Каковы явные и скрытые мотивы того, что мы занимаемся благотворительностью? К каким последствиям приводят ошибки в мотивации? Как мотивировать себя? Как руководителям проектов мотивировать добровольцев? Обо всем этом я хочу поговорить не только как психолог, но и как бывший доброволец двух проектов и организатор третьего, которым руковожу уже 12 лет.
Разовая помощь конкретному человеку или делу обычно вызвана движением сердца – тем, что вполне можно назвать голосом Бога в душе человека, Его призывом. Но когда мы начинаем заниматься добрым делом регулярно, на постоянной основе, здесь одного призыва мало, обязательно присутствует осознанный или неосознанный мотив — цель, которую мы преследуем. Чаще всего встречаются следующие три мотива.
Благотворительность по-протестантски
Разумеется, этот мотив свойственен не только протестантам. Суть этого явления в том, что у человека имеется позитивный потенциал, желание делать что-то хорошее, но так как себя изменять трудно и порой страшно, такие люди идут по более легкому пути – влиять на окружающий мир, не изменяя себя.
Мотив можно выразить такими словами: «Я занимаюсь благотворительностью, потому что я прекрасен».
На самом деле, мало кто прекрасен, и Бог в разных ситуациях жизни, и особенно в общении, дает нам возможности это осознать. Поэтому человек, который занимается благотворительностью по этому мотиву, часто оказывается в конфликте между своими представлениями и реальностью. Это неприятно, больно, и нужно с этим что-то делать, поэтому такой человек поначалу выдумывает всякие оправдания и объяснения («помогаемые» неблагодарны, организация «токсична» и пр.), еще больше уходя от реальности, что отрицательно сказывается на его душевном состоянии. И в итоге он уходит из этой деятельности: этот мотив – кратчайший путь к выгоранию.
Благотворительность от зависимости
Большинство из нас не получили в детстве достаточной любви от родителей, зато с избытком получили критики и различных приговоров. В психологии это называется сниженным самопринятием: мы выходим во взрослую жизнь с острой потребностью, чтобы нас любили и считали значимыми. Такой человек зависим от людей, от их отношения к нему, поэтому он способен только на любовную зависимость, но не на настоящую любовь. Конструктивный путь решения проблемы – совершенствовать себя, повышать свое самопринятие, учиться искать любви Бога, а не оценки людей.
Но мало кто решает эту проблему конструктивным путем, большинство просто ищет человека (друга, полового партнера, супруга), который подарит необходимое: чувство, что тебя любят и ценят. Бочка эта бездонная, таким способом она не заполняется, поэтому данный путь проблему решает только частично и временно.
Есть более простой и безопасный путь попытаться заполнить бездонную бочку, не заделывая ее днище – благотворительность. Конечно, этот путь тоже проблему не решает, но, по крайней мере, не приходится переживать болезненных разрывов, не остается детей-полусирот, которые потом тоже гарантированно будут страдать от сниженного самопринятия.
Данный мотив можно выразить словами: «Я занимаюсь благотворительностью, чтобы меня ценили и любили».
И действительно ценят! Еще вчера ты был никому не нужен и не важен, даже себе, и вот сегодня ты удовлетворяешь какую-то важную потребность другого человека и за счет этого становишься важен – по крайней мере, в своих глазах, а зачастую и в его глазах тоже. Это настоящее чудо, это как настоящий водопад, вдруг обрушившийся на того, кто годами полз по раскаленной безводной пустыне!
Если соблюдать элементарные меры безопасности, то вполне безболезненно такой благотворительностью можно заниматься годами. Соблюдать меры безопасности – это значит, не принимать никаких выгод (дружбы тех, кому помогаешь, славы и пр.), кроме той единственной выгоды, которой ты не замечаешь, но ради которой трудишься – чувства собственной значимости.
Единственный минус такой благотворительности – она помогает уйти от реального представления о себе. Она смягчает боль и позволяет не меняться, не становиться совершенным, к чему мы все призваны.
Крайней формой данного мотива является глубоко разработанное в психологии «спасательство». Оно ярко проявляется в алкогольных семьях: муж погибает от пьянства, жена погибает от того, что его спасает. Не уходит она потому, что очень низкое самопринятие, зависима, и мнимое спасение другого человека придает смысл, значимость ее жизни. (А мнимое оно потому, что она больше губит его своей заботой, чем спасает.)
Благотворительность по-православному
Святые отцы православия говорят, что добрыми делами следует заниматься ни для чего иного как для упражнения в любви. Этот мотив можно выразить словами: «Я занимаюсь благотворительностью, потому что сознаю свое несовершенство и хочу научиться любить».
Это единственный из рассмотренных мотивов, который основывается на трезвом понимании себя и поэтому является самым психологически здравым и благоприятным. Если человек руководствуется этим мотивом, он выбирает не то, что ему делать легче, а то, что, наоборот, вызывает затруднения: ведь только преодоление себя изменяет нас!
Например, трудно тебе говорить людям добрые слова – выбери то, где это нужно делать. Трудно тебе отвлечься от своих интересов и вдуматься в интересы другого – выбери, где это потребуется. Ты брезглив и тебе трудно физически приблизиться к другому человеку, особенно грязному и дурно пахнущему – выбери то, где тебе придется это делать.
У этого мотива нет никаких недостатков, кроме того, что он труден, а если к нему добавляется и осознанное смирение (которое я считаю наилучшим противоядием против выгорания), то заниматься добрыми делами с этим мотивом можно неограниченное количество лет.
Вполне православными мотивами, на мой взгляд, является занятие добрыми делами из покаяния в реальном, осознанном грехе или в качестве жертвы за душу умершего близкого тебе человека. Но это редкие мотивы, а я здесь рассматриваю лишь самые распространенные. Хотя не уверен, что описанный выше «православный» мотив очень распространен даже в кругу православных. К сожалению, и святых отцов читают не все даже воцерковленные люди.
Как выстраивать свою мотивацию, если ты доброволец?
Как психолог с уверенностью могу сказать, что самообман всегда без исключения приводит к негативным последствиям. Поэтому стоит набраться смелости, признать свои несовершенства и заниматься добрыми делами исключительно ради совершенствования себя. (Кстати, это помогает и повышению самопринятия тоже и содействует закрытию дна той самой бочки.)
Разумеется, душа человека всегда в движении, поэтому будут возникать соблазны, ложные смыслы будут стремиться занять место истинного. Это как со смыслом жизни: все православные знают, в чем он заключается, но далеко не всегда принимают решения в соответствии с ним, потому что поддаются страстям. И потом расплачиваются. Поэтому нужно смотреть за собой и постоянно возвращать всю свою деятельность и саму жизнь к истинному смыслу.
Как мотивировать добровольцев, если ты руководитель благотворительного проекта?
Есть три выбора.
- Первый – вообще об этом не думать.
- Второй – так как большинство добровольцев имеет ложные мотивы (первые два в моем списке), потакать этим мотивам, чтобы удержать добровольцев и легче привлекать новых.
- Третий – осознанно направлять людей к верному, благоприятному мотиву их деятельности.
Первый путь – несколько инфантильный. Мы ведь не руководители коммерческих предприятий, где основной инструмент мотивации – зарплата. Если мы не думаем об атмосфере, о мотивации людей, наша деятельность превращается в лотерею. Как будут трудиться люди, как быстро они выгорят – пускаешь на самотек и будешь только латать постоянно возникающие дыры и разруливать конфликты и расколы.
Хорошо еще, если при этом мы сами своей личностью показываем пример верного отношения к себе и к делу, это хотя и опосредованная, но тоже мотивация. А если наш собственный пример не столь положителен или не столь очевиден?
Второй путь очень распространен, особенно в нецерковных проектах. Ладно еще, если руководители — далекие от веры и психологии, сами не ведают, где добро, где зло, где здоровье, где болезнь. А если ты православный и понимаешь, на каких страстях играешь? Стоит ли твое доброе дело того, чтобы губить души твоих соратников?
Третий путь, на мой взгляд, является наиболее здравым. Это по Богу, да и просто логично – чтобы пользу получали все – и те, кто помогают, и те, кто обращается за помощью. Если добро – то добро всецелое, а не как в рисунке инь-ян.
Как этого добиваться, возможны варианты. Поделюсь опытом группы сайтов «Пережить.ру».
Опыт проекта «Пережить.ру»
Когда начали появляться первые добровольцы (в 2006 году), я сразу решил, что в команду будем принимать только тех, кто готов соблюдать вполне ясную по трудам святых отцов «технику духовной безопасности». Суть ее в следующем: «Бог за добро плательщик». Например, добровольцы-интервьюеры должны были сразу смириться с тем, что их имени при публикации в статье не будет, как это бывает в обычной прессе: «Беседовал такой-то». И сам я и в диалогах на форуме, и в статьях подписывался псевдонимом, вполне осознавая свое тщеславие и не желая давать ему лишнюю пищу. (Спустя 5-6 лет начали выходить наши книги, и для их продвижения пришлось начать подписываться своим именем. Конечно, это отразилось на моем самоощущении, и не лучшим образом. «Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая», сказано совершенно не зря…)
Уже самый первый диалог с человеком, который хочет стать добровольцем, я выстраиваю так, чтобы у него не возникло иллюзий, что своим обращением он сделал великое благодеяние человечеству, и его сейчас станут восхвалять и носить на руках. Наоборот, на этой стадии я общаюсь нарочито сухо, благодаря чему люди гордые и тщеславные (не борющиеся с этими страстями) отсеиваются сразу, и экономится много времени. Когда человек уже зарекомендует себя в деле, тогда можно общаться с ним более тепло, проявлять благодарность, не боясь его этим испортить.
Думаю, что при таком обращении здраво настроенный человек ощущает в своей душе и жизни ту самую «плату от Бога», которая наилучшим образом стимулирует и ведет его. Если бы я постарался «оплатить» эту деятельность сам, раздавая направо и налево «спасибо», «молодец» и какие-то почетные статусы, то тем самым только обокрал бы товарищей, заменив бесценную оплату на что-то дешевое и даже вредное.
Во многих благотворительных проектах добровольцам приходится иметь дело с немытыми людьми, с ранами и экскрементами, в таких случаях сама деятельность смиряет. В случае же душевной помощи, наставничества в кризисных ситуациях, как в нашем проекте, есть почва для самовозвышения. Приходит, например, на форум женщина, живущая в сожительстве, жалуется на свою неудовлетворенность отношениями, и чтобы помочь, необходимо ей как-то объяснять патологический характер самих отношений, в которых она состоит. И здесь у добровольца (как правило, воцерковленного православного) возникает соблазн почувствовать себя гораздо выше «всех этих заблудших, которые погрязли в грехах, словно заблудились в трех соснах». Если добровольцы начнут возноситься, это будет пагубно как для них самих, так и для деятельности, которую они ведут.
Поэтому и стоит задача настраивать добровольцев на верный лад. У нас есть что-то вроде устава, где сказано, что познание и совершенствование себя – главная цель нашей деятельности. Ведь общение в интернете мало чем отличается от обычного, и болевые точки вылезают в диалогах с теми, кто обращается за помощью. Все правила модерации и действия администраторов (ведущих добровольцев) выстроены в этом русле: чтобы участники команды действовали по Правде и росли не только как специалисты, но и как люди, как (в большинстве случаев) православные христиане.
Разумеется, мало кто, кроме православных, может долгое время трудиться в такой системе, поэтому коллектив у нас церковный не только ввиду идеологии проекта, его содержания, но и просто потому, что благотворительностью по сути, а не по форме неправославные заниматься практически неспособны. (Таково мое спорное частное мнение после работы с сотнями добровольцев разных мировоззрений в течение 12 лет.) У нас люди либо постепенно воцерковляются, либо уходят.
Одним из форумов нашего проекта руководит психолог, который с момента создания этого форума постарался выстроить работу коллектива иначе, захотел быть «более добрым», не загонять людей в рамки жесткой дисциплины, саморазвития, понадеялся на их самосознание. Это привело к тому, что сформированный немалым трудом, обученный коллектив администраторов и модераторов через недолгое время в полном составе придумал обиду на него и ушел с форума. Форум остался без команды, пришлось все начинать сначала. Но теперь уже в более строгих рамках.
Почему излишняя мягкость дает такой эффект? Ведь вроде бы люди должны быть благодарны? Потому что настоящее доброе дело противно сатане, и он использует все возможности, чтобы его разрушить. А там, где страстям дают волю, возможностей разрушить гораздо больше!
Поэтому если кто-то в нашей команде регулярно восстает против какого-то правила, считает, что он лучше, милосерднее остальных, мы не ждем, когда это вызреет в очередной заговор, расстаемся с таким человеком. С болью и сожалением, но решительно и твердо: лучше потерять одного, чем многих.
За 12 лет проект пережил много разных ситуаций в коллективе, выработанная система мотивации позволяет нам плодотворно работать многие годы безо всякого финансирования (небольшие пожертвования направляются на технические нужды и иногда на рекламу). А из добровольцев проекта выросли достойные священники, психологи и просто хорошие христиане.
Думаю, что вполне возможны православные добровольческие проекты, выстроенные и на других правилах, но наш частный опыт тоже может кому-то пригодиться.
Автор: Дмитрий Семеник,
православный психолог,
руководитель группы сайтов «Пережить.ру»