Та́йна и́споведи – канонический принцип, согласно которому, священники и епископы не вправе разглашать открытое им исповедовавшимися перед ними лицами.
Тайна исповеди охраняется не только церковными канонами, но и являются в России самостоятельным видом охраняемых законом тайн.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.: «Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».
Уголовно-процессуальный кодекс РФ: пункт 4 ч. 3 ст. 56: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди».
Гражданско-процессуальный кодекс РФ: пункт 3 ч. 3 ст. 69: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, – об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди».
120‑е правило Номоканона при Большом Требнике строго запрещает духовнику нарушать тайну исповеди: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов.
В книге «О должностях пресвитеров приходских» (§ 109) имеется предписание, запрещающее священнику открывать кому-либо исповеданные грехи даже в общих словах.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (IX.2) сказано, что «даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди». Если же священник узнал о готовящемся преступлении, он должен попытаться переубедить человека не совершать его. Это касается, прежде всего, убийств, террористических актов и преступных приказов во время войны. В этом случае священник, не раскрывая личности человека и других обстоятельств, способных открыть ее, может предупредить тех, кому угрожает опасность. В трудных случаях священник должен обратиться к епархиальному архиерею за советом.
В «Напоминании священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» о хранении тайны исповеди сказано следующее: «Священник обязан естественными и положительными, Божественными и человеческими законами хранить в ненарушимой тайне то, что он знает из исповеди кающихся. Совесть их есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог видит и судит. Ни для какой цели, никому, кто бы он ни был, не должно открывать тайну исповеди, хотя бы за сохранение сей тайны даже угрожали лишением жизни. Духовник не освобождается от обязанности хранить тайну исповеди своего духовного сына даже по смерти его. Священник во время исповеди занимает место самого Бога. Но как Бог никому не открывает исповеди, так и он должен хранить тайну исповеди. Нигде не видим, чтобы Бог, слыша исповедь, объявлял оную всенародно». Кроме того, священник должен молчать обо всех известных ему обстоятельствах совершения исповеданных грехов, «о соучастниках во грехах, об епитимии, положенной им на кающихся, о недостатках естественных, какие открываются на исповеди, например о незаконности рождения, о тайной болезни, о всех искушениях и недоумениях кающегося, о добродетелях, какие обнаружились бы чрез раскрытие жизни и совести при исповеди во грехах. Вообще не должно открывать ничего такого, что может сделать для кающихся исповедь неприятною или ненавистною».
По словам священника Т. Тихомирова, «священник не может сообщать сведений следствию об умерших от побоев и отравы, о которых он узнал на исповеди; не может открыть преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело или спасти невинного, несправедливо обвиняемого в том же преступлении; не может требовать гражданским путем похищенные у него вещи, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находится; не может открыть родителям о проступках их детей, хотя бы знал, что открытие это могло бы принести пользу для тех или других и т.п.».
Косвенным нарушением тайны исповеди может считаться громкая беседа во время исповеди, знаки отвращения и ужаса со стороны духовника, а также иные слова и действия, которые каким-либо образом выдают или хотя бы дают основание подозревать исповедующегося в тяжком грехе. Вне исповеди духовник не может говорить с исповедовавшимся о том, что касается его исповеди, без ясного позволения последнего. Слышанное на исповеди должно быть предано вечному забвению, как уже не существующее.
В случае если во время совершения исповеди рядом находились другие люди, которые слышали ее содержание или, если человек выступал посредником между духовником и кающимся (например, переводчик), то они также не имеют право разглашать то, что они узнали кому бы то ни было еще.
В некоторой степени, косвенно, тайна исповеди касается не только священника, но и исповедующегося. Не принято рассказывать окружающим о епитимиях и рекомендациях данных священником, дабы не ввести кого-либо в соблазн. Священник назначает духовные лекарства исходя из внутреннего состояния кающегося, поэтому для исцеления одного и того же греха к разным людям могут применяться разные средства.
В XVIII веке при императоре Петре I государство пыталось ввести практику доносов в Тайную Канцелярию. Согласно «Духовному регламенту» 1721 года священнослужитель должен был доносить о возможности преступления против государства: измена, бунт, покушение на честь и здоровье государя и его семьи, а также о распространении ереси, или о каких-либо действиях, вносящих смущение в народ. Нововведение было воспринято негативно и на деле не получило широкого распространения. «Духовный регламент» был отменен Поместным Собором Православной Российской Церкви в 1917 году.
Может ли священник как-то употреблять с пользой сведения, полученные им на исповеди?
Да, может, если будет делать это правильно. В «Напоминании священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» даются следующие рекомендации:
- Священник может молиться Богу о каждом своем духовном сыне и испрашивать для него благодати исправления в том или другом грехе, может советоваться с опытными духовниками, только приняв меры, чтобы нельзя было ни узнать, ни подозревать что за лицо, о котором станет советоваться. Лучше и безопаснее советоваться с священниками, живущими вдали и не знающими лично того, о ком будет совещание.
- Священник из исповеди может сделать употребление в свою пользу для исправления своей слабости, или строгости или другого какого-либо недостатка, если узнает от кающегося, что он повредил ему тем или другим образом своего действования.
- Слышанным на исповеди священник может воспользоваться для того, чтобы составлять свои поучения и проповеди, сообразно потребности и нуждам его паствы. Но и здесь нужна осторожность, чтобы не повредить или не подать соблазна немощным.
- Священник может пользоваться познаниями, почерпнутыми из исповеди, для избежания козней и искушений, какие приготовлены ему в известном месте или от известных людей. Он может бежать от таких мест или лиц, если никто кроме кающегося, не может заметить, что это делается по сведениям, полученным на исповеди.
- Священник может пользоваться узнанным на исповеди для предохранения себя от искушений, которые, как он узнал из исповеди, привели кого-либо ко греху, и для усиления забот и ревности о собственном совершенстве.
Цитаты о тайне исповеди
«Духовный отец в этом Таинстве, как заступающий место Самого Христа Бога и Судьи праведного, должен и нрав Его проявлять. Как Христос Бог, зная грехи всех, не обличает и никому не объявляет прежде последнего Своего Страшного Суда, так и духовный отец, заступающий место Христово, не должен объявлять грехов, сказанных на исповеди, не должен и обличать не только добровольно, но и принуждаемый к этому кем-либо силою. Если бы какой властелин или гражданский суд повелел или еще кто-либо принуждал иерея сказать какой-либо грех своего духовного сына, если бы угрозами, муками и смертью устрашал и убеждал открыть чей-либо грех, то иерей должен скорее умереть и мученическим венцом увенчаться, нежели разрушить печать исповеди и предать известности тайну Божию, объявляя о грехах своего духовного чада. Ибо лучше духовному отцу за необъявление исповеди принять временную смерть от людей, убивающих тело, души же не могущих убить, нежели за объявление быть наказанным от Бога вечной смертью».
свт. Димитрий Ростовский
Литература по теме
- О ненарушимом сохранении тайны исповеди архиеп. Платон (Фивейский)
- Поучения к иереям о тайне исповеди свт. Димитрий Ростовский
- История появления и рецепция указа 1722 г. «Об объявлении священникам открытых им на исповеди преднамеренных злодейств» Г.В. Бежанидзе
Комментировать