Когда от Канта ушёл его старый слуга Лампе,
огорчённый философ записал в дневнике:
«Забыть Лампе» (Куно Фишер. «Кант»).
Как ни странно, для того, чтобы перестать думать о человеке, надо просто перестать о нём думать. Но порой это почему-то не получается.
Казалось бы, мы хотим избавиться от конкретных мыслей, но постоянно возвращаемся к ним, увязаем в них. Мы незаметно погружаемся в картинки из прошлого, вновь и вновь проигрываем в памяти счастливые моменты или из раза в раз возвращаемся к неприятным воспоминаниям. Мы думаем, как еще можно было бы ответить или что еще мы могли бы сделать. В том, что нас окружает, мы находим множество поводов подумать о том, кого надо бы забыть. Услышав что-то новое, мы выстраиваем логическую цепочку от услышанного до темы, как-то связанной с тем самым человеком. Обсуждая фильм или книгу, пытаемся понять, что бы сказал он. Заметив свое отражение в витрине, мы словно видим рядом другого. Мы начинаем ходить теми дорогами и посещать те места, где больше шансов встретиться. В увиденных мельком прохожих угадываем знакомый силуэт и почти сразу понимаем, что ошиблись. Мы постоянно ожидаем случайной встречи, даже если встретиться невозможно, так как того, другого, уже нет в живых. А уж если встреча вполне вероятна, и вы в самом деле время от времени встречаетесь!.. Думать о нём нас вынуждают запахи, чужие прикосновения, музыка и картины, сплетни и рабочая усталость…
Кажется, будто весь мир сговорился, чтобы не дать нам перестать думать о том, о ком мы думать не хотим!
У застревания в нежелательных мыслях есть несколько психологических составляющих. Рассмотрим самые очевидные — те, с которых нужно начинать работу по изменению своего мышления.
Навязчивые мысли
Навязчивые мысли часто встречаются у здоровых людей, но порой они являются симптомом некоторых заболеваний, например обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), которое раньше называли неврозом навязчивых состояний. Да и здоровый человек может собственными мыслями загнать себя в болезненное состояние. Если навязчивые мысли сильно тревожат, угнетают, мешают нормальной жизни, необходимо показаться врачу (психотерапевту или психиатру), чтобы специалист назначил адекватное лечение.
Мысли, которые вновь и вновь повторяются в нашем сознании, называют по-разному, но чаще всего — «мыслежвачка», липкие (прилипчивые), застревающие (застрявшие), навязчивые мысли. Оккупировать наше сознание может не только какая-то конкретная мысль, но и целая система размышлений.
Один из самых распространенных и изученных видов навязчивых мыслей — прилипчивые музыкальные фрагменты. Многим знакомо состояние, когда всё время напеваешь какой-то кусок песни и некоторое время не можешь избавиться от неё. Такое явление называют феноменом «когнитивного зуда», или «ушного (мозгового) червя», бывает оно почти у всех людей (98%), независимо от пола, возраста и иных особенностей. Единственное установленное отличие: у женщин мелодия заедает на более долгое время и раздражает их сильнее, чем мужчин.
Другой тип навязчивых мыслей – тревожные, пугающие, фобические мысли. С ними нужно разбираться при помощи врачей.
Но даже обыденные, не страшные мысли, например о каком-то человеке, могут стать навязчивыми, когда мы теряем способность контролировать свои вновь и вновь повторяющиеся размышления и вдобавок начинаем сильно переживать из-за самих мыслей и из-за того, что не в состоянии их остановить.
Навязчивые мысли о каком-то человеке можно разделить на две группы:
- Мысли об умершем. Характерны для переживания горя или иных чувств, связанных с осознанием потери.
- Мысли о живом человеке. Чаще всего касаются любовных отношений (желаемых, предвкушаемых, надуманных или потерянных) или по-другому значимых людей. Навязчивые мысли нередко сопровождают чувство обиды.
В обоих случаях у навязчивых мыслей много общего, особенно в плане психических механизмов застревания в навязчивых мыслях и закрепления такого состояния. Но есть и различия, определяющие некоторые способы возвращения себе здравомыслия.
Например, при горевании об умершем чаще прибегают к помощи психолога или врача, при этом навязчивые мысли обычно касаются нескольких типичных тем:
- Обвинение других, что не сделали чего-то, что помогло бы человеку выжить;
- чувство вины и самобичевание за собственное бессилие, за то, что не сделал чего-то или, наоборот, сделал лишнее, не успел что-то сказать, мало заботился и т. д.;
- злость и обида на умершего, вопрошания: «на кого оставил», «как же я теперь» и т. п.;
- суеверные мысли;
- ропот и обвинение Бога в несправедливости вплоть до отторжения веры.
Преодоление тягостных чувств после горькой потери требует, в первую очередь, времени. В норме подобные мысли уходят сами после того, как человек проходит одну за другой фазы переживания горя и возвращает самообладание. Порой необходима целенаправленная работа по возвращению нормального психологического состояния, но в большинстве случаев время само лечит.
А вот навязчивые мысли о другом человеке, связанные с какими-то неудачными отношениями, ожиданиями, надеждами, обидами и т. д., если не предпринимать никаких усилий, обычно не проходят сами по себе с течением времени, так как они постоянно подкрепляются нашим сознанием. Разве что случится какое-то яркое событие или перемена жизни, затмевающая значимость объекта навязчивых мыслей.
Дело в том, что, хотя навязчивые мысли подобного типа и сильно мешают человеку, но одновременно они приносят ему определенную выгоду (в психологии говорят о вторичной выгоде – так называют скрытое, порой не осознаваемое даже самим человеком преимущество от неприятной, опасной, разрушительной ситуации).
Размышления о несостоявшейся любви полны не только страданий, но и сладостных надежд. В своих мечтах человек предстает счастливым, успешным, имеющим то, чего на самом деле у него нет. Подобные мысли, доставляющие определенное удовольствие, могут стать для него способом сбежать от неприятной реальности, в которой всего это нет, и хоть так почувствовать себя хорошо. Соответственно, умом он хочет, а неосознанно не хочет от них избавиться и всячески сопротивляется изменениям. В этом смысле навязчивые мысли можно сравнить с иными видами зависимости, посредством которых человек прячется от жизни с её сложностями.
Немало вторичных выгод содержится и в позиции жертвы, позволяющей избегать ответственности, прятаться от необходимости менять себя, свое поведение и дающей возможность получать сочувствие и поддержку, жалеть себя.
Если забыть не получается любимого человека, часто говорят: клин клином вышибают, мол, новая влюбленность может заставить забыть старую. Однако психологи не советуют специально искать любовь и заводить новые отношения в надежде забыть старые, это может лишь усложнить ситуацию. Эффективной в подобном случае будет лишь ненамеренная, стихийно возникшая влюбленность. Поэтому не стоит гнаться за новой любовью, правильнее работать над преодолением внутренних последствий старой. Полноценная открытость возможным благополучным отношениям подразумевает искреннюю готовность отказаться от размышлений о том самом незабываемом человеке. Но ориентироваться всё равно надо не на потенциальные отношения, а на собственное психологическое состояние. Именно ради своего душевного здоровья необходимо возвращать себе благоразумие и способность управлять собой и собственными размышлениями.
Причины появления и факторы закрепления навязчивых мыслей:
- В наших мыслях зацикливается то, что переживается очень эмоционально. Чем большую значимость мы придаем этим мыслям, тем чаще они повторяются и тем сильнее закрепляются в нашем сознании. А когда мы осознаем, что не в состоянии справиться с этими мыслями, они словно приобретают в нашем восприятии дополнительную «силу». По сути, человек сам придает мыслям сверхценный характер, а в итоге он не хочет, не готов, не способен избавиться от них.
- Попытки контролировать навязчивые мысли – стремление контролировать то, что невозможно контролировать. Более того, при попытках взять навязчивые мысли под контроль, они усиливаются. Для описания этого процесса часто используют метафору Гидры – отрубишь одну голову, вырастает две. Известен эксперимент Дэниела Вегнера под названием «эффект белого медведя» (идея взята в книге Льва Толстого «Воспоминания»), доказавший невозможность сознательного подавления мыслей.
Ученый из психологической лаборатории Университета Тринити в Сан-Антонио организовал две группы студентов. Одной из них он дал задание думать о белом медведе, другой же группе думать о белом медведе было запрещено. В итоге участники группы с запретом думали о животном гораздо чаще и не могли избежать этих мыслей.
Часто для пояснения невозможности запретить себе думать о чем-то используют еще и фразу «Не думай про белых обезьян» – название одного фильма. Неэффективность запрета думать про обезьяну описана также в книге Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине».
Учеными установлено, что попытка контролировать мыслительный процесс, особенно в состоянии стресса или при внешних помехах, делает запретную мысль особенно навязчивой. Поэтому нужно всячески избегать наставлений в духе «возьми себя в руки», «успокойся», «не переживай» – результат, скорее всего, будет противоположным. Но «эффект белого медведя» можно использовать конструктивно, применяя запреты в стиле известных советов Григория Остера: отказаться от контроля, прекратить попытки успокоиться, не нервничать, не думать и т. п. В итоге гораздо легче будет вернуть себе здравый смысл.
- Ассоциативное мышление: если мысли порождают ассоциации, и человек уделяет этим ассоциациям достаточное эмоционально окрашенное внимание, происходит закрепление навязчивых мыслей. Вдобавок может начаться обратный процесс – всё происходящее будет ассоциативно возвращать к навязчивым мыслям.
- Склонность к размышлениям, фантазированию, углублению в свои мысли в сочетании с интересом к теме. Навязчивым является не само событие, а воспоминание о нём, то есть погружение в воображение, фантазию.
- Постоянные угнетающие воспоминания. Тяжелое состояние, вызываемое воспоминаниями, закрепляет навязчивые мысли.
- Моторное подкрепление воспоминаний: если вспоминается танец с любимым и человек танцует под ту же музыку. Или воспоминания сопровождаются какой-то деятельностью (женщина размышляет во время вышивания), и в дальнейшем эта деятельность начинает провоцировать навязчивые мысли (начиная вышивать, она вспоминает о том самом человеке). Также укрепляет мысли вокализация (проговаривание вслух) и субвокализация (более структурированное, чем просто мысли, проговаривание про себя).
- Фантазии сексуального характера при отсутствии близости.
- Непреодолимые сомнения, невыносимость неопределенности. Это состояние особого «когнитивного напряжения» находит выход в виде навязчивых мыслей.
- Заниженная или завышенная самооценка.
- Стыд и вина вплоть до самоистязания.
- Оправдание своего эгоизма или укрепление своей «роли жертвы» (вторичные выгоды).
- Убеждение, что мысли материальны. Если есть надежды на какие-то отношения с человеком, то эти мысли воспринимаются как дополнительный шанс на сближение, и человек фактически намеренно провоцирует у себя навязчивые мысли.
- Выраженная склонность к тревожности. При этом навязчивая мысль воспринимается как предсказание или как болезнь, запускается механизм формирования сверхценности этой мысли, и она закрепляется в сознании.
- Наличие «когнитивных пустот» (когда мозг не занят умственной работой) или, наоборот, умственные перегрузки. Вероятность появления навязчивых мыслей минимальна, если вы регулярно заняты достаточно сложной умственной работой. Если же вы недостаточно напрягаете мозг, у сознания остается огромный простор для различных, не всегда полезных размышлений. В этом плане рискованно не только безделье, но и различные дела, оставляющие свободной голову: мытье посуды, уборка, спорт, шитье и так далее. При этом слишком большие интеллектуальные нагрузки тоже могут «включить» навязчивые мысли – в качестве средства расслабиться и сбросить излишнее напряжение, «перезагрузиться».
- Стресс, психотравмирующая ситуация. В данном случае задействуются разные механизмы – и попытки расслабиться, и невозможность контролировать мысли, и повышение тревожности, и прочие факторы усиления навязчивости.
Мысленные установки, мешающие избавиться от навязчивых мыслей
Все наши мысли в той или иной степени определяются нашими мысленными установками — системой стойких, часто неосознаваемых убеждений, служащих своеобразным фильтром восприятия реальности.
Такие установки всячески сопротивляются изменениям, запуская целый каскад психологических процессов, позволяющий им оставаясь прежними (игнорирование разумных аргументов, выстраивание системы оправданий, срабатывание системных ошибок мышления). Сохраняя себя, мысленные установки препятствуют изменениям личности и поведения человека. Тем не менее, при скрупулезной и системной работе над собой можно выловить у себя иррациональные мысленные установки и избавиться от них, скорректировав свой образ мыслей, эмоциональное состояние и поведение.
В случае навязчивых мыслей о каком-то человеке есть, как минимум, две препятствующих исцелению иррациональных мысленных установки, достаточно близких, можно сказать, сцепленных между собой:
- Я всей душой хочу перестать думать об этом человеке.
Как уже было сказано, при всей своей мучительности, подобные мысли нередко приносят человеку вторичную выгоду. Они помогают ему хоть немного почувствовать «как хорошо было бы, если б…». Когда подобные фантазии соединяются с размышлениями о телесных удовольствиях, они получают дополнительное подкрепление в ощущениях тела. А еще они подпитываются надеждой, и даже если это надежда только на чудо, в ней находится новый источник приятных переживаний. При оккультной убежденности в материальности мыслей выгода для человека даже очевидна. И есть более сложный уровень полезности вроде бы нежелательных мыслей: они позволяют человеку играть роль жертвы, страдальца. У этой позиции тоже немало выгод – и сочувствие окружающих, и собственная снисходительность к своим слабостям, повод себя пожалеть. У каждого человека своя система вторичных выгод в той или иной неприятной ситуации, из которой он не способен вырваться без наличия объективных препятствий.
Стоит отметить, что вторичные выгоды вряд ли способны вызвать само желание думать о человеке (хотя в ряде ситуаций возможно и такое), но они закрепляют навязчивые мысли, мешают отказаться от уже имеющихся фантазий.
Помимо вторичных выгод, причиной мысленного застревания может быть страх человека перед тем, что произойдет, если он перестанет думать о ком-то. Это может быть страх признать собственную несостоятельность в каких-то отношениях, или страх потерять связь с когда-то – и по-прежнему – дорогим человеком, или даже страх перед переменами, неверие, что возможно жить иначе, не цепляясь за мысли об этом человеке и общее прошлое. А еще нередко бывает страх, что, потеряв эти мысли, человек предаст или потеряет часть себя.
Более того, сам факт того, что подобные мысли стали навязчивыми, свидетельствует об их сверхценности для человека. Они слишком значимы для него, и это противоречит желанию избавиться от них.
Всё это делает установку о безраздельном желании избавиться от этих мыслей иррациональной. На самом деле, человек и хочет, и не хочет перестать думать о другом человеке. Поэтому, несмотря на то что осознанно человек жаждет избавиться от навязчивых мыслей, его задача – снизить уровень напряжения, уменьшить значимость навязчивых мыслей. И в данном случае разумным будет не зацикливаться на желании избавиться от навязчивых мыслей. Может помочь переформулирование установки: «Я хотел бы избавиться от этих мыслей, когда буду к этому готов», «Было бы неплохо освободиться от навязчивых мыслей» и прочие некатегоричные формулировки.
- Я не могу перестать думать о нём.
Учитывая существование навязчивых мыслей, неспособность перестать их думать — это очевидный факт. Но как только подобное убеждение становится установкой, определяющей образ мыслей и поведение, оно тут же начинает препятствовать исцелению. Уверенность «я не могу» заранее обесценивает все усилия человека по избавлению от навязчивых мыслей. Он словно внутренне сдается, еще не начав борьбу.
Психически здоровый человек способен отключиться от нежелательных мыслей, если у него физически нет возможности думать о чем-то, кроме того, что он делает прямо сейчас. Например, при необходимости авральной работы, требующей достаточного напряжения всех умственных и физических сил, человек полностью погружается в рабочую задачу. Еще более ярко ложность убеждения «не могу перестать думать» проявляется в критических ситуациях, например при катастрофах. Как говорилось в одном старом юмористическом монологе: «О простуде я и думать забыл, так желудок свело!».
А значит, сама способность перестать думать о чём-то или о ком-то у здорового человека есть, и установка «я не могу» иррациональна. Более корректной будет формулировка: «Я не могу при определенных условиях и обстоятельствах», «я не могу прямо сейчас». Такая установка не блокирует мыслительный процесс, а направляет его в сторону поиска причин и решений, стимулирует попытки понять, почему это так.
Чаще всего мысленная установка «я не могу перестать вспоминать кого-то» скрывает за собой подспудную установку «я не хочу перестать думать», с прилагающимся списком «потому что» — прямых и срытых неприятных последствий отказа от этих мыслей.
«Потому что для этого надо много работать над собой, а это требует много сил, это тяжело». «Я боюсь, что не справлюсь и совсем впаду в отчаяние». «Если я перестану об этом думать, я потеряю связь с тем, что было для меня очень важно, что до сих пор дорого мне». Тут может быть и неготовность меняться, и неверие в возможность этого, и прочие факторы низкой мотивации.
Но даже вскрыв нежелание отказываться мыслей о каком-то человеке, не стоит бросаться в другую крайность и начинать усиленно доказывать свое желание избавиться от подобных размышлений: как уже было сказано, намерение остановить мысли усилием воли приводит к обратному результату – закреплению навязчивых мыслей.
Так что нужно не просто бороться с нежелательными мыслями, а работать над собой, своим психоэмоциональным состоянием, своими мысленными установками и иными проявлениями собственной личности.
Приемы избавления от навязчивых мыслей
- Отвлечение и когнитивная (умственная) нагрузка.
- поиск отвлекающих стимулов: книги, музыка, фильмы, общение, деятельность, занимающая всё внимание;
- выполнение умеренно трудных задач (судоку, анаграммы и прочие логические упражнения);
- концентрация на обучении или выполнении иной умственной работы.
Отсутствие «когнитивных пустот» не оставляет места для навязчивых мыслей, однако необходимо избегать переутомления, при котором эти мысли, наоборот, возьмут верх.
- Системные занятия спортом, танцами, творчеством помогут переключиться в другой режим и меньше концентрироваться на нежелательных мыслях. Важное условие – все эти занятия не должны оставлять возможность уходить в себя. То есть эффективнее групповые спортивные игры, совместные занятия, не оставляющие времени для размышлений. А вот длительный бег или уединенное вышивание оставляют голову свободной и словно провоцируют на то, чтобы снова подумать о другом человеке.
- Дистанцирование от навязчивых мыслей, спокойное отношение к ним с девизом: «Это всего лишь мысли». Нужно отстраниться от мыслей и вызываемых ими чувств, словно смотреть на них со стороны. Если вы не будете ни поощрять, ни отвергать навязчивые мысли, они начнут затухать.
Для борьбы с навязчивыми мелодиями часто рекомендуют жевать жевательную резинку, и в случае коротких мыслей это порой эффективный способ. Но с масштабными размышлениями о каком-то человеке данный прием не справится, как и употребление чего-то агрессивного для вкусовых рецепторов. Тем не менее разного типа «заедание» проблем – довольно распространенная неконструктивная стратегия заглушения навязчивых мыслей. Еда не поможет перестать думать о каком-то человеке, не стоит усложнять ситуацию нарушением пищевого поведения.
Как стать готовым не думать о каком-то человеке
Для того, чтобы избавиться от нежелательных мыслей о каком-то человеке или хотя бы снизить эмоциональное напряжение от подобных размышлений, необходимо провести определенную работу над собой.
- Преодолеть иррациональные мысленные установки.
Как уже было сказано, больше всего мешает избавиться от навязчивых мыслей убежденность в невозможности и своей неспособности сделать это. Для того, чтобы избавиться от категоричности, снизить уровень уныния и отчаяния, связанного с уверенностью «я не могу», попробуйте поиграть со словами.
Подставляйте вместо: «Я не могу перестать думать о нём»:
«сейчас у меня не получается перестать думать о нём», «я не могу перестать думать о нём, потому что…», «я не могу перестать думать о нём, пока…», «я не хочу перестать думать о нём», «меня вынуждает думать о нём…», «мне помогает думать о нём…», «мне мешает думать о нём…», «я думаю о нём, потому что…», «я думаю о нём, чтобы…», «когда я думаю о нём, мне легче делать или чувствовать…» и т. п.
У появления навязчивых мыслей о каком-то человеке обычно есть причина или повод, эти мысли играют определенную роль в вашем психическом состоянии. Вам нужно разобрать, почему эти мысли у вас закрепились, какие функции выполняют, как усиливаются, что помогает их остановить хотя бы на время. Изучайте себя, свое состояние. Нередко эти мысли защищают вас от какой-то боли или от осознания проблем с собственной личностью или жизнью. Поэтому при подобной работе ищите поддержку, как минимум, близких людей. Максимально эффективно проводить такой анализ с профессиональным психологом.
- Завершить и отпустить ситуацию.
Есть мнение, что у здорового человека навязчивые мысли о каком-то человеке свидетельствуют о какой-то неоконченной или нежелательным образом законченной истории. Например, в случае развода навязчивые мысли о бывшем супруге говорят о том, что физически развод произошел, а эмоционально – нет.
Размышления о каком-то человеке, отравляющие нам жизнь, часто вызваны когнитивным напряжением от незавершенности. Они – проявление фрустрации и страдания от нереализованных желаний или незавершенной, возможно, не до конца понятой и принятой ситуации.
Иногда доморощенные психологи советуют завершить реальную ситуацию, например, реализовать нереализованные желания. Такие рекомендации в области человеческих отношений нередко находятся за гранью морали. Даже если такой способ кажется вам самым простым, помните, что навязчивые мысли – это сигнал о внутреннем непорядке, и наводить порядок нужно именно внутри себя. Внешние действия в ряде случаев вообще не помогут, либо усложнят проблему новыми переживаниями.
При когнитивном напряжении незавершенности навязчивые мысли могут быть способом пережить подобную ситуацию; они из раза в раз запускаются, пока наше сознание не сумеет проработать проблему и внутри себя достичь определенного финала, приносящего чувство завершенности и удовлетворения. Процесс восстановления целостности можно ускорить, намеренно прорабатывая проблему, желательно с помощью специалиста.
Но навязчивые мысли могут выполнять и другую функцию в незавершенных ситуациях — защитную. Возможно, вы не даете себе полноценно прочувствовать, не можете пережить боль или страх, разочарование, иные неприятные чувства. В данном случае навязчивые мысли могут быть сигналом того, что вы прячетесь от реальности и избегаете душевной боли.
Считается, что для преодоления такого состояния нужно достичь кульминации, дойти до логического конца, принять реальность. Но в ряде случаев избегаемая боль настолько сильна, что угрожает целостности психики, поэтому лучше не спешить и уж точно не пытаться пережить кульминацию самостоятельно. Подобную работу обязательно проводить только с участием психотерапевта или опытного психолога.
Практические рекомендации
- Не приказывайте себе успокоиться, перестать думать об этом человеке и т. п. Не запрещайте себе думать вообще. Если нежелательные мысли появились, скажите себе: «Это просто мысли». Понаблюдайте за собой во время этих размышлений, попробуйте понять, где в вашем теле напряжение, тепло или холод. Напряженные места постарайтесь расслабить, холодные согреть (растереть, укутать), теплые охладить. Попробуйте сменить позу, подвигаться. Найдите себе занятие, которое потребует от вас полной умственной включенности.
- Если поймали себя на ассоциациях, вызывающих нежелательные мысли, попробуйте подобрать другую ассоциацию для того, что вам напомнило о конкретном человеке. Если не вспоминается чего-то из жизни, поиграйте словами – придумайте какую-то смешную рифму к названию города или ресторана, альтернативную историю про знакомый запах, сопоставьте соответствующие черты с каким-то другим человеком.
- При возникновении различных фантазий попробуйте воспользоваться методом «стоп». Не стоит стремиться сразу остановить все нежелательные мысли, в этом случае вас, скорее всего, ждет провал и разочарование. Постарайтесь остановить именно развитие фантазий – например, погружение в мысленное перебирание подробностей встреч и разговоров. Особенно это касается сексуальных фантазий.
- Если ловите себя на уходе в фантазии при совершении каких-то действий, вынудивших вас вспомнить о человеке, например, в танце, при посещении определенных мест и т. п., постарайтесь сконцентрироваться на том, что происходит в данный момент времени. Найдите вокруг 20 круглых предметов. Определите, что самое шершавое в обстановке. Посчитайте зеленые, красные, квадратные, мягкие и т. п. вещи вокруг. Постарайтесь уловить три разных разговора (если вы в окружении людей). Сконцентрируйтесь на чужих лицах и на том, что вокруг, представьте себя художником, которому нужно запомнить как можно больше деталей, чтобы потом по памяти все зарисовать.
- Четко сформулируйте для себя, чего вы хотите в данной ситуации. Примите решение – вы хотите продолжать надеяться на какое-то изменение со стороны другого человека или прекратить держаться за мысли о нем. Постарайтесь быть честными с собой: если не очень хотите или не так уж стараетесь избавиться от мыслей, признайте это. Не надо пытаться угадать будущее, думать: «А вдруг он вернется». Не подчиняйте свою жизнь тому, чтобы не упустить мизерный шанс. Просто живите своей жизнью, честно и порядочно.
- Выявляйте свои вторичные выгоды от неприятной ситуации. Может, это роль жертвы, которую можно и нужно жалеть, или услаждение несбыточными фантазиями, надеждами. Или эта привязанность к прошлому или нереализованному будущему позволяет вам бежать от какой-то необходимости в настоящем, помогает относиться к себе или к ситуации лучше. Вскрытие вторичных выгод не поможет проблеме рассосаться. Однако, зная свои мотивы, вы сможете осознанно регулировать свое поведение и тем самым существенно изменить ситуацию – или свое отношение к ней.
- Если мысли о другом человеке у вас подкрепляются сильными чувствами вины и стыда, нужно разделять, разводить эти мысли и чувства. По отдельности с ними работать проще. Если вина и стыд слишком сильны, может понадобиться помощь психолога для коррекции самооценки и самоощущения.
- Даже если вам покажется глупой данная рекомендация, постарайтесь отрегулировать свой режим дня (работа/отдых, сон/бодрствование, прием пищи, прогулки). Во-первых, для того чтобы справиться с проблемой, вам нужно укреплять нервную систему. Во-вторых, не исключено, что сама проблема не только психологическая: возможно, вы стали уязвимы для навязчивых мыслей из-за общего состояния стресса. А режим – первейшее и очень эффективное средство лечения и укрепления нервной системы.
- Если вы уверены, что мысли могут как-то повлиять на реальность, знайте, что вы находитесь в плену оккультного суеверия. Отгоняйте от себя подобные помыслы.
- Напомните себе, постарайтесь восстановить в своем сознании правильную иерархию ценностей. На первом месте должен быть Бог. Уделяйте богообщению как можно больше внимания, молитесь как можно чаще. Мыслей о Боге должно быть не меньше, чем мыслей о каком-то человеке. Если уж вы не можете перестать думать об этом человеке, говорите о нём с Богом, Он поможет отсечь греховные мысли. Просите Его о помощи в избавлении от навязчивых размышлений, эгоистичных суетных желаний и о возвращении здравомыслия, возможности управлять собой.
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать