Рассказ сына священника, пришедшего к вере в зрелом возрасте <br><span class=bg_bpub_book_author>Вадим Нагорный</span>

Рассказ сына священника, пришедшего к вере в зрелом возрасте
Вадим Нагорный

– Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу» о тех людях, для которых их приход в православие был событием, которое делит жизнь на «до» и «после». Что движет этими людьми, что даёт им силы, мы беседуем с нашими гостями. Сегодня у нас в студии предприниматель Вадим. В советское время я, например, жил в семье, в которой о Боге ничего не было известно. И я помню, что даже еще когда-то в очень моем самом раннем детстве – даже, может быть, еще до школы, лет в 6, общаясь со сверстниками, между нами ходили такие разговоры. Мои сверстники, помню, рассказывали какие-то такие очень-очень видоизмененные, какие-то отголоски Евангелия о том, что Бог на самом деле есть, что Бог приходил, но об этом надо говорить тайно, чтобы взрослые не узнали, взрослые не поймут. Это удивительно вспоминать, что все-таки даже в каком-то таком виде до нас, советских детей, отголоски Евангелия доходили. Но это конечно, были крупицы, это было ничто по сравнению с такой полнотой церковной жизни и знания о Христе, знания о Евангелии. Вы были таким одним из тех счастливых исключений, которые в советское время родились, воспитывались в церковной семье. Может быть, расскажете об этом периоде Вашей жизни – как именно получилось, что Ваши родители были верующие, и как тогда Вы переживали то, что Вы относитесь к церковной семье в то время, когда везде вне церкви, в обычном советском обществе, это все-таки считалось не очень хорошо, не очень правильно.

– Я родился в церковной семье, мой отец был священником, служил в Белгородской епархии, сам я жил в городе Харькове. И получилось – я не знаю, может, промыслительно как-то, то есть я не чувствовал себя каким-то изгоем в советское время. Потому что как-то все это проходило мимо. Единственно, что иногда как бы немножко преувеличивалось то, что с нами происходило. Был случай такой в детское время, у нас семья была многодетной – как и сейчас, так и тогда, но на многие вещи не хватало денег, поэтому часто дарили нам вещи разные. И вот в один из моментов нам подарили детскую маленькую педальную машину. Мы катались на ней по улице, а потом – мама моя была детским врачом, она идет к себе на работу, ее встречают и говорят: «Поздравляем Вас, поздравляем, поздравляем!» Мама долго не могла понять, с чем ее поздравляют. И придя на работу, ей сказали: «Поздравляем Вас, Вы купили машину!» Мама говорит: «Да не только машину, но и лошадь» Все были очень удивлены, потому что с этой машинкой детской подарили еще педальную лошадку нам, потому что у нас в семье было восемь мальчиков и три девочки. Как я уже сказал, мой отец был священником, мы жили в Харькове, а он служил в Белгородской епархии в Белгородской области с одним известным старцем, схиархимандритом Григорием (Давыдовым), это очень известная личность на белгородской земле. Все летние каникулы я проводил вместе с отцом, но как-то был далек от этого, то есть как-то меня не задело это. Потому что как обычно говорят, что, находясь рядом со святыней, человек умерщвляется, он не придает значения тому, что он имеет. Поэтому с высоты уже прожитых лет я просто вижу, как Господь распорядился тем, что я мог соприкоснуться со старцем, который сейчас известен, и много чудес происходит. В принципе все мы любим чудеса, но не стоит этим увлекаться, потому что нужно искать свой путь к Богу, а не увлекаться чудесами, потому что чудеса происходят у нас ежедневно. Я могу привести такой пример. У меня на работе, как всегда, есть так называемые категории – рабочие-гастарбайтеры, то есть ребята из Узбекистана. Как правило, когда наступает август, у них у всех красные раздутые носы – аллергия на какое-то цветение травы, вот они ходят все, мучаются. Все эти лекарства стоят дорого, деньги они экономят. И в результате получается, что ко мне приходит один, ему нужно позвонить и узнать, где купить лекарства. А у меня на столе стоит маленький флакончик с маслом от блаженной Матроны, старицы нашей Московской известной. Я ему даю этот флакончик, говорю: «Вот на тебе, помажешь мизинцем свой нос и все пройдет, только смотри, иконку не отрывай». И вот он – все вокруг пользуются лекарством, а он тайком себе пользуется, мажет нос этим лекарством, у него все хорошо. Проходит неделя, он ко мне подходит: «Не помогает». Я беру этот флакончик с маслом, смотрю: а там иконки нет – «Я же тебе сказал, иконку не снимай!» То есть эти чудеса, которые происходят вокруг нас постоянно, но мы просто не обращаем на это внимание. Когда я детство свое проводил при храме, я не мог понять отца, потому что он вставал в 6 часов утра, в 7 часов он уже бежал, возжигал лампады, читал свое правило наверняка, в 9 часов начиналась служба. Для нас, ребят молодых, увлеченных чем-то другим, самое главное было отставить службу и заниматься своими делами, бегать, гулять и прочее. Я даже служил алтарником, то есть нужно отдать должное. Но в процессе жизни не задевало это – видно, просто не пришло время. Потом наступили наши благодатные 90-е годы, когда можно было зарабатывать деньги просто из воздуха, чем я и занимался. То есть тогда было не до Бога. Единственное, как многие сейчас у нас христиан считают и многие люди, которые в данный момент считают себя христианами, церковные службы посещал два раза в году. Это было Крещение и Пасха. То есть я приезжал к маме в гости на Пасху и все семьей мы посещали храм, где можно было встретить своих одноклассников, посмотреть, кто кем стал, ну и соответственно, можно было подпитать свою гордыню: вот я такой, я приехал из столицы, а тут вы живете на периферии, а тут человек уже удался, то есть состоялся. Но в конце концов, в один прекрасный момент не осталось ни семьи, ничего, жил уже на съемной квартире. И тут в один из прекрасных дней хозяйка квартиры, которую я снимал, дарит мне икону святителя Николая или, как у нас принято народе говорить, Николая Угодника. Это все промыслительно у Бога, потому что в данный момент я являюсь прихожанином храма Николая Угодника в Новой слободе. Это рядом с киностудией «Союзмультфильм», и этот же храм является подворьем митрополита Белгородского и Старооскольского, то есть существует какая-то преемственность.

– А как это событие – то, что Вам подарили икону, как оно помогло тому, что Вы пришли как раз к церкви, с которой вроде бы давно были знакомы, но тем не менее, на все увеличивающейся дистанции находились?

– Это просто был, может быть, не кардинальный поворот, это один был из немногих шажков, который направил мою жизнь в нужное направление. Потому что по рассказам хозяйки я знал – она художник, довольно известный в кругах, ее муж тоже. И в советское время самое ценным во вне церковных кругах была икона, проданная на Запад. Эта семья занималась продажей икон на Запад. Но это было просто одним шагом, я просто посмотрел, что люди нецерковные какое-то имеют отношение к святыням нашим. Хотя, в принципе, считалось, что нельзя продать икону, нельзя этого делать, даже когда в церковных лавках тогда было ограниченное количество икон и прочего-прочего-прочего. И плюс еще самое интересное, что в детстве мой отец в то время (90-е годы, 80-е), в советское время не было у нас еще Софрина, то есть никто не занимался изготовлением церковного облачения и прочего. Мой отец занимался как священник, он еще занимался тем, что он шил церковное облачение для наших батюшек. Я даже в этом участвовал, потому что все было под колпаком КГБ, как сейчас принято говорить, и отца знали. То есть очень легко было в то время узнать священника, потому что священник, как правило, был с бородой, оголенных рук не должно быть, и обязательно покрытая голова. То есть по древней церковной традиции не могли ходить в рясе священники, в советское время это сразу их выдавало. Они старались ходить с длинным рукавом, рубашка должна была быть с длинным рукавом. И то, что я потом позже узнал, на церковном Соборе 1917 года стоял очень остро вопрос о том, что может ли хоть священник ходить вне службы без рясы. На церковном Соборе было единогласно принято о том, что вне службы священник обязан ходить в рясе, поэтому отца было легко узнать. И я как маленький мальчик, которого он брал за руку, то есть это было то ли прикрытие, не знаю, или ему было легче, и мы ходили по определенным домам. То есть много было монахинь и монахов, которые жили просто на квартирах, потому что монастырей не было, как сейчас. И в одном месте он получал просфоры, в другом месте он получал облачения – то есть шили облачения и он их там забирал и раздавал. И как-то потихоньку-потихоньку я пришел на службу в Новодевичий монастырь, я вспомнил то, что было в детстве когда-то: пение красивое. В первые времена я мог постоять две и три службы, то есть на это хватало сил. Я приходил на раннюю службу, потом служба архиерейская, красивая, то есть хочется поучаствовать в этом, побыть, не хотелось даже уходить из церкви – обычно все новоначальные это испытывают. И вот в один прекрасный момент на доске объявлений в Новодевичьем монастыре висело объявление о том, что идет прием в воскресную церковную школу. И соответственно я туда пришел. Времени туда ходить было очень мало, не хватало времени для того, чтобы посещать регулярно. Но я почувствовал интерес. Потом была опосредованная встреча с отцом Даниилом Сысоевым. Мне попала в руки его книга про пророка Даниила и, читая эту книгу, я посмотрел, что действительно Писание, которое я раньше считал мертвым, устаревшим, оно действительно о нашей жизни; что любую страницу Писания можно открыть, и читаешь, как будто бы то же самое происходит в наше время именно с нами и сейчас.

– Хотел уточнить: в юности, как Вы сказали, не доводилось Вам читать христианскую литературу православную. Тогда не так уж много книг было. И открытие для Вас вот такого сокровище христианской мысли оно произошло уж в зрелом возрасте?

– Да, в принципе это произошло в более зрелом возрасте, потому что когда я был в детстве у отца, там очень часто у старца схиархимандрита Григория, он очень часто задавал один и тот же вопрос: какое сегодня Евангелие читалось на литургии? Как сейчас многие люди просто не знают, то есть, участвуя в богослужении, участвуя в литургии, после окончания литургии они даже не знают, что читалось, какое Евангелие читалось, и чье Евангелие читалось. В те времена более трепетное было отношение к Писанию, это не в укор будет сказано, потому что люди знали, о чем Писание, и могли толковать. И за каждой трапезой, за обедом, толковалось Евангелие этого дня, прочитывалось. И как мы читаем историю Церкви, когда второй- третий век, когда происходили первые ереси, как те же самые старушки на рынках обсуждали, сколько природ во Христе: одна или две. То же самое происходило и тогда. Потому у нас очень трогательная история была. У нас был дедушка Миша, он читал послания апостольские, ему было порядка 95 лет, и до 95 лет он читал апостольские послания. Просто его жизнь чем интересна была в тот момент: перед Первой Мировой войной он женился, ему порядка 18 лет было, его призывают в армию, он уходит на войну. Естественно, что у него рождается сын. Он приходит после Первой Мировой войны, встречается с женой, и тут октябрь, Великая октябрьская революция, так называемая, и он снова уходит воевать. Он приходит в 1920 году – его жена парализована. В один из дней, когда происходила заготовка зерна, его жена мешает красноармейцам это сделать, получает прикладом по спине, и она полностью остается обездвижена. И он за ней ухаживал с 1920 года по 1964 год. 44 года она находится парализованная, и он за ней ухаживает. То есть такой подвиг – тот, который в принципе нашим мужчинам, которые бросают свои семьи, должен быть в укор.

–Да, конечно, в наше время такое и отношение к браку, и чувство брака, и понимание брака такое можно встретить гораздо реже, к сожалению. В наше время люди более такие эгоцентричные, и они не воспринимают брак как любовь, и любовь как служение другому – тому, кого любишь. Часто они любят все говорить про любовь, но говоря про любовь, имеют в виду, как меня будут любить; а если меня не будут любить, то соответственно, и зачем мне это надо. Я даже вспоминаю ту же историю из Африки, как там принимала целая община принимала православие, в одной из деревень. И там у одного африканца, который собирался стать православным, жена точно также была парализована, и находились его знакомые, которые ему говорили: ну зачем тебе это надо, вот сейчас ты будешь принимать крещение, у тебя как бы все прошлое снимется (такое у них было представление), ты можешь начать новую жизнь, сказать, что у тебя не было этой жены, найдешь себе новую жену в христианстве, будешь иметь жену здоровую. Он сказал, что я не могу оставить ее, бросить ее – это неправильно. Он принял крещение. И ради его вот этого усердия, ради того, что он принял это крещение, Господь исцелил чудесным образом его жену и она выздоровела. Она тоже, конечно, стала православной христианкой. Господь это видит. Конечно, не каждый раз происходит вот такое чудесное исцеление, потому что для каждого человека своя мера подвига. Это хорошо видно на примере великомученика Георгия Победоносца и мученицы Александры. Они пострадали в один день, но святой великомученик Георгий претерпел очень много пыток и страданий, и мужественно их вынес. А святая мученица Александра умерла еще даже когда ее готовились только казнить, и она даже не дождалась казни, Господь ее забрал к Себе. Но она была готова, и Господь все равно ее почтил мученическим званием. Конечно, видно, что каждому Господь дает в свою меру подвиг. И конечно, тот ваш знакомый дедушка, он был достаточно силен для того, чтобы такой подвиг понести, хотя решимость в его случае, и вот в этом африканском случае решимость была одинаковая. Я хотел уточнить: поскольку Вы сказали, что Ваш такой отход от церковной какой-то жизни сопровождался уходом в коммерцию. Как Вы думаете: это просто совпало так или, действительно, успех вот в этой деятельности несет в себе такую опасность, что способствует, что ли, такому отходу, как Вы думаете?

– Ну, в Евангелии же написано, что не собирай сокровищ на земле. Как правило, мы хотим собрать сокровища на земле и иметь все и сразу, как правило. И когда я работал, то там было жалко: один день я если не выхожу на работу, я понимаю, что кто-то за меня сделать эту работу хуже, соответственно, работал не столько, сколько я хотел бы. Поэтому все, в принципе, воскресные дни, субботние пропадал на работе допоздна, не отдавал себе отчет в том, что есть и другая жизнь. Можно заниматься и чем-то и другим, и значительно из-за этого была потеряна своя семья, потому что меня не понимали: как это можно работать изо дня в день без отпуска, без выходных, без ничего! Все равно семья требует себе какого-то внимания, а у меня не было этого, и у меня не было такого резкого поворота, у меня было все – просто, может быть, так Господь управил, что у меня было все постепенно-постепенно по нарастающей. Я стал посещать воскресную школу и понял, как мы знаем мало о нашей вере. Потому что был такой пример в моей жизни: находясь в общении со своим духовником, как правило, приходит много людей к нему за советом. Вот приходит одна женщина и начинает жаловаться: «Батюшка, у меня проблема!» «Что такое?» «Сын наркоман». А он говорит: «А что ты хотела? Посмотри на себя: ты в храм ходишь, причащаешься, Писание читаешь?» «Нет». «Что ты хотела, чтобы тебе помог Бог? Бог тебе так не поможет, пока ты к Нему не обратишься».

– >Об этом еще святой Иоанн Златоуст говорил, что, если ты хочешь, чтобы Бог выполнил твою волю, выраженную в молитве, сначала выполни Его волю, выраженную в заповедях. И человек чувствует, на самом деле – чувствует, когда человек живет не по воле Божией, когда он даже приступает к молитвам, у него есть внутреннее чувство, что его молитва все-таки не дойдет, его молитва не будет услышана, потому что его совесть его обличает. Она говорит: ты живешь не по Божьи! Такое бывает, конечно. Конечно, это не значит, что Бог не слышит, или Бог отворачивается от людей в нужде. Но конечно, просто предполагать, что и живя без Бога, будем жить хорошо и счастливо – это заблуждение. Когда человек выбирает путь – Господь же нам дал свободу, –поэтому если человек, думает, что вот я найду счастье на этом пути земных радостей, земных удовольствий, земных успехов, Бог мне не нужен, – Господь говорит: если хочешь идти. иди по этому пути. Человек идет по тому пути, который он выбрал, но этот путь заканчивается несчастьем. Заканчивается несчастьем в том или ином виде, не обязательно это может быть такая трагедия с сыном, которую Вы упомянули. Бывает иногда даже и просто ощущение пустоты и напрасно прожитой жизни, бывают какие-то другие депрессии, самые разные варианты. Но просто, как тоже один из святых сказал, что наше сердце создано для вечности, для бесконечности и только бесконечный Бог может насытить его, и никакие конечные земные вещи его утешить и удовлетворить не могут. И поэтому тот путь, который люди выбирают, он приводится к таким горьким плодам, если они движутся от Бога и не к Богу. И все-таки думаю, что нашим зрителям будет интересно узнать о той поворотной точке, когда Вы узнали, все-таки удалось ли Вам привести это состояние к церковному браку, или же как-то по-другому этот вопрос решился?

– Пока не удалось, к сожалению, прийти к церковному браку, это так и застыло.

– Как апостол Павел говорит, что если в браке один человек верующий, а другой человек не верующий, и если половина, которая неверующая, не готова к тому, что человек верующий, и у него есть определенные обязанности перед Богом, то в таком случае он говорит, что неверный не связан в этом смысле. Такой союз нужно расторгать, если он не приводит к браку.

– Я после этого случая тогда услышал такую формулу. Я приезжаю в гости к маме – это просто к разговору о том, какие мы христиане. Я приезжаю в гости к маме, и там у моего брата какие-то проблемы. Ну, я уже как человек, который знает ту же формулу спасения, отвечаю: «Но ты же Писанин не читаешь!» Он разводит руками и говорит: «Да, не читаю». Потому через какое-то время, где-то через полгода, я снова приезжаю и спрашиваю: «Писание читаешь?», он говорит: «Нет, не читаю» «Ну что же ты хочешь, чтобы у тебя в жизни произошло изменения?» И потом мы начинаем читать Библию, я ему какую-то цитату из Библии говорю, а он говорит: «Я уже где-то это видел, я уже где-то слышал!» «Как же ты мог это слышать, если ты Писание не читаешь?» Он идет к себе, достает Библию, открывает ее в нужном месте: «Так вот это написано, я это читаю каждый день» Я говорю: «Ты же читаешь Писание!» На что он мне отвечает: «Это не Писание, это Евангелие!» То есть это говорит о том, как мы, христиане относимся к своим книгам. Для нас иногда темный лес, что Библия состоит из двух книг: из Ветхого Завета и Нового Завета, Новый Завет – это Евангелие. Поэтому велико очень значение воскресных церковных школ. После ее посещения мне открылись глаза на все. И я все время искал встречи с отцом Даниилом Сысоевым, потому что читал много книжек его, но не успел, к сожалению. Потому что у него был храм на Кантемировской, а я всё время считал, что он находится в другом месте. То есть мимо очень часто проезжал, видел этот храм, но как-то не зацикливался на этом. И вот, в один из прекрасных дней очередное объявление висит на доске объявлений в Новодевичьем монастыре о том, что принимаются желающие в миссионерскую школу имени Даниила Сысоева при Синодальном миссионерском отделе, висит телефон, я пришел туда, и как раз поступление в миссионерскую школу совпало с как с таким периодом моей жизни, когда я читал Писание, и Писание просто лилось из меня. Все удивлялись, что я поступаю в миссионерскую школу, я уже как будто бы готовый миссионер. То есть у меня на каждый вопрос есть ответ – видно, Господь так сподобил, именно на каждый вопрос был ответ из Библии. Я приезжал домой, на меня смотрели как на какого-то гуру, все сидели, открыв рот, и на каждый вопрос отвечал из Писания, но потом это все прекратилось. То есть Господь дал мне какое-то, видно, знание, а потом я должен был всего этого добиваться своим трудом, что гораздо труднее. Поэтому сейчас испытываю определённые трудности, и времени не хватает. Желание вроде бы есть, но всегда себе даешь какие-то поблажки, которых делать бы не следовало. И еще мне очень хочется, чтобы мы как христиане, лучше знали бы свою веру. У меня же много братьев, и постоянно происходят какие-то казусы. Мы приезжаем в духовнику, и один из моих братьев говорит: «Я хочу купить автомобиль» Если раньше приходили зачем к духовнику: духовник – это человек, который должен способствовать твоему духовного возрастанию. А у нас обычно сейчас в современном мире к духовнику приходят зачем: чтобы брать чего-то мирского. То есть как говорят святые отцы: вы пришли чего просить у меня – грязи? То есть того, что вам, может быть, и не нужно. И вот мой брат берет благословение у духовника, то есть я хочу купить машину. Тот спрашивает: «Зачем тебе машина?» «Да вот далеко ваш монастырь, батюшка, буду к вам почаще приезжать» Тот говорит: «Ну, благословляю, бери машину». Проходит какое-то время – значительное, скажем так, больше полугода. Он ко мне приходит и говорит: «А вот ты мне не подскажешь, что с нашим батюшкой произошло?» Я говорю: «Да что там могло произойти, вот две недели назад были у него!» «Ну как, что-то произошло, вот он меня благословил машину купить, а машину я не могу купить!» Я говорю: «И о чем ты говоришь? Благословение Господа – это на что? Это, может быть, тебе это не полезно – в данный момент купить эту машину». Ну и соответственно после того, как все это происходит, после покупки этого автомобиля в течение года он там в монастыре не появляется, все у него какие-то оказии, то есть нет возможности приехать: то одно, то второе, то третье.

– Да, это показывает то, что получается: человек брал благословение купить машину для одного, а реально использует ее для другого, я думаю, с этим было связано. Ну, и в целом, Вы верно заметили, что когда мы приходим к за советом к духовному человеку, это с нашей стороны большая ошибка – воспринимать его как какого такого оракула или как возможность, что ли, какую-то получить помощь чисто в земных вещах. Почему я слово «оракул» употребил – потому что оракулы были те, которые вещали от имени этих языческих божеств, и их спрашивали строго только о земных вещах, как вообще язычники и сейчас тоже обращаются с вопросами к своим этим духам или богам, как они думают, строго только о материальных вещах: как поступить в школу; чтобы сын хорошо учился или дочь; или чтобы поступили в хороший институт или университет, чтобы потом получили хорошее образование; чтобы они потом получили хорошую работу; потом чтобы у них была хорошая семья; чтобы у них были дети, чтобы дети были хорошие, здоровые; чтобы сами они были здоровы; чтобы получали много денег, чтобы была квартира, машина – вот этим все ограничивается. Но, собственно говоря, ведь это же не то, ради чего мы пришли на эту землю, это все в лучшем случае подготовка к чему-то настоящему. Мы учимся для того, чтобы быть способными различать истину от лжи; для того, чтобы быть способны усваивать истину; для того, чтобы жить по ней. А если вся эта наша подготовка становится смыслом жизни, или то же самое, когда мы идем работать –вот как и Вы тоже, когда мы зарабатываем деньги только ради денег, чтобы потом их вложить в дело и опять еще раз зарабатывать, – получается, что мы как те белки, которые вроде бы и бегут и много сил тратят, а находится на одном месте. И в этом, конечно, ошибка, потому что мы живем для чего-то большего, чем машина, квартира и даже семья. Даже семья, потому что, когда мы умираем, мы все умираем в одиночестве. Даже если рядом с нами и близкие люди, все равно в конечном итоге мы остаемся один на один с Богом. И какими мы предстанем перед Богом, и здесь уже нам не помогут ни семья, ни наше имущество, ни наши связи. А что поможет: какими мы сделали свою душу. А как раз вот об этом-то и советоваться надо с духовными людьми. Потому что мы видим, как и Вы тоже видели пример старца Гавриила, и сейчас тоже, слава Богу, есть люди духовные, от которых много чему можно научиться, и вот их спрашиваешь, что мне недостаёт, как у Господа спрашивали: что мне недостаёт, чтобы наследовать Царствие Небесное. Вот это то, для чего нужно в действительности обращаться и приходить и к старцам, и к духовным отцам, и в молитве даже к Богу. Потому что как кто-то из святых отцов говорил, что, когда мы у Бога просим земного, Господь дает нам, но дает нам со скорбью, потому что ожидает от нас, что мы вырастем до чего-то более серьезного. Или как преподобный Исаак Сирин говорит, что, если бы какой-то крестьянин повстречал вдруг на дороге царя, и царь сказал ему: проси у меня, что хочешь, и тот попросил бы навоза, – это бы выглядело совершенно нелепо, глупо и недостойно. Но также преподобный Исаак говорит: так же выглядят эти христиане, которые ограничиваются в своих просьбах только земными вещами, или к Богу обращаются, или к старцам обращаются только тогда, когда сталкиваются с ситуацией, в которой не знают, как правильно поступить. И они говорят: ну, мы сами своей жизнью правим, но вот о некоторых моментах мы хотим спросить у Бога, в некоторых моментах нам нужна помощь Божия. Получается, это та же ошибка – то, о чем Вы говорите, то, чего не хватает для того, чтобы все-таки перейти к какой-то более серьезной жизни, более глубокой.

– И что меня больше заставляет задуматься о том, что мы не пытаемся узнать основы нашей веры, о том, что мы можем прийти на исповедь в храм, и тут же, придя на работу, читать гороскоп и обращаться к оккультизму, считая это нормальным, я постоянно с таким встречаюсь. То есть люди, которые считают себя воцерковленными, читают гороскопы. У меня просто один знакомый мой с гордостью говорил о том, что батюшка в разговоре его назвал протестантом, и он ходит и гордится этим. Я говорю: как можно этим гордиться? Просто мы не знаем ни истории нашей церкви, ни основ христианства. Поэтому я могу обратиться к людям: попытайтесь что-то более глубоко узнать, потому что нельзя выучить дважды два четыре, и пытаться считать себя умным, ученым человеком, великим математиком.

–Да, у нас тут тоже есть в нашем народе такая пословица: «что имеем – не храним, потерявши – плачем» . И это относится по отношению к вере тоже, поскольку многие люди думают: ну я и так русский, поэтому я и так православный, я и так крещеный. Даже приходя иногда в храм, и даже иногда там участвуя, бывает так, что в таинствах все равно люди не ценят – не ценят то, что происходит в храме и не могут припасть к тому источнику мудрости, который для них открыт, и который для них рядом. Именно потому что он рядом, именно потому что они так считают, что это как бы и так наше. Вопрос заключается и в отношении к Богу. Потому что когда воспринимается Бог как какой-то такой карманный волшебник, когда надо – я вспомню про него и попрошу у него чего-то. А когда не надо, я займусь своими делами – это отношение, которое недостойно христианина, недостойно человека, который считает себя верующим. Потому что Бог есть, и Он Сам о Себе говорит, что это вечный всемогущий Творец, Который нас создал, и Который будет нас судить, то размышляя об этом, мы не можем не прийти в трепет и не задуматься: а где я сейчас нахожусь, куда я сейчас иду, движусь? Движусь ли я к Богу или движусь от Него? Поэтому Ваше свидетельство о необходимости чтения слова Божия имеет самое непосредственное к этому отношение. Я уже процитировал слова святого Иоанна Златоуста, когда он говорит, что исполни волю Божию в Его заповедях, чтобы молитвы твои имели плод. Многие люди спрашивают: а как я узнаю волю Божью? И некоторое даже есть представление, что ну воля Божия что-то такое туманное, что-то такое неопределенное, то, что еще невозможно узнать и понять. А на самом деле, воля-то Божия в слове Божием как раз и выражена. Поэтому, когда мы читаем слово Божие, мы понимаем, что Господь от нас хочет, что Он ждет от нас, к чему Он нас призывает. Как Он говорит в Священном Писании: перед тобой два пути: путь жизни, путь смерти, избери жизнь. И Он подробно описывает: какой путь жизни, а какой путь смерти, и как именно можно идти по пути жизни, все очень подробно описано. Но для людей, которые не испытывают к этому интерес, и которые больше увлекаются своей собственной самостью, для них, к сожалению, это закрыто.

– Ну как говорит мой духовник, в принципе, это кто-то из святых отцов сказал, что грех вяжет ум. Поэтому нужно как можно чаще участвовать в таинстве Евхаристии, причащаться, каяться в своих грехах. И я читал, по-моему, отца Даниила Сысоева, у него есть такое понятие, как «колесные христиане». То есть в чем эти колеса: тебя привезли на коляске креститься, и второй раз ты приходишь в храм, когда тебя уже отпевают, то есть снова тебя привезли тебя, отпели. И, читая Писание, понимаешь о том, что то, что сейчас например, происходит у нас в мире, об этом уже описано. Встречаясь с людьми с Украины, я им рассказываю: смотрите, у вас же там есть раскольники! Они говорят: какие раскольники, у нас все равно в какой храм ходить – Московского патриархата или Украинского патриархата. И мне задают вопрос: а как простые люди об этом узнают? Простые люди очень легко и просто об этом узнают. Если ты каждое воскресенье посещаешь храм, как нам заповедано, то ты узнаешь о каких то изменениях. А если ты приходишь в храм для того, чтобы просто крестить ребенка, а у тебя на столе уже водка начинает греться и сало порезано, то извините меня, там все равно куда идти. Можно прийти и к кришнаитам, или еще куда-нибудь

– Конечно, это не связь с Богом, это не жизнь с Богом. Это даже не приближение к Нему. Важно, что Вы упомянули про святое причащение, потому что вот то, что мы сказали, что нужно жить по воле Божией – другой вопрос, который люди задают, которые вроде бы хотели жить по воле Божией и говорят: а у меня не хватает сил, как я могу, у меня нет сил исполнить то, что Господь мне предписывает. И вот здесь то самое главное, что Господь в отличие от всех остальных систем религиозных и философских, где просто предписано: делай то, не делай это – Господь не просто предписывает, Он дает силы исполнить то, что Он говорит, и силы эти Он дает через таинства нам, и самое главное таинство – это, конечно, таинство Евхаристии. Поэтому, когда христианин причащается, он получает силы исполнить волю Божию. Если же он от далеко от причастия, как он может в себе найти силы побороть грехи, которые тем более сковали его на протяжении многих лет. Спасибо большое Вам за рассказ и за Ваше свидетельство и, дай Бог, чтобы многие наши современники, у кого есть все-таки внутри жажда чего-то более высшего, чем обычные земные какие-то цели, задачи, удовольствия, – чтобы они нашли в себе силы пройти по тому пути, по которому прошли Вы, и лично убедиться, насколько это и возвышает человека, и наполняет содержанием жизнь нашу. Я напоминаю о том, что вы можете присылать ваши вопросы, замечания, комментарии на наш электронный адрес. Благодарю за внимание, храни вас Господь.

Ведущий – священник Георгий Максимов

Гость – Вадим Нагорный, предприниматель

Видео-источник: Телеканал СПАС

Комментировать