У. Крейг, Дж. Морленд (ред.)

Новое естественное богословие

Источник

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Введение

Цитируемая литература

1. Проект естественного богословия Ошибочны ли основания теистического естественного Аргумент I Аргумент II Аргумент III Аргумент IV Аргумент V Основание естественного богословия Ответ на Аргумент I Ответ на Аргумент II Ответ на Аргумент III Ответ на Аргумент IV Ответ на Аргумент V Нетеистическое естественное богословие Достоинства и недостатки исследовательской деятельности Литература 2. Лейбницианский космологический аргумент 1. Введение 2. ЗДО 2.1. Границы ЗДО 2.2. Почему мы должны полагаться на ЗДО? 2.2.1. Самоочевидность 2.2.2. Эпистемологический аргумент 2.2.3. Эволюция 2.2.4. Подступы к наилучшему объяснению 2.2.5. Почему не происходит повсеместного нарушения ЗДО? 2.2.6. Аргумент от природы модальности 2.2.6.1. Алетическая модальность 2.2.6.2. Строго логическая теория модальности 2.2.6.3. Льюисовская теория модальности 2.2.6.4. Платоновская теория модальности 2.2.6.5. Аристотелевско-эссенциалистская теория модальности 2.2.6.6. Аристотелевско-причинная теория модальности 2.2.7. Философская аргументация 2.2.8. Обоснование посредством чувства Божества 2.3. Возражения, относящиеся к ЗДО 2.3.1. Аргумент от возможностей воображения 2.3.2. Аргумент ван Инвагена, основанный на модальном фатализме 2.3.2.1. Основной аргумент 2.3.2.2. Истинна ли посылка (11)? 2.3.2.3. Свободный выбор 2.3.3. Вероятностный вариант аргумента ван Инвагена 2.3.4. Квантовая механика 2.3.5. Сопоставительное объяснение и ЗДО 3. Нелокальные ПП 3.1. От локальных к нелокальным ПП 3.2. Модальный аргумент в пользу ПП 3.2.1. Основополагающий довод 3.2.1.1. Невозможность следствия без причины 3.2.1.2. То, что может иметь причину, имеет ее 3.2.1.3. Какие контингентные положения вещей могут иметь причины? 3.2.2. Возвращение к ЗДО 3.2.2.1. Брауэров аналог 3.3. Возражение: причинная обусловленность причинной 4. По направлению к Первопричине 4.1 Преодоление Проблемы ухода в бесконечность 4.1.1. ЗДО 4.1.1.1. Основополагающий довод 4.1.1.2. Возражение 1: объяснения с помощью некоего принципа 4.1.1.3. Возражение 2: можем ли мы сформулировать БККФ? 4.1.1.4. Возражение 3: закон Юма-Эдвардса-Кампбелла 4.1.1.5. Возражение 4: может ли существовать необходимое, причинно 4.1.1.6. Возражение 5: Проблема такси. 4.1.2. ПП для совершенно контингентных положений 4.2. ПП для цепей 4.3. Принцип единственного объяснения (ПЕО) 4.4. О-ЗДО 5. Проблема разрыва 5.1. Введение 5.2. Первопричина как действующий субъект 5.3. Благость 5.4. Простота и так далее 5.5. Аргумент Геллмана в пользу единства и всемогущества 6. Выводы и перспективы дальнейшего исследования Каламический космологический Введение 2.0. Имеет ли вселенная начало во времени? 2.1. Аргумент от невозможности актуальной бесконечности 2.11. Существование актуальной бесконечности 2.12. Бесконечный ряд событий как актуальная бесконечность 2.12. Заключение 2.2. Аргумент от невозможности получения актуальной 2.21. Получение актуальной бесконечности 2.22. Последовательное получение ряда прошлых событий 2.23. Заключение 2.3. Научное подтверждение 2.31. Стандартная модель Горячего Большого взрыва 2.32. Доказательства ОТО 2.33. Исключения из теорем Хокинга – Пенроуза II. Вечная инфляция IIIa. Бесконечное сжатие IIIб. Асимптотически статическое пространство-время IIIв. Циклическая вселенная IIIг. Четвертый вариант? Деконструкция времени Выводы из раздела ІІІ IV. Квантовая гравитация 2.34. Резюме 1.0. Все, что имеет начало во времени, имеет и причину 1.1. Ex nihilo nihil fit (Из ничего ничто не происходит) 1.2. Почему только вселенные? 1.3. Экспериментальное подтверждение 1.4. Возражения 3.0. Причина вселенной Свойства Первопричины Возражения Заключение Литература 4. Телеологический аргумент: 1. Введение: формулировка телеологического аргумента 1.1. Суть вопроса и обзор содержания 1.2. Некоторые основные определения, термины и аббревиатуры 1.3. Представление основного аргумента: подход, основный 1.4. Альтернативная версия аргумента: метод вероятностного напряжения 2. Свидетельства тонкой настройки 2.1. Введение 2.2. Законы природы 2.3. Физические константы 2.3.1 Введение 2.3.2. Тонкая настройка гравитации 2.3.3. Космологическая постоянная 2.4. Начальные условия вселенной 2.5. Возражения Стенгера 2.5.1 Возражение Стенгера «Обезьяний Бог» 2.5.2. Возражение Стенгера «Бог пробелов» 2.6. Заключение 3. Познавательная вероятность 3.1. Необходимость познавательной вероятности 3.2. Теория познавательной вероятности 3.3. Определение познавательной вероятности 3.3.1. Введение 3.3.2. Ограниченный Принцип Безразличия 3.3.3. Предположение о естественной переменной 4. Определение k’ и интервала сравнения 4.1. Введение 4.2. Что значит варьировать физические константы 4.3. Определение k’: проблема старого свидетельства 4.4. Определение k’: ПО-область 4.5. Примеры ПО-области 4.6. Предполагаемая проблема бесконечных диапазонов 5. Обоснование посылок (1) и (2) 5.1. Обоснование посылки (1) 5.1.1. Комбинация констант 5.2. Обоснование посылки (2) 6. Гипотеза мультивселенной 6.1. Введение 6.2. Критика неограниченной мультивселенной 6.3. Объяснение и критика инфляционно–суперструнной 6.3.1. Инфляционно-суперструнная мультивселенная требует 6.3.2. Проблема низкой энтропии в инфляционной космологии 6.3.3. Ответ Альбрехта: «главное русло» 6.3.4. Возражение БМ против инфляционной мультивселенной 6.3.5. Заключение 7. Разнообразные возражения 7.1. Возражение «Кто замыслил Бога?» 7.2. Возражение «Более фундаментальный закон» 7.3. Возражение «Другие законы, допускающие жизнь» 7.4. Возражение «Другие формы жизни» 7.5. Возражение «Слабый антропный принцип» 8. Заключение: аргумент тонкой настройки в перспективе Литература 5. Аргумент от сознания Раздел 1. Общий контекст для включения сознания Эпистемологическая позиция натурализма Натуралистическая Великая История Натуралистическая онтология Слабая и сильная версия натурализма Проблема включения Логика мереологической иерархии Серьезная метафизика, простота и эмерджентные свойства Представление реалиста о причинности и об эмерджентных свойствах Раздел 2. АС Три вопроса, связанных с принятием научных теорий Базисность Естественность Эпистемологические достоинства АС Дедуктивная форма аргумента Обзор дедуктивных посылок Предварительный очерк разделов 3–5 Раздел 3. Джон Сёрл и контингентная корреляция Позиция Сёрла Контингентная корреляция Биологический натурализм Три довода Сёрла в пользу того, что биологический натурализм Критические замечания Необходимое причинное детерминирование: Сёрл против Нагеля Необходимое причинное детерминирование: Сёрл против Макгинна Маки о Локке и мыслящей материи Сознание, свойство быть жидким, твердость и пищеварение Раздел 4. Тимоти О́Коннор и эмерджентное СП и эмерджентная натуралистическая картина мира (Н) СП Четыре важных аспекта натурализма Проблемы, связанные с трактовкой действующего субъекта Действующий субъект в интерпретации О́Коннора не является чисто О́Коннор и панпсихизм Тезис о Гармонии, ментальные свойства и условие причинного Эмерджентное детерминирование и контингентность Четыре довода против эмерджентности сознания СП, Тезис о Гармонии и эпистемологические характеристики О́Коннор и роль дофилософских интуиций О́Коннор и природа дофилософских интуиций Раздел 5. Колин Макгинн и мистерианский Мистерианский «натурализм» Макгинна Макгинн и дуализм свойств/событий Макгинн о стандартных натуралистических решениях Макгинн об антинатуралистических решениях Решение Макгинна Критические замечания Теистический дуализм и АС Четыре проблемы, связанные с мистерианским «натурализмом» Заключение Рекомендуемая литература 6. Аргумент от разума Введение Суть аргумента Материалистические и менталистские мировоззрения Метамодель философских аргументов Аргумент от разума и естественная теология Общая проблема материализма Теории ошибок и аргумент от разума Реальность рационального вывода История аргумента от разума Предшественники Льюиса Первая редакция аргумента Льюиса Первое возражение Энском: иррациональное и нерациональное Второе возражение Энском: образцовые случаи и угроза скептицизма Главное возражение Энском: двусмысленность терминов «почему», «так как» и «объяснение» Неограниченная объяснительная совместимость и некаузальный взгляд на основания Как мог возникнуть разум? Аргумент от разума после Льюиса Составные части аргумента Интенциональные состояния и рациональный вывод Почему терпит крах редукция Почему пропозициональные отношения не поддаются элиминации Интенциональность и стратегия супервентности Тайна и материализм Аргумент от ментальной причинности Контрфактуальный аргумент Хаскера от ментальной причинности Бэрфут и четыре короллария Аргумент от неопределенных причин Аргумент от психологической значимости законов логики Пять распространенных возражений Аргумент от компьютеров Проблема взаимодействия Кабинетная наука Бог пробелов Возражение от неадекватности Литература 7. Моральный аргумент Аргумент от эволюционного натурализма АЭН и генетическая ошибка АЭН и «жадный редукционизм» Эпистемологические аргументы и Тезис о Зависимости Дарвиновские контрфактуалы и этический натурализм Дарвиновские контрфактуалы, этический ноннатурализм Скептицизм Юма или экстернализм Рида? Аргумент от достоинства личности Моральный статус и эгоизм Моральный статус и утилитаризм Моральный статус и этика добродетели Моральный статус и достоинство личности Достоинство личности и оценка мировоззрения Моральное действие и личное достоинство Личное достоинство: несколько тупиковых путей Личное достоинство и imago dei Литература 8. Аргумент от зла Зло и современная философская ортодоксия Защита и теодицея Защита свободной воли Цель жизни и совершенное счастье Построение теодицеи Адамс и ужасающее зло Теодицея “Ofelix culpa” Плантинги Звери и проблема зла Литература 9. Аргумент от религиозного опыта Укорененность религии в опыте Примеры ТО Пример 1. История Кристианы Цай – царицы темной комнаты Пример 2. Опыт китайских христиан во время гонений Пример 3. Опыт Шейлы Пример 4. Опыт Марка Пример 5. Опыт Симоны Вайль Пример 6. Опыт Анжелики Упадок традиционного фундаментализма и стереотипные возражения по поводу РО Оценка возражения от логического разрыва Оценка возражения от теоретической нагруженности Оценка возражения от частного характера РО Пережитки традиционного фундаментализма От принципа критического доверия (ПКД) к АРО АРО Суинберна Формулировка ПКД Аргумент в пользу ТО посредством Типового ПКД Критерии внутренней согласованности (intracoherence) РОиТО Феномен и типология РО РО и ТО в современном мире Типология ТО Нуминозный опыт Теистический мистицизм Чувство присутствия Бога Встреча Бога и человека Опыт благодати Опыт личностного возрастания в Боге Крещение в Духе Обращение Общественный ТО Опосредованный ТО Чувственный ТО Интерпретативный ТО Интуитивное постижение Бога ТО в контексте общей онтологии Понятийная согласованность ТО Внутренняя согласованность ТО Структура ПоКД Сбор данных – доверие Внимательное исследование данных и эпистемологическое Исследование на базисном уровне Объяснительное восхождение и обратная связь в исследовании Критический принцип второго порядка Консенсус и свидетельство Необходимость и в фундаменте, и в согласованности Сравнение и конфликт Когнитивная корректировка Аргумент непредвзятости в пользу ПКД Различные способы защиты ПКД Аргумент от непредвзятости Тезис о непредвзятости Тезис о применимости Применение Типового ПКД к ЧО Применение Типового ПКД к памяти Объяснительный фундаментализм Тезис о целостности системы Возражения против АРО Возражение от несходства Возражение от противоречивых утверждений Применение ПКД к противоречащим друг другу случаям опыта Новая классификация РО АЧС и монистический мистический опыт Согласованность и конфликт ТО с другими типами РО Личностна или безлична Окончательная Реальность? Конфликт теизма и монизма Внутренняя согласованность Внешняя согласованность ЧО Нравственный опыт Межличностный опыт Опыт перемен Мировоззренческая согласованность Когнитивная корректировка Заключение Краткое обсуждение некоторых возражений в адрес ТО Возражение от невозможности индивидуации Возражение от отсутствия критериев (от непроверяемости) Возражение от натуралистического объяснения Возражение от легковерия АРО в двадцать первом веке Литература 10. Онтологический аргумент 1а. Правильность онтологического аргумента Ансельма 1b. Истинность Ансельмовых посылок 1с. Является ли Ансельмов аргумент порочным кругом 1d. О пародиях

h = определенная дескрипция “( רх)(Іх & ~◊(∃y)(Ix & Gyx))”

2а. Правильность онтологического аргумента 2b. Об истинности посылок Декарта-Лейбница 2с. Критика онтологического аргумента Декарта-Лейбница 3. Онтологические аргументы двадцатого века 4а. Онтологический аргумент Гёделя 4b. О том, является ли аргумент Гёделя обоснованным 5. Аргумент модального совершенства 6. Аргумент временной контингентности 7. Заключение Литература Приложение I. Логика имеет значение Приложение II. Формальные доказательства некоторых Правильность онтологического аргумента Малкольма Правильность онтологического аргумента Хартсхорна Правильность онтологического аргумента Плантинги Полные доказательства онтологических теорем Гёделя 11. Аргумент от чудес: кумулятивное доказательство воскресения Иисуса Введение Цель и границы аргумента Понятие чуда Текстуальные допущения Исходные факты: смерть и погребение Знаменательные факты: W, D и Р Вероятностные аргументы кумулятивного характера: Свидетельства женщин: анализ фактора Байеса Свидетельство учеников: анализ фактора Байеса Обращение Павла: анализ фактора Байеса Совокупная доказательная сила знаменательных фактов Независимость Максима Юма и мировоззренческие проблемы Принцип убывающих вероятностей Плантинги Мошенничество, глупость и страсть к чудесному Заключение Литература Об авторах  

 
Предисловие к русскому изданию

Я очень рад, что могу представить русскому читателю книгу «Новое естественное богословие» издательства Blackwell. Естественное богословие – это исследование таких доказательств бытия Бога, которые основываются на очевидных свойствах естественного мира, признаваемых и верующими, и агностиками, и атеистами. Апостол Павел утверждал, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:21), а вина язычников в том, что они этого не признали. Вдохновляясь этим стихом (и другими замечаниями апостола Павла), многие богословы Восточной церкви, и среди них – Афанасий, Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, предложили более детальные доказательства, состоящие в том, что упорядоченность вселенной свидетельствует о бытии Бога, который ее создал и поддерживает ее существование. Согласно физическим представлениям, унаследованным этими богословами из греческой философии, Земля состоит из четырех основных видов материи: земли, воздуха, огня и воды, а небо – из пятой стихии, эфира. Следовательно, упорядоченность вселенной заключается, по мнению этих богословов, в том, что земля, воздух, огонь и вода организованы так, чтобы произвести Землю, на которой могли бы существовать растения, животные и люди, а эфирная материя небес движется регулярным образом, чтобы поведение Солнца, Луны, планет и звезд было полностью предсказуемо. Сегодня, конечно, мы усматриваем упорядоченность вселенной в том, что нейтроны, протоны, электроны и другие элементарные частицы, о которых говорит физика, организованы так, чтобы произвести как Землю, на которой могли бы существовать растения, животные и люди, так и предсказуемое поведение небесных тел. И все же новая физика и на йоту не приблизила к пониманию этой вопиюще невероятной ситуации – все части материи были организованы так, чтобы произвести упорядоченную вселенную, в которой люди и животные могли бы благополучно существовать, а растения – обеспечивать их пищей и делать Землю прекрасной. А значит, как рассуждали апостол Павел и позднейшие богословы, люди с помощью одного лишь разума способны постигнуть, что вселенная возникла и продолжает существовать волей благого Творца. Впоследствии в Средневековье западные богословы развили эту краткую идею естественного богословия, высказанную восточными богословами, особенно Иоанном Дамаскиным, и создали более пространные трактаты по естественному богословию. Все богословы признавали, что не каждый человек нуждается в естественном богословии, но утверждали, что оно доступно всем, кто в нем нуждается.

Однако философские доводы Юма и Канта, а также разработанная Дарвином теория эволюции путем естественного отбора поставили весь этот замысел естественного богословия под вопрос. На мой взгляд, доводы Юма и Канта несостоятельны, и некоторые основания в пользу такого мнения представлены в данном сборнике; если люди, животные и растения действительно возникли в результате эволюции путем естественного отбора, то это один из аспектов упорядоченности вселенной, а такая упорядоченность как раз и требует объяснения. Поэтому в ходе последних сорока лет многие философы из британских и американских университетов возродили традицию естественного богословия, а предлагаемая книга наглядно показывает, в чем состоит проделанная ими работа. Взятый в целом, настоящий сборник, как мне кажется, заключает в себе целый ряд чрезвычайно сильных доказательств бытия того Бога, в которого веруют христиане. Эти доказательства, разумеется, гораздо пространнее и сложнее, чем выдвинутые греческими отцами церкви. Но в современном мире, где грандиозные достижения сложной физической науки воспринимаются в качестве образца всякого знания, мы нуждаемся в столь же сложном естественном богословии, ибо только так мы сможем продемонстрировать, что существуют веские доказательства бытия Бога, отвечающие самым строгим стандартам современной науки. Главы этой книги можно читать независимо друг от друга, какие-то из них могут показаться читателю более полезными или более доступными для понимания, чем другие. В этой книге представлены на самом высоком уровне достижения англо-американского естественного богословия, и я надеюсь, что они послужат импульсом для подобной работы и в России – как на аналогичном уровне сложности, так и в виде более популярных изложений естественного богословия. Подготовка русской версии книги стала весьма серьезным предприятием, потребовавшим участия нескольких переводчиков. Я выражаю благодарность Фонду Джона Темплтона, предоставившему Обществу христианских философов (от имени которого я и содействовал осуществлению данного проекта) необходимые средства, сделавшие возможным выход в свет настоящего издания.

Ричард Суинберн,

24 октября 2013 г., Оксфорд

Введение

Уильям Лейн Крейг и ДЖ. П. Морленд

Крушение позитивизма и связанного с ним принципа верификации значения, несомненно, было самым важным философским событием двадцатого столетия. Упадок этой системы знаменовал собой возвращение к метафизическим и другим традиционным проблемам философии, которые подавлял верификационизм. Вместе с этим произошло нечто новое и совершенно непредвиденное – ренессанс христианской философии.

Вследствие этого изменилось само лицо англо-американской философии. Теизм на подъеме; атеизм в упадке. Хотя атеизм, быть может, все еще является доминирующей точкой зрения в американских университетах, атеистическая философия сдает свои позиции. В недавней статье, опубликованной в журнале атеистической направленности Philo Квентин Смит сетует на то, что называет «десекуляризацией академической жизни, которая распространяется на философских факультетах с конца 60-х». Он с сожалением отмечает:

Натуралисты пассивно наблюдали за распространением реалистических версий теизма... в философском сообществе, и сегодня, возможно, одна четвертая или даже одна третья часть преподавателей философии – теисты, большинство из которых – ортодоксальные христиане... Философы с какой-то невообразимой скоростью поддались «научной моде» на защиту теизма, а философия стала заветной дверью в научное сообщество для наиболее интеллектуально одаренных теистов1.

Смит заключает: «О “смерти” Бога в научной жизни говорить не приходится; он ожил в конце 60-х и теперь живет и здравствует в своей последней академической цитадели – на факультетах философии»2.

Ренессанс христианской философии, имевший место в последнюю половину столетия, послужил оживлению естественного богословия, той ветви богословия, которая занимается поиском основания веры в существование Бога помимо ресурсов откровения, выраженного в виде авторитетных утверждений. Сегодня, в противоположность середине прошлого столетия, естественное богословие является активно развивающейся областью исследований3. Все различные традиционные аргументы в пользу существования Бога, равно как и новые творческие аргументы, находят выдающихся сторонников среди современных философов. Кроме того, найдены новые подходы к традиционным проблемам, поднимаемым нетеистами, – таким, как проблема зла и непротиворечивости теизма.

На страницах этой книги мы собрали вместе выдающихся современных специалистов в области естественного богословия, чтобы дать им возможность подробно изложить свои доводы, а также ответить на их критику. Получившаяся книга представляет собой компендиум теистических аргументов, находящихся на переднем крае философских дискуссий.

Книгу открывает очерк проекта естественного богословия Чарлза Талиаферро. Автор не только рассматривает в исторической перспективе текущие дебаты относительно теистических аргументов, но, более того, также подчеркивает, что для естественного богословия жизненно важны результаты философии сознания. Всякий, кто не принимает понятия нематериальной ментальной субстанции, отличной от материального субстрата, сочтет проект естественного богословия бесплодным. Ибо Бог и есть такое нетелесное сознание, отличное от физической вселенной и являющееся ее Творцом. Талиаферро поэтому стремится показать, что у нас нет оснований с уверенностью утверждать невозможность субстанциального сознания, поэтому мы должны быть готовы рассуждать о проекте естественного богословия.

Александр Прусс исследует первый теистический аргумент, рассматриваемый в данном труде, а именно аргумент от контингентности4, или вариант космологического аргумента, по традиции ассоциирующийся с Г.В. Лейбницем. Данный аргумент имеет целью укоренить существование контингентной реальности в необходимо существующем бытии. Среди видных современных приверженцев теистических аргументов такого рода – Ричард Тейлор, Тимоти О́Коннор, Роберт Кунс, Ричард Суинберн, Стивен Дейвис и Брюс Райхенбах. Прусс идентифицирует и подробно рассматривает четыре ключевых вопроса, с которыми должна иметь дело любая защита такого аргумента:

1 статус Закона достаточного основания;

2 возможность ухода в бесконечность в объяснениях;

3 применимость Закона достаточного основания к предельному объясняющему; и 4 богословское значение заключения аргумента.

Космологический аргумент иного рода, который до недавнего времени в значительной мере был забыт, – это так называемый каламический космологический аргумент. Опираясь на конечность временной последовательности событий прошлого, данный аргумент стремится доказать существование личностного Творца вселенной, который наделил вселенную бытием и потому ответствен за то, что она начала существовать. Такие философы, как Дж. Дж. Уитроу, Стюарт Хакетт, Дэвид Одерберг и Марк Новацки, внесли существенный вклад в разработку этого аргумента. В своей работе Уильям Лейн Крейг и Джеймс Синклер заново исследуют два классических философских аргумента в пользу конечности прошлого в свете современной математики и метафизики и рассматривают достойное внимания научное обоснование абсолютного начала существования вселенной во времени, предоставляемое астрофизической космологией. Этот аргумент помогает нам увидеть те тесные и удивительные связи естественного богословия с развитием современной науки, которые философы не вправе игнорировать.

Эти связи всесторонне рассмотрены в работе Робина Коллинза о телеологическом аргументе. В наши дни среди многих защитников этого аргумента – Джон Лесли, Пол Дейвис, Ричард Суинберн, Уильям Дембски, Майкл Дентон и Дел Рач. Заостряя внимание на идее тонкой настройки законов природы, констант и начальных условий, Коллинз задается вопросом о том, как лучше всего объяснить эту поразительно тонкую настройку. Отвечая на этот вопрос, Коллинз тщательно формулирует теорию вероятностей, которая служит основой его аргументации; при этом он затрагивает такие ключевые вопросы, как природа вероятности, принцип безразличия и сравнительные диапазоны допускающих жизнь значений в сравнении с приемлемыми значениями тонко настроенных параметров. Он утверждает, что факты убедительно свидетельствуют в пользу гипотезы теизма в противоположность атеистической гипотезе о единственной вселенной и, кроме того, что обращение к идее мультивселенной, или гипотезе о множестве миров, с целью спасти атеистическую позицию, в конечном счете, бесполезно. Наконец, ученый оценивает значение своих выводов для всей совокупности аргументов в пользу теизма.

Аргумент от тонкой настройки касается замысла вселенной, учитывающего наличие нравственных субъектов, облеченных в плоть. Мы рассуждаем о таких субъектах, перемещаясь из мира внешнего во внутренний мир человека в очерке аргумента от сознания, написанном Дж. П. Морлендом. Отвергая панпсихизм на том основании, что, во-первых, это лишь ярлык для проблемы происхождения сознания, а не ее решение, а во-вторых, теизм и натурализм – два единственных варианта решения проблемы, актуальных для большинства западных мыслителей, Морленд показывает онтологические ограничения натуралистического мировоззрения, по всей вероятности, вытекающие из натуралистической эпистемологии, этиологии и основной онтологии; эти ограничения состоят в том, что на всякой натуралистической онтологии, которая отваживается выйти за рамки строгого физикализма, лежит бремя доказательства. Морленд далее излагает и защищает основные посылки аргумента в пользу бытия Бога от существования сознания или его законоподобной корреляции с физическими состояниями (аргумент от сознания в пользу бытия Бога здесь и далее обозначается как АС). Учитывая, что АС противостоит натурализму, дополнительное бремя доказательства лежит на натуралистической онтологии, которая допускает эмерджентные свойства sui generis, в том числе, конститутивные для сознания. Эпистемически охарактеризовав диалектическую тяжесть этого бремени, в заключительном разделе Морленд опровергает три наиболее известные натуралистические теории сознания, а именно, взгляды Джона Серла, Колина Макгинна и Тимоти О́Коннора. Среди современных защитников этого аргумента – Чарлз Талиаферро, Ричард Суинберн и Роберт Адамс.

Отчасти вследствие теистической связи между конечным сознанием и Богом появились доморощенные версии физикализма, имевшие целью устранить сознание, заменив его чем-либо физическим, либо каким-то образом свести сознание к чему- либо физическому. Хотя многие воспримут это как попытку навязать собственное мнение, следует подчеркнуть: существование и природу разума рассматривать таким образом непросто вследствие внутренних противоречий таких концепций. Поэтому Виктор Репперт развивает аргумент от разума в пользу существования Бога, основывающийся на наличии разума у человека. Подобные аргументы были разработаны К.С. Льюисом и Алвином Плантингой. Хотя данный аргумент принимает многие формы, во всех случаях, согласно Репперту, он стремится показать, что необходимые условия логического и математического рассуждения, лежащие в основе естественных наук как человеческой деятельности, требуют отказа от всякого материалистического (в широком смысле) мировоззрения. Репперт вначале изучает суть аргумента и выявляет главные особенности материалистического мировоззрения. Тем самым Репперт раскрывает главную проблему материалистического мировоззрения в целом и разъясняет, каким образом аргумент от разума указывает на один из аспектов этой более широкой проблемы. Далее Репперт изучает историю аргумента, включая известный спор Льюиса – Энском. При этом Репперт показывает, как аргумент от разума может преодолеть возражения Энском. Репперт также раскрывает трансцендентальную структуру аргумента. Затем Репперт исследует три составных части данного аргумента: аргумент от интенциональности, аргумент от ментальной причинности и аргумент от психологической значимости логических законов, показывая, что эти аргументы демонстрируют серьезные и нерешенные трудности для материализма. Наконец, Репперт представляет некоторые известные возражения и показывает, что они не опровергают данного аргумента.

После раскрытия двух особенностей антропологии, представляющих собой упрямые факты для натуралистов, но служащие обоснованием теизма, – речь идет о сознании и разуме, – третий благоприятный для теизма факт, связанный с людьми, состоит в том, что они являются нравственными субъектами, имеющие собственную ценность. Таким образом, мы переходим к метаэтическим проблемам: Марк Линвилл излагает моральный аргумент в пользу существования Бога. Среди современных философов, отстаивающих моральный аргумент в пользу теизма в различных вариантах, – Роберт Адамс, Уильям Олстон, Пол Копан, Джон Хеар и Стивен Эванс. Линвилл приводит доводы в пользу того, что натуралисты, верящие в бесцельное эволюционное развитие наших познавательных способностей в ответ на давление обстоятельств в силу необходимости выживания, не могут обосновать свои нравственные убеждения, в отличие от теистов, которые рассматривают наши нравственные способности как находящиеся во власти Бога. Линвилл также утверждает, что атеистические представления о нормативной этике, в отличие от теистических представлений, не могут служить прочным основанием веры в человеческое достоинство. Если мы доверяем своим нравственным убеждениям или верим в достоинство человека, то должны быть теистами.

Рассуждения о нравственности естественным образом приводят нас к проблеме зла в мире. В своей главе Стюарт Гец проводит различие между идеей защиты и идеей теодицеи, и защищает пример последней. В качестве пролегомена к своей теодицее Гец рассматривает вопрос о цели или смысле человеческой жизни. Хотя подавляющее большинство философов, включая тех, кто пишущих о проблеме зла, очень долго не проявляли особого интереса к этой теме, Гец полагает, что понимание цели, ради которой существует человек, дает нам главную интуицию в построении обоснованной теодицеи. Эта интуиция состоит в том, что человек существует для того, чтобы испытать великое благо совершенного счастья. Исходя из тезиса о совершенном счастье как величайшем благе для человека, Гец аргументирует в пользу того, что именно это объясняет главную идею, лежащую в основе оправдания Бога, допускающего зло. В разработку теистической трактовки проблемы зла в наши дни внесли значительный вклад такие философы, как Алвин Плантинга, Уильям Олстон, Ричард Суинберн, Мэрилин Адамс, Питер ван Инваген, Стивен Викстра и многие другие.

Один из аспектов проблемы зла заключается в кажущейся бездеятельности Бога перед лицом зла и в обычной, повседневной жизни. С другой стороны, миллионы людей свидетельствуют о том, что сам Бог явил себя в их жизни и что они испытали на опыте Его присутствие и видели собственными глазами то, что мог совершить только Он. Люди являются не только нравственными, но и с неизбежностью, религиозными субъектами. Согласно Куаню Кхуайманю, аргумент от религиозного опыта убеждает нас в том, что при соответствующих предположениях мы можем вывести из религиозного опыта человечества значительную степень эпистемологического обоснования существования Бога. Куань не пытается привести здесь аргументы в пользу того, что верна только одна особая теистическая традиция (такая как христианство). Он заостряет внимание на особом типе религиозного опыта, на опыте, связанном с Богом, или теистическом опыте, и аргументирует в пользу того, что теистический опыт в значительной мере обеспечивает обоснование веры в Бога. Куань не утверждает, что его аргумент сам по себе является неопровержимым, но полагает, что это разумный аргумент, который может внести вклад в совокупную аргументацию в пользу существования Бога. Современные защитники аргументов от теистического религиозного опыта представлены такими философами, как Уильям Олстон, Джером Геллман, Уильям Уэйнрайт и Кит Янделл.

Вершиной естественного богословия является знаменитый онтологический аргумент, в котором бытие Бога выводится из понятия о Боге как величайшем мыслимом сущем. Этот аргумент, если он правилен, обосновывает существование Бога со всеми Его атрибутами величия и превосходства. Среди недавних сторонников этого аргумента в различных его вариантах такие философы, как Чарлз Хартсхорн, Курт Гёдель, Норман Малкольм, Алвин Плантинга, Клемент Дор, Стивен Дейвис и Брайен Лефтоу. В своем очерке Роберт Мейдол – один из философов, совсем недавно пополнивших список приверженцев онтологического аргумента, – исследует как классические формулировки данного аргумента, так и его современные модификации. По убеждению Мейдола, некоторые варианты онтологического аргумента не только убедительны, но и бесспорны, они не дают повода для пародирования, к которому часто прибегают противники этого аргумента.

В последнем очерке мы переходим от теизма вообще к собственно христианскому теизму: здесь Тимоти и Лидия Макгрю достаточно детально разрабатывают аргумент от чудес, и в данном случае под чудом подразумевается главное христианское чудо – воскресение Иисуса из Назарета. В разработку этого аргумента значительный вклад внесли такие философы, как Вольфгарт Панненберг, Н.Т. Райт, Джералд О́Коллинз, Уильям Лейн Крейг, Стивен Дейвис, Ричард Суинберн, Дейл Аллисон, Гэри Хабермас и целая плеяда историков Нового Завета. Вклад Макгрю в разработку данной темы состоит в тщательно продуманной формулировке аргумента в терминах теоремы Байеса. При этом показано, что, при всем уважении к Дэвиду Юму, чудеса могут быть положительно охарактеризованы как наиболее вероятная гипотеза несмотря на априорную невероятность утверждений о чудесах. Макгрю приводят доводы в пользу того, что в случае с предполагаемым воскресением Иисуса соотношение правдоподобия гипотезы о воскресении и правдоподобия конкурирующих гипотез явно в пользу гипотезы о воскресении.

Вышеупомянутые аргументы хотя и не исчерпывают всего спектра аргументов современного естественного богословия, все же репрезентативны в отношении самых важных достижениях в этой области в наши дни. Мы надеемся, что настоящий Путеводитель послужит стимулом к обсуждению и дальнейшей разработке этих аргументов.

Цитируемая литература

Modernizing the case for God. Time, April 7,1980, 65–66.

Smith, Q. (2001) The metaphilosophy of naturalism. Philo 4:2, 3–4.

* * *

1

Smith (2001). Знамение времени: сам журнал Philo, не преуспев в качестве органа секулярной мысли, переключился на общие вопросы философии религии.

2

Smith (2001, р. 4).

3

Перемена не осталась незамеченной даже в массовой культуре. В 1980 г. журнал Time напечатал на своих страницах передовую статью под заголовком “Modernizing the Case for God” («Модернизируя рассмотрение вопроса о Боге»), в которой речь шла о движении среди современных философов, обновляющих традиционные аргументы в пользу существования Бога. Time изумленно констатировал: «Путем тихой революции в мышлении и аргументировании, которую всего лишь два десятилетия назад вряд ли кто-то мог предвидеть, Бог возвращается. И самое интригующее то, что это происходит не среди богословов или обычных верующих, а в интеллектуальных кругах академических философов, где по общему согласию Всемогущий был давно изгнан из плодотворного обсуждения» (Time 1980). В статье цитируются слова покойного Родерика Чисхолма, согласно которому атеизм имел такое влияние полвека назад потому, что самые блестящие философы были атеистами; но сегодня, по его мнению, многие из самых блестящих философов – теисты, использующие глубокий ум в защиту веры, которой прежде недоставало их стороне в споре.

4

Контингентный (англ. contingent, от лат. contingens) – не необходимый (Прим. ред.)


Источник: Новое естественное богословие / [Стюард Гец и др.] ; Под ред. Уильяма Крейга и Джеймса Морленда ; [Пер. с англ. Олег Агарков и др.]. - Москва: ББИ, 2014. - XIV, 801 с.: ил. (Богословие и наука).

Комментарии для сайта Cackle