Религио́зная психоло́гия –
1) наука, исследующая на основе религиозных представлений о человеке его психологические особенности, а также особенности его психологической деятельности;
2) наука, исследующая человека в качестве субъекта и объекта религиозной деятельности (субъекта и объекта взаимодействия с религиозной средой).
В чём состоят принципиальные отличия Православной психологии от светской?
Первое, что следует отметить в данной связи, Православная Психология основывается на твёрдой убежденности в том, что:
- человек создан Богом как венец творения видимого мира (Быт.1:26);
- душа человека несёт в себе черты образа Божьего (Быт.1:27); она не является продуктом деятельности тела; но напротив, сама его животворит и сама управляет им как своим орудием;
- душа человека – бессмертна; бытие человека не ограничивается пределами его земной жизни (Лк.16:22-25).
Эти положения принимаются Православной психологией как бесспорные, чего не скажешь о светской психологии, не рассматривающей или даже решительно исключающей факт творения человека Богом; субстанциональность, богоподобие и бессмертие человеческой души. Душа определяется этой наукой не более чем как продукт функционирования центральной нервной системы (мозговой деятельности).
Кроме того, Православная психология опирается на такие разделы Православного Догматического Богословия как учение о грехопадении и учение о Спасении человека. Многое из характерного для людей, оцениваемого в рамках Православной психологии как греховные, а значит и противоестественные страсти и пороки, в рамках светской психологии может интерпретироваться в смысле естественного для человека стремления к удовлетворению естественных нужд (в формате Православной психологии естественным, в нравственном отношении, признаётся стремление к добродетельной жизни, к раскрытию черт образа Божьего, стремление к духовно-нравственному совершенству, к Богу).
Главная цель Православной психологии: способствовать уподоблению человека Богу и единению с Ним. В этом отношении данная наука сближается с православно-богословскими дисциплинами (например, с Догматическим, Нравственным Богословием). Понятно, что такой цели в перечне целей светской психологии попросту нет.
Литература по теме
- Элементы православной психологии Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько
- Трёхвековой диалог психологии и религии в России Ю.М. Зенько
- Что такое православная психология и психотерапия Марина Легостаева
- Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами Валерий Швецов
- Религиозная вера как биогенетичский принцип в психологии А.И. Введенский
- Опыт христианской психологии свт. Феофан Затворник
Комментировать