Воздержание от различных удовольствий — именно так «дофаминовое голодание» можно перевести на простой язык. Этот тренд стал известен с подачи представителей Кремниевой долины — местечка в Сан-Франциско (США) с невероятно высокой концентрацией IT-компаний и университетов. Именно там рождаются новейшие разработки компонентов компьютерной техники и их программного обеспечения.
Специалистов компаний Кремниевой долины даже называют неоаскетами, ведь их ограничения распространяются и на дружеские разговоры, не говоря уже про интимную близость, посещение соцсетей и компьютерные игры. Наиболее строгие сторонники дофаминового голодания воздерживаются даже от взгляда в глаза собеседнику.
Для чего, спросите вы, представители наиболее оплачиваемых профессий это делают? Приверженцы дофаминовой диеты своей целью видят перестройку системы вознаграждений головного мозга. Кому как не им ощущать на себе последствия ловушек переменных вознаграждений, которые рождают зависимость от IT-продуктов, заставляя пользователей постоянно искать большего виртуального корма?
Профессор психологии UCSF и венчурный капиталист Кэмерон Сепах сказал, что ищет способ для себя и своих клиентов лучше сохранять концентрацию, отключаться от своих устройств, регулировать эмоции и не попасться в культуру постоянных уведомлений, возбуждения и разгула.
«Это то, что делают здоровые люди: выключая компьютер ночью, отдыхая по выходным.» — сказал Сепах. Однако этот специалист, популяризирующий дофаминовую диету, призывает не упрощать роль дофамина. Например, нейрофизиолог Майкл Тридвей утверждает, что дофамин — это больше про мотивацию к поступкам, за которыми следует вознаграждение, чем про само счастье от вознаграждения. Также вещество переключает внимание и контролирует расход энергии. Нейробиологи отмечают, что идея дофаминовой диеты выросла из методов лечения зависимостей и может принести определённую пользу. Однако полного голодания от дофамина добиться практически невозможно, и это привело бы к тяжёлому состоянию человека. Поэтому речь идёт больше о снижении уровня вещества.
На первый взгляд можно увидеть некоторое сходство с христианской практикой поста. Но так ли это? Мы попросили прокомментировать новостные статьи о дофаминовом голодании православных священников.
Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:
Если смотреть по статье на Медпортал.ру, то это просто модный тренд. Лечение от любых зависимостей всегда предполагало отказ от причин, их вызывающих. Тут ничего нового нет. Идея же в принципе отказаться от всего хорошего и приятного — глупа. Мы в любом случае будем получать удовольствие даже от сознания, что преодолеваем удовольствие. Господь не создавал мир унылым. Аскет занимается аскезой не ради самого отказа от удовольствий, а ради соединения с Господом, которое и есть истинное счастье. Поэтому как какой-то метод лечения оно применяться может. А как образ жизни – нет.
Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии
Воздержание от потребления бесконечного потока информации, в основном ненужной, бесполезной и даже вредной не может не принести пользу человеку. Именно к воздержанию чувств призывает нас православная аскетика и данная проблема сейчас стала актуальной, как никогда ранее. Но освободившееся время хорошо потратить не на другие формы развлечения, не столь яркие, но не менее уводящие человека от его истинного призвания, а на молитву, душеполезное чтение, посещение храма и участие в Таинствах Церкви. Иначе получается замена одного вредного влияния на другое, менее вредное. Такой путь, пускай он временно приносит пользу, в итоге ничем не обогащает личность.
Протоиерей Алексей Бабурин, врач-психиатр, член Исполкома Всероссийского общества православных врачей имени священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого):
Полностью согласен с Майклом Тридвейем, который считает, что дофамин не является «гормоном счастья». Этот нейромедиатор создает ощущение радости от того, что человек находит что-то необходимое. Он жизненно необходим людям, и его дефицит может сыграть коварную роль в мотивационной сфере человека. Я никому не стал бы рекомендовать дофаминовое голодание. Будем поститься постом приятным!
Иерей Святослав Шевченко, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:
Дофаминовая диета, которая входит в тренды среди «айтишников» и последователей ЗОЖа, на первый взгляд, имеет много общего с христианским постом. И там и там практикуется воздержание от вкусностей, развлечений и удовольствий. Но это только на беглый взгляд. На самом деле — разница огромная.
И она заключается в мотивации. Представители сферы IT и «зожники» делают это для того, чтобы повысить свою работоспособность и исключить из рациона вредные продукты. Они это делают, чтобы избавиться от травмирующих зависимостей. Но христиане соблюдают пост и борются со своими зависимостями совсем по другой причине. Они пытаются очистить душу от грехов и страстей, чтобы стать ближе к Богу.
Первые — жаждут контролировать свою физиологию, управлять метаболизмом, вторые — хотят по кирпичикам разобрать стену, которая отделяет их от Бога. В первом случае, двигатель — забота о себе любимом, во втором, движущая сила — любовь.
Текст: Александра Грипас, Екатерина Соловьева
Комментировать