Учение о Лице Господа Иисуса Христа в православном и инославном (еретическом) представлении

Православное представление Неправославное представление
Кто Такой Иисус Христос?
Вочеловечившийся Сын Божий (Ин.1:14). Несториане: Человек, соединенный с Сыном Божьим духовной, благодатной связью.

Мусульмане: человек

Представители иудаизма: человек.

Некоторые материалисты: литературный персонаж.

Что такое воплощение Сына Божьего?
Восприятие в Ипостась Сына Божьего человеческого естества (Лк.1:35). Докеты: воплощение носило призрачный характер; Сын Божий лишь казался человеком, а в действительности не был им.

Несториане: воплощение было, по сути, благодатным соединением Слова Божьего с человеком Иисусом.

Сколько естеств содержится в Лице Господа Иисуса Христа?
Два: Божеское и человеческое. Монофизиты: одно богочеловеческое естество.
Каков образ соединения естеств в Ипостаси Иисуса Христа?
Неслитно, непреложно, нераздельно, неразлучно. Монофизиты: Божеское и человеческое естества слились, смешались в одно естество (при этом иногда добавляется: ограниченное человеческое естество как бы поглощено во Христе беспредельным Божественным, подобно тому как капля уксуса поглощается морем).

Последователи Аполлинария: плоть Христа не была одушевлена разумной человеческой душой; ум во Христе, как в человеке, замещался Божественным Логосом.

Сколько воль во Христе?
Две: Божественная и человеческая (по Божескому естеству и по человеческому естеству) (Мф.26:39). Монофелиты: одна — богочеловеческая.
Кому единосущен Господь Иисус Христос?
1) Богу Отцу и Святому Духу по Божескому естеству (Пс.2:7; Ин.10:30);
2) всем людям по человеческому естеству (1Кор.15:47).
Монофизиты: Он не единосущен ни Отцу, ни Святому Духу, ни людям, так как в Его Ипостаси заключено некое богочеловеческое естество, тогда как естество Отца и Святого Духа — Божеское, а естество людей — человеческое.
С какой целью воплотился Сын Божий?
С целью осуществления Домостроительства Спасения (Ин.3:16). Мусульмане: Христос — не Богочеловек, но человек; Он был призван Богом на пророческое служение.
В чём усматривается смысл осуществления Домостроительства Спасения человека через Крестные страдания и смерть Иисуса Христа?
Умерев на Кресте и воскреснув, Господь Иисус Христос принёс Себя в Жертву (по человеческому естеству) (Рим.3:24-25), явил людям образец святости (1Пет.2:21) богоугодного послушания и смирения (Флп.2:8), обнаружил любовь Божью к человеку (Ин.3:16), сокрушил державу дьявола, одолел ад, победил смерть (Рим.6:4), засвидетельствовал чудом Воскресения истинность Евангельской проповеди (1Кор.15:13-14). Следствием Крестных страданий и смерти является также: примирение человека с Богом (Рим.5:10), прославление человеческого естества (2Тим.1:10), создание Церкви Небесной (Ин.14:2-3), Церкви земной (Деян.20:28) и др. Римо-католики и представители ряда протестантских общин: через принесение Себя в Жертву (на Кресте) Сын Божий удовлетворил Божественному правосудию за грехи людей.

Радикальные представители Нравственной теории искупления: всем Своим служением, в том числе принятием Крестных Страданий, смертью, Господь Иисус Христос явил людям высочайший пример послушания Богу, пример святости, добродетельности.

Присутствует ли Господь Иисус Христос в жизни верующих?
Господь присутствует в Церкви как по Своему Божескому естеству, так и по человеческому естеству (Мф.28:20).

Пример: в Таинстве Евхаристии верующие потребляют Истинное Тело и Истинную Кровь Спасителя (Мф.26:26-28).

Представители некоторых протестантских общин: присутствует благодатью (по Божескому естеству), а по человеческому естеству — лишь иногда, когда, например, является тому или иному верующему.
Господь Иисус Христос — Тот Самый Мессия, о котором на протяжении многих столетий вещали ветхозаветные пророки?
Тот самый (Ин.5:39). Представители иудаизма: нет, это — не он. Продолжаем ждать Его пришествия.

Комментировать