Источник

Волхвы, пастыри, младенцы, Симеон и Анна

Христос волхвы спасе, пастыри созва (призвал), младенец множества показа мученики, старцы прослави и старый вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию. Но горе тебе, внегда будеши судитися.

Волхвы спасе. Восточные волхвы, пришедшие на поклонение новорожденному Христу, были начатками Церкви спасаемых из язычников. Они принесли в дар Христу золото, ливан и смирну. В этих дарах они выразили исповедание Его владычества, или Царского достоинства (злато), Божества (ливан) и предопределенной Ему искупительной смерти (смирну). Подобное исповедание и каждый из нас должен приносить Христу и во свидетельство искренности этого исповедания руководствоваться им в жизни.

От нас требуется, чтобы мы, исповедуя Христа Царем, служили Ему как верные подданные Его Царства, строили нашу жизнь по Его святым законам, с покорностью и смирением предавали Ему себя и весь живот наш, боялись Его Суда и этим страхом удерживали себя от грехов.

Далее от нас требуется, чтобы мы, исповедуя Христа Богом, чествовали и любили Его, яко Бога, всеми силами души, не меняли служения Ему на служение миру и страстям, поклонялись Ему телесно и духовно, боялись греха лицемерия в служении Ему, благоугождали Ему молитвами благодарения, славословия и просили Его о помощи в нуждах.

От нас, наконец, требуется, чтобы мы, исповедуя Его вместе с волхвами Искупителем, пролившим за нас Честную Кровь Свою, не думали, что можем угодить Богу и спастись единственно самодельной праведностью, но всю надежду спасения возлагали на благодать Божию, даруемую нам ради Крестных страданий и смерти за нас Богочеловека, и были убеждены, что наши добрые дела могут быть богоугодны только в соединении с верой в Него и успешны только при Его благодатной помощи.

Не должны мы также забывать, что Христос, пострадав за нас, оставил нам пример, да последуем стопам Его, что истинным последователем Его может быть только тот, кто, веруя в силу Его Крестной смерти, сам возьмет свой крест, с самоотвержением подвизаясь в борьбе с искушениями, и с этим крестом неуклонно будет следовать за Христом (Мф.16:24).

Вот в каком смысле поучительны для нас дары волхвов, упредивших нас исповеданием Христа как Царя, Бога и Искупителя. Спроси себя, душа, подражаешь ли ты во всех этих отношениях волхвам? Верна ли ты данному тобой еще при Крещении обету служить Христу как Царю, Богу и Искупителю? И если совесть обличит тебя в неверности и ты не принесешь сердечного покаяния в том, то горе тебе, внегда будеши судитися!

Пастыри призва. Иисус Христос, пришедший спасти всех людей, родился среди иудейского народа, который преимущественно перед всеми народами несколько тысячелетий был приготовляем к принятию Его многочисленными обетованиями, пророчествами и судьбами своей истории. И вот, как только родился Христос, первыми уверовали в Него принадлежавшие к иудейскому народу. Кто же прежде всех из иудеев призван Христом к вере в Него и спасению? Казалось бы, этой чести должны были удостоиться те из иудейского народа, которые больше всех были знакомы с обетованиями и пророчествами о Христе, тщательно изучали их и объясняли их народу, – а именно, стоявшие во главе народа старейшины, священники, книжники и фарисеи. Этого, однако ж, не случилось. Счастье узреть Христа и уверовать в Него прежде всех досталось пастырям, несшим ночную стражу у стада своего. В ночь рождения Христова перед ними явился Ангел Господень и им первым благовествовал радость, которая будет всем людям, – о рождении Спасителя мира. Этого мало: они одни тогда же услышали, как сонмы Ангелов воспевали славу в вышних Богу и на земли мир. Но верхом их счастья было то, что, по указанию Ангелов пришедши в Вифлеем, они вошли в пещеру и здесь в яслях для скота узрели Богомладенца.

За что же они сподобились такой великой чести – узреть прежде всех Того, Кого человечество, и в особенности избранный народ, ожидали несколько тысяч лет? За то, что это были простые, кроткие и смиренные души, более всех угодные Тому, Кто, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных, назвал Себя кротким и смиренным (Мф.11:29), Кто заповедал Своим ученикам быть простыми, как голуби (Мф.10:16), Кто в простосердечных детях указывал для Своих последователей пример для подражания и говорил: если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3).

Спроси себя, душа христианская, ревнуешь ли ты о стяжании тех достолюбезных качеств, за которые пастыри сподобились того, что первыми увидели Христа? Не походишь ли, напротив, на хитрых, лукавых, гордых фарисеев и книжников и подобных им, в сердцах которых учение Христово не нашло себе почвы? Если совесть обличит тебя в этом, то горе тебе, внегда будеши судитися!

Младенец множества показа мученики. Множество младенцев (14 тысяч) было убито в Вифлееме и его окрестностях по повелению Ирода, который искал смерти новорожденного Иисуса и надеялся в их числе погубить Его. Младенцы невинно пострадали за Христа, но через свою неповинную и преждевременную смерть они если не все, то большая часть, избавились от опасности быть со временем в числе врагов Того, за Кого невинно пострадали. Быть может, они, если бы дожили до последних дней земной жизни Христовой, вместе с другими кричали бы: «Распни, распни Его!» Таким образом, их преждевременная и невинная смерть послужила им же во благо, и они теперь только благодарят и славословят Господа, сподобившего их за неповинную смерть Царствия Небесного.

Пример столь вожделенной участи невинно пострадавших за Христа поучителен и утешителен для всякого невинно страдающего. Пусть он утешает себя надеждой, что за временное страдание Господь воздаст ему вечными радостями; пусть благодарит Господа, дающего ему возможность заслужить их.

К сожалению, не так смотрят на свои скорби и страдания многие из тех, кто подвергается им. Они впадают в малодушие и ропщут на Бога не только тогда, когда не знают за собой вины, заслуживающей наказания, но и тогда, когда кругом виноваты и по своим делам терпит достойное. Спроси себя, душа христианская, не принадлежишь ли ты к числу таких малодушных и дерзких пред Господом Богом людей? Если так, то горе тебе, внегда будеши судитися! И здесь, на земле, тебе горько, но и на том свете не сладко будет, если не смиришься пред Богом и не скажешь Ему: «Лучше, Господи, дай мне здесь потерпеть скорби, даже невинно, только не лиши меня Твоей милости в жизни будущей. За временные скорби пошли мне вечное утешение на небесах и для этого помоги мне Твоею благодатью переносить их с терпением и преданностью святой Твоей воле».

Старцы прослави и старыя вдовицы. Речь идет о престарелых Симеоне Богоприимце и Анне пророчице. Старец Симеон был человек праведный и благочестивый. Он жил надеждой на Пришествие обетованного Христа и был удостоен откровения свыше, что не умрет до тех пор, пока не дождется Христа Господня и не увидит Его. Он дождался и увидел Его в храме, куда Матерь Иисуса в сороковой день по Его рождении пришла с Ним по закону. И не только увидел, но и принял Его на свои руки и, держа на руках, прославил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк.2:29–30). Вместе с Симеоном встретила Младенца Иисуса, принесенного в храм, святая Анна пророчица, престарелая вдова, жившая при храме и здесь день и ночь служившая Богу молитвой и постом. И она, как пророчица, в лице Этого Младенца узнала обетованного Христа и, славя Господа, говорила о чудном Младенце всем чающим избавления.

Великой милости от Господа сподобились святые старцы Симеон и Анна, узрев в храме Младенца Христа. Блаженны очи их, увидевшие в лице Христа то, что многие пророки и цари желали видеть и не видели (Мф.13:16–17). Блаженны руки Богоприимца, державшие Его. Но подобного близкого общения со Христом сподобляются доселе верующие в Него. Ибо неложно Его обетование пребывать с нами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Как члены Церкви Христовой, верующие – это члены Самого Христа, ибо Церковь – это Тело Его (1Кор.12:27). Он в отношении к ним – виноградная лоза, а они – ветви этой лозы (Ин.15:5). Ядущий Его плоть и пиющий Его Кровь пребывает во Христе и Христос в нем (Ин.6:56).

Поразительна близость ко Христу верующих в Него! В этом отношении они не меньше, даже больше счастливы, чем Симеон Богоприимец, державший Его на руках, и Анна пророчица, видевшая Его. Но, разделяя с ними это счастье, дорожишь ли ты им, душа моя, как дорожили Симеон и Анна? Даже чувствуешь ли его? Ревнуешь ли их деяниям и житию?

Симеон был праведен, обладал высокими нравственными совершенствами и ревность о праведности и благочестии одушевлял живой верой в грядущего Христа с пламенным желанием видеть Его. Так ли, как он, ревнуешь о преуспеянии в добродетели и благочестии, зная, что ты призвана к тому, чтобы быть совершенной в доступной для тебя мере, как совершен Отец Небесный (Мф.5:48)? Так ли жива твоя вера в пришедшего Христа, как Симеон веровал в Грядущего? Так ли, как у него, пламенно твое желание общения с Христом, духовного и таинственного? Не с тугой ли и скукой готовишься каждый раз к соединению с Ним в Таинстве Тела и Крови Его?

Симеон желал продолжения своей жизни на этом свете только для того, чтобы дождаться Христа, и когда дождался, готов был с миром расстаться с жизнью – жизнь после этого уже не имела для него ничего привлекательного. Спроси себя, так ли ты любишь Христа, чтобы жить только для Него? Не привязывают ли тебя к этой жизни земные блага и удовольствия? И смерть не потому ли страшна для тебя, что тебе не хочется расстаться с ними, что они для тебя дороже, чем благо общения со Христом?

Анна пророчица неотступно была при храме. От нас никто не требует такого усердия к храму, но по крайней мере считаешь ли ты своим священным долгом хоть раз в неделю быть в храме и испытываешь ли сердечное удовольствие в исполнении этого долга? Не тяготишься ли им, предпочитая воскресные и праздничные дни проводить в праздности или в одних мирских, опасных для нравственности развлечениях?

Она день и ночь служила Богу молитвой и постом. Непрестанная молитва заповедуется каждому из нас (Сол.5:17). Молиться непрерывно устами, конечно, нельзя, но непрестанно держать молитву в уме можно без ущерба для всяких других занятий – ибо если во время житейских занятий мы можем, не отвлекаясь от них, разговаривать с людьми, то, без сомнения, можно совмещать с ними и молитвенную беседу с Богом. Так ли настроена наша душа, чтобы в этом отношении мы подражали примеру Анны пророчицы? Не отвлекают ли нас житейские заботы не только от непрестанной, но и вообще от молитвы?

С молитвой должен быть соединен пост. Анна пророчица постилась непрестанно, а не только в дни, положенные законом. Но мы не предаемся ли чревоугодию не только в непостные, но и в постные дни? А многие даже глумятся над заповеданными Церковью постами.

Вообще пример праведных Симеона и Анны для многих христиан служит обличением, показывая, как многого недостает им в сравнении с деяниями и житием этих праведников. Горе тебе, душа, внегда будеши судитися, если жизнь твоя далека от соответствия этому примеру!


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle