Категория | Святая Троица | Богочеловек Иисус Христос |
---|---|---|
Лицо (личность) | три1 | одно (Бога Сына) |
Природа | одна | две (Бога и Человека) |
Воля | одна2 | две |
Действие | одно3 | два |
Ум | один4 | два5 |
Душа | — | одна6 |
- Иисус Христос – совершенный, истинный Бог и совершенный, истинный Человек.
- Предвечно рождён (вечно рождается) от Бога Отца по Божеству, а по человечеству рождён от Девы Марии.
- По человеческой природе во всём подобен нам, кроме греха.
- Сын Божий воплотился для нашего спасения, которое Он совершил своей проповедью (учением), жизнью, смертью, Воскресением, созданием Церкви.
1 Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
2 Несмотря на то, что Каждое Лицо Пресвятой Троицы обладает по сущности бесконечной полнотой всех возможных совершенств, в том числе совершенствами, связанными со способностью к волеизъявлению, а таких Лиц — три, Церковь учит, что Единый Бог имеет одну (а не три), абсолютно единую волю. Любое Божественное волеизъявление проистекает от Отца через Сына во Святом Духе.
3 Единый Бог — Отец и Сын и Святой Дух — обладает одним действием (энергией), а не тремя обособленными, складывающимися из самостоятельных действий Каждой Божеской Ипостаси. Единое Божественное действие, как и единая Божественная воля, проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе.
4 Единый Бог обладает единым разумом, а не тремя обособленными, по числу трёх Ипостасей.
5 Поскольку Господь Иисус Христос — совершенный Бог и вместе совершенный Человек, Он обладает и Божественным разумом, и человеческим.
6 В Господе Иисусе Христе одна душа. По естеству она — человеческая. Но имея в виду, что она принадлежит Ипостаси Богочеловека, можно говорить, что это — душа Богочеловека.
Божественное и человеческое естества соединились в одном Лице Бога Сына:
Неслитно | не образовав какого-то третьего естества — «смешанного», полу-божественного-полу-человеческого. |
Неизменно | не претерпев ни малейшего изменения. |
Нераздельно | ипостасным соединением, в одном Лице (Личности) Сына Божьего |
Неразлучно | навечно |
В святоотеческом богословии для лучшего уразумения догмата о Воплощении Сына Божьего используются различные символические образы.
Один из них — запись мысли на бумаге. Аналогично тому, как мысль, рождённая умом, соединяется с бумагой при помощи руки (в данном случае рука является выразителем мысли), в Лице Бога-Слово (Сына Божьего), предвечно рожденного Богом Отцом, Божество соединилось с человечеством. Образом Бога Отца в данном случае является ум, образом Сына — мысль, а образом Святого Духа (Который есть Выразитель Слова Отца) — рука. Как при соединении мысли с бумажным листом участвовали ум (породивший эту мысль и руководивший записывавшей её рукой), сама мысль и рука, так и в воплощении Сына Божьего участвовали все три Лица Пресвятой Троицы. Как при соединении мысли с бумагой с ней соединилась именно мысль, а не ум и не рука, так и при боговоплощении человеком Стал именно Сын Божий, а не Бог Отец и не Святой Дух. Как мысль не стала, в результате соединения с бумагой, вещественной, а бумага — невещественной (не перестала быть бумагой), так Божеское и человеческое естества, соединившись в Едином Лице Сына Божьего, не изменились и не слились.
Другой пример: железный прут, раскалившийся в пламени огня. Оттого, что он раскалился, он не перестал быть железным прутом, однако, поскольку он всё же раскалился в огне, постольку его ипостась, заключавшая до этого лишь естество железа, вместила в себя и естество огня, отчего в ней соединились свойства железа и свойства огня (он сияет, может обжечь). Так и Сын Божий, воплотившись, не переставая быть Богом, стал Человеком, Обладателем и Божественных, и человеческих свойств.
Иисус Христос * Догматическое богословие
Основные христологические ереси в сравнении с православием
Век | Природа (сущность) | Лицо | Воля | |
---|---|---|---|---|
I | Докеты | 1 (Бога) | 1 (Бога) | 1 (Бога) |
IV | Аполлинариане | 1 (составная), но ум 1 (Бог) | 1 (Бога) | |
V | Несториане | 2 | 2 | 2 |
V | Монофизиты (Евтихий) | 1 (Бога) | 1 (Бога) | 1 (особая) |
VII | Монофелиты | 2 | 1 (Бога) | 1 (особая) |
ПРАВОСЛАВИЕ | 2 | 1 | 2 |
Главным аргументом святых отцов против христологических ересей можно считать фразу «то, что не воспринято (Богом от человеческой природы), — не исцелено, а то, что соединилось с Богом, спасено». Христос спас (исцелил) человеческое естество, заключённое в Его Ипостаси (от тленности, смертности и естественных страстей). Задача человека – приобщение к спасительным средствам, дарованным нам как результат искупления, в Церкви Христовой.
Триадологические ереси (антитринитарии)
Век | Ересь | Учение |
---|---|---|
III |
Модализм (савеллианство) | Считали, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» одного и того же Бога. Полагали, что во времена Ветхого Завета Бог проявлял Себя как Бог Отец, с началом Новозаветного исторического периода как Сын, а со дня образования Церкви – как Святой Дух. |
Адопционизм (лат. adoptio — «усыновлять») |
Отрицали божественную природу Иисуса Христа, считая его человеком, усыновлённым Богом при крещении. | |
IV |
Арианство | Считали Сына Божьего совершеннейшим творением, через Которого сотворён мир. |
IV |
Полуариане | Отвергали единосущие Сына с Отцом, считая его подобосущным. |
IV |
Духоборцы (пневматомахи, македониане) | Признавали единосущие Сына и Отцу, но отрицали его за Святым Духом, считая Его сотворённой служебной освящающей силой. Ересь была осуждена на Втором Вселенском Соборе (381) |
XV |
Жидовствующие | Отрицали троичность Лиц, соответственно не признавали Божественного достоинства Иисуса Христа. |
Откровение о Святой Троице представляется апорией только для нашего ограниченного рассудка. В самой Божественной жизни нет никаких антиномий, или противоречий. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, в Которой, как это ни парадоксально, единство нисколько не противоречит троичности. Так, достигший совершенства в боговидении, святитель Григорий Палама пишет, что Бог есть «Единица в Троице и Троица во Единице, неслитно соединяемая и нераздельно различаемая. Единица, Она же и Троица всемогущая».
Ереси по отношению к Богопознанию и сравнение их с православием
Век | Ересиарх | Познаваемость по сущности | Познаваемость в действиях (энергиях) |
---|---|---|---|
IV | Евномий |
Бог абсолютно познаваем. |
|
XIV | Варлаам Калабрийский | Не познаваем | Не познаваем, т.к. считал, что они тварны |
ПРАВОСЛАВИЕ | Не познаваем | Познаваем в той мере, в которой Бог открывается человечеству и в которой конкретный человек способен принять это Откровение. |
См. также Иисус Христос как Бог и Человек
Комментировать