за свою личность на недостатки родительского воспитания. Каждый из нас должен периодически проводить ревизию собственных ценностей, корректировать свою систему убеждений: поддерживать проверенные и усваивать новые полезные, конструктивные установки; избавляться от негативных, неверных, иррациональных представлений.

Православное мировоззрение и христианский образ жизни помогают выстроить эмоциональный баланс и сохранять душевное равновесие даже в очень сложных жизненных ситуациях.

Бесстрастие и «дух мирен»

Для того чтобы достаточно спокойно, без лишней злости или уныния воспринимать жизненные испытания, необходимо иметь внутреннюю опору. Основой житейской стрессоустойчивости является духовная жизнь и сохранение душевной чистоты.

Простое сдерживание чувств, стремление не нервничать и быть спокойнее, не эффективны. Мирное состояние души достигается не тренировкой воли, не самоконтролем, а очищением сердца, дабы оно стало способно наполниться благодатью Святого Духа.

«Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святаго Духа». (О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. / Преподобный Серафим Саровский; Н.А. Мотовилов — Киев: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013)

Начинать можно с относительно простой задачи: для обретения душевного равновесия необходимо решать свои внутренние, психологические проблемы, вызывающие ненормальное, болезненное напряжение чувств. Попутно нужно каяться в уже совершенных грехах и преодолевать собственные греховные склонности.

Развитие стрессоустойчивости тесно связано со стремлением к бесстрастию – состоянию, которое иногда считают чем-то вроде полного спокойствия в любых обстоятельствах. Такое искаженное понимание бесстрастия как бесчувствия, равнодушия, безразличия вышло из древнегреческого стоицизма и тесно связано с буддистским представлением о бесстрастии как возвышенном состоянии полного спокойствия.

Христианское понимание бесстрастия совсем иное. Бесстрастие – это не отрешение от всех без разбору чувств и желаний, а состояние свободы от действия греховных страстей. Иными словами, бесстрастие — это отсутствие страданий, вызванных греховными движениями души, исправление греховной поврежденности человека.

«Бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека, а освобождение их от томления в преходящем потоке мирской жизни. Нашедши истинную пищу во Христе, чувственная сторона души достигает необычайной напряженности и богатства содержания» (Онуфрий Шушания иерод. Мистика препод. Макария Египетского // Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1914).

То есть бесстрастие христиан не исключает сильных чувств, но это неизменно благие чувства, сохраняющие душу человека в мире и чистоте.

Даже сильная душевная боль, основанная на чистых помыслах, словно наполнена светом. Она не разрушает нас психически, а возвышает над горестями и позволяет нам смиренно принимать невзгоды. Для обретения способности переживать боль и грусть светло, необходимо очищать свою душу и наполнять ее светом Божьей благодати. В этом помогают вера и полноценная духовная жизнь.

«Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному» / Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с. 123/.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.