Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь
Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).
Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.
Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.
История[править | править код]
Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Вел. Кн. Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы — события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) — и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.
Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с вел. кн. Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак.
Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.
Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря первой половины XVI в.
Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.
В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.
В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.
К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.
Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.
Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.
После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.
В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).
В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.
В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.
В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.
Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).
В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия. В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.
В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.
Описание.
Центр монастыря — монументальный, пятиглавый (первоначально, по-видимому, — девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.
В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.
Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра (конец XVII), с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
Крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново с башнями, имеющими ажурные завершения.
Храмы[править | править код]
- Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524-1525 гг., архитектор Алевиз Фрязин (?), фрески 1526-1530 гг., иконостас 1683-1686 гг.) с приделами апостолов Прохора и Никанора, чуда Архангела Михаила, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, освященный в честь иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), был заложен 13 мая 1524 года. Строгий, торжественный, пятиглавый храм на высоком подклете является уникальным памятником русской средневековой культуры XVI в. и древнейшим зданием, расположенным на территории монастыря. Главная святыня Смоленского собора – икона Смоленской Богоматери середины XVI века – древнейшая в иконостасе. Она считается списком с иконы, хранившейся в Благовещенском соборе Кремля. Ее украшает рама конца XVII в. из 16-ти живописных эмалевых клейм с изображением православных праздников.
- Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 гг.), приставной придел — ап. Иоанна Богослова, в крестильном храме — равноапостольного князя Владимира, в верхнем этаже главного храма — Сошествия Святого Духа;
- Храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 гг.). Надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты были построены в 1687-1688 гг. в стиле «московского барокко» в годы правления царевны Софьи Алексеевны. Церковь размещена на широких северных трехпролетных Преображенских воротах. В изящной и нарядной пятиглавой церкви, украшенной легкими белокаменными деталями, сохранился уникальный семиярусный иконостас работы мастера иконописной мастерской Посольского приказа Карпа Золотарева. Историки архитектуры предполагают, что в постройке Преображенского храма принимал участие зодчий Григорий Устинов. Лопухинские палаты получили название по проживанию в них первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной с 1727 по 1731 гг.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 гг.). Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами также была построена в стиле «московского барокко» в 1683-1688 гг. в годы правления царевны Софьи. Аналогично Преображенской церкви, Покровская также стоит на широких южных трехпролетных Покровских воротах. Покровская церковь необычная — имеет три главы, размещенные по одной оси с востока на запад. Иконы для иконостаса писали иконописцы Оружейной палаты Кирилл Уланов и Василий Пахомов, а резную раму выполнили два резчика из Оружейной палаты Иван Тюрин и Мирон Климов. С восточной стороны Покровской церкви пристроен жилой трехэтажный корпус, примыкающий к южной стене монастыря — Мариинские палаты, в которых жила родная сестра царевны Софьи, Мария Алексеевна Милославская.
- Храм преподобных Варлаама и Иоасафа под колокольней (1689-1690 гг., выс. 72 м.).
- Храм святителя Амвросия Медиоланского (конец XVI-XVII вв.). После Смоленского собора второй каменной постройкой на территории монастыря является комплекс зданий, включающий одноглавую церковь Амвросия Медиоланского, трапезную и жилые палаты. Эти здания строились в течении XVI в. и были завершены к 1598 году, но впоследствии неоднократно перестраивались. Архитектура этих построек созвучна с архитектурой XVI века – здания выполнены в характерных для своего времени монументальных формах и имеют сдержанный декор. В январе 1598 года в этих палатах поселилась вдова царя Федора Иоанновича — Ирина Годунова. Сестра боярина, будущего царя Бориса Годунова, она постриглась в монахини с именем Александра и основала швейную мастерскую. В светлицах царицы Ирины Годуновой была вышита шелками пелена «Похвала Богородицы» с ростовыми фигурами святой мученицы Ирины и царицы — инокини Александры. Чуть позже ее брат, Борис Федорович Годунов, переехал в Новодевичий монастырь, который был связан с избранием его на царство и который стал его временной резиденцией.
- Храм апостола Иоанна Богослова (средний ярус колокольни).
- Часовня-усыпальница Прохоровых (1911 г.). В Новодевичьем монастыре был создан семейный склеп площадью 40 кв.м, разделенный на 2 камеры – южная под часовней и северная под двориком, где затем похоронили самого Ивана Яковлевича (1836-1881 гг.), его жену — Анну Александровну (1840-1909 гг.), брата — Алексея Яковлевича (1847-1888 гг.), дочерей – Любовь Ивановну, Екатерину Ивановну, зятя – Александра Ивановича Алехина и двух внуков. У Ивана Яковлевича Прохорова было два сына и четыре дочери. Сыновья купили семейные участки на Ваганьковском кладбище. К началу ХХ века старый склеп требовал ремонта. Новую усыпальницу по проекту архитектора В.А. Покровского начали строить в 1911 г., а закончили в 1916 гг. К выполнению художественных работ привлекались известные ювелирные фирмы Москвы и Петербурга: обработку камня выполняли в мастерской Я.И. Филотей, мозаичные работы – в мастерской Фроловых, находившейся в Петербурге, детали из меди, в том числе оконные решетки и переплеты дверей — на фабрике золотых и серебряных изделий Хлебникова в Москве. Строительные работы финансировало правление мануфактуры.
- Храм равноапостольного великого князя Владимира с крестильней (в подклете Успенского храма).
- Часовня святителя Николая в северо-восточной башне (устроена в 1752 г.)
Подворья[править | править код]
- Александро-Невский храм (Санатория имени Герцена). Храм великомученика Пантелеимона находится в поселке санатория им. Герцена Одинцовского р-на. Одноглавый храм в неорусском стиле, построенный в 1915-1916 г. видным архитектором В. А. Покровским на средства вдовы князя Щербатова (замок-усадьба Щербатовых расположен рядом, сам А.Г.Щербатов похоронен до дворе церкви). Храм планировалось посвятить Александру Невскому, но до революции освящён не был. В 1940-х г. здание сильно перестроено, служило водонапорной башней, мастерской. Открыт в 1991, отреставрирован. В 1999 г. пристроена трапезная, а в крипте устроен Александро-Невский придел с крестильней. В 2009 г. восстановлено посвящение Александру Невскому. Имеет престол в честь святого благоверного князя Александра Невского, и нижний предел в честь святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги.
- Храм Успения Божией Матери (Шубино). Храм Успения Божией Матери в селе Шубино построен в 1792 г. (известен с XVI в.) Главная святыня храма – местночтимая чудотворная икона «Плакущая». В 1995 г. был приписан как подворье к Московскому Новодевичьему монастырю. Престольные и храмовые праздники: Успение Божией Матери (28.08); Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21.05, 09.10); иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (06.11); иконы Богоматери «Плакущая» (27.06); иконы Богоматери «Иерусалимская» (25.10); священномученика Сергия Соловьёва (17.02).
Некрополь Новодевичьего монастыря[править | править код]
Со времени постройки Смоленский собор служил местом упокоения насельниц, знати, позже — также лиц других сословий. После издания указа 1771 года, запрещавшего хоронить покойников в городах, на территории монастыря, особенно близкого к черте города, стал формироваться дворянский некрополь. К началу XX века свободного места для новых захоронений практически не осталось.
В 1898 году городские власти распорядились отвести участок за южной стеной монастыря под Новодевичье кладбище, куда в советское время был перенесён прах выдающихся деятелей культуры с других некрополей, предназначенных к уничтожению. В середине XX века кладбище стало наиболее престижным после Кремлёвской стены местом захоронения советской элиты.
В 1930-е монастырский некрополь был подвергнут «реконструкции», в результате которой из 2000 уцелело лишь около 100 надгробий. Утраченными оказались могилы таких деятелей, как военный министр Д. А. Милютин, генералы С. С. Апраксин и А. Ф. Багговут, меценат И. С. Мальцов, просветитель Л. И. Поливанов.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Деятельность монастыря[править | править код]
- Духовно-просветительская деятельность
- Воскресная школа
- Монастырские мастерские
- Хор "Одигитрия"
- Участие в проекте "Великий серверный путь"
- Сельскохозяйственная деятельность
- Церковный музей
- Издательская деятельность
Святые[править | править код]
- Священномученик Сергий Лебедев, пресвитер Новодевичьего монастыря
- Преподобномученица Ирина (Хвостова)
- Преподобномученица Наталия (Ульянова)
- Преподобномученица Матрона (Алексеева)
- Преподобномученица Наталия (Бакланова)
- Преподобномученица Мария (Цейтлин)
- Преподобная Елена Московская
Святыни[править | править код]
- Смоленская икона Божией Матери
- Иверская икона Божией Матери
- Икона святителя Николая с частицей мощей
- Ковчеги с частицами святых мощей разных святых
- Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Живоносный источник»
Престольные праздники[править | править код]
- Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" - 10 августа
- Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)
- Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября
- Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апостолы от 70-ти - 10 августа
- Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
- Владимир равноапостольный, великий князь - 28 июля
- Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря
- День Святого Духа - Cледующий за Пятидесятницей понедельник
- Преображение Господне - 19 августа
- Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
- Варлаам и Иоасаф, царевич Индийский, и отец его царь Авенир, преподобные - 2 декабря
- Амвросий, епископ Медиоланский, святитель — 20 декабря
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Местонахождение[править | править код]
Адрес: Россия, г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1
Телефоны:
- Епархиальное управление: +7 (499) 246-08-81
- Храм: +7 (499) 245-31-68
- Экскурсионное бюро: +7 (499) 246-85-26
- Церковная лавка: +7 (499) 245-33-63
Электронная почта: mepar.ru novodevich@ mepar.ru
Сайт: https://novodev.msk.ru/
Паломнику[править | править код]
Монастырь открыт с 8:00 до 18:00 часов.
Богослужения[править | править код]
Богослужения в храме совершаются ежедневно. Божественная Литургия:
- ежедневно в 7:40,
- по воскресным и праздничным дням ранняя в 6:20, поздняя в 8:40.
- Вечернее богослужение в 17:00
Ежедневно по окончании Литургии совершается молебен с акафистом перед образом Иверской Божией Матери.
По средам — водосвятный молебен перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма
Экскурсии[править | править код]
Новый экспозиционно-выставочный центр Исторического музея возводится неподалеку от ансамбля Новодевичьего монастыря. Музейный центр, посвященный истории древней обители, должен открыть новую страницу во взаимоотношениях между монастырем и музейным сообществом, а в более широком смысле – между государством и Русской Православной Церковью. Новодевичий монастырь долгое время был составной частью Государственного исторического музея. Это уникальный историко-архитектурный комплекс, который в 2010 году был передан Историческим музеем Русской Православной Церкви. Наши контакты с насельницами монастыря и Московской епархией никогда не прекращались.
Сайт музея: https://ndm-museum.ru/
Экскурсионное бюро: +7 (499) 246-85-26
Как добраться[править | править код]
Проезд из Москвы: Монастырь расположен рядом с метро “Спортивная”.
Фото[править | править код]
-
Смоленская икона Богородицы "Одигитрия"
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Страница храма ВКонтакте.
- Монастырь на сайте monasterium.ru
- НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
- Монастырь на сайте patriarchia.ru
- Монастырь на сайте temples.ru
- Елена Лебедева. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ.
- Новодевичий монастырь: объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве.
- Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь в Москве.
- Новодевичий монастырь.
- Экскурсия в Новодевичий монастырь: всё, что надо знать посетителям.
- Православная энциклопедия. НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.