Источник

Иордан

Преиди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и буди во одержании земли оныя обетования, душе, Бог повелевает.

Прошло 40 лет странствования евреев по Аравийской пустыне. Они подошли к Иордану. Оставалось перейти эту реку, чтобы вступить во владение землей обетования. По случаю весеннего разлива в Иордане в это время поднялась самая высокая вода. Но это не остановило евреев. Господь повелел им очиститься нравственно и физически в три дня и потом переправиться через Иордан. Переправа совершилась чудесным образом. Впереди шли священники с ковчегом завета, и лишь только они вступили в воды Иордана и остановились у берега с ковчегом завета, река стала в своем течении: верхняя часть воды поднялась горой, а нижняя стекла в Мертвое море. Открылось сухое дно, по которому весь народ перешел на другую сторону в виду ковчега завета, стоявшего в стороне и как бы сдерживавшего напор воды, пока не совершился переход (Нав.3).

Вот и тебе, душа христианская, уготована земля обетованная – Царствие Небесное, и путь твой к нему лежит через Иордан. Иордан, быстрый в своем течении всегда, особенно же в водополье, – это образ быстро текущего времени жизни, все уносящего в своем течении. Как перейти этот поток времени благополучно, выбраться из него на другой берег – прямо в землю обетования и не быть снесенным течением в Мертвое море, в область вечной смерти или погибели? А как перешли через Иордан сыны Израилевы? Они вступили в Иордан вслед за ковчегом завета, несомым священниками, и шли по дну Иордана в виду его. Подобно этому и мы должны проходить поток временной жизни, имея перед глазами светильник ногам нашим и свет стезям нашим – закон Господень, озарять свой путь этим светом, руководствоваться его указаниями во всех делах и случаях жизни, иначе собьемся с пути, ведущего в Царство Небесное, и попадем в Мертвое море.

Ковчег завета при переходе израильтян был на руках священников, истолкователей закона Господня и блюстителей его исполнения. Подобное значение в отношении к новозаветному закону имеют в христианской Церкви пастыри Церкви. В их руках – ключ разумения Слова Божия, им вверено попечение о душах и руководствование их ко спасению. Только тогда может быть спасительно для тебя руководство ко спасению, заключающееся в законе Божием, когда имеешь общение с Церковью и богопоставленными в ней духовными наставниками и руководителями. Кто чуждается общения с ними, доверяя только своему личному мудрованию, тот находится в опасности отступить от истины, хранимой в Святой Церкви, и от самой Церкви, вне которой нет спасения. Бойся, душа, этой опасности.

Сыны Израилевы прошли через Иордан посуху – и мы, подобно им, можем выйти, так сказать, сухими из воды, если, живя среди мира, не будем прилепляться к нему, к его благам и удовольствиям, если не будем увлекаться потоком его изменчивых мнений и обычаев, разнообразными господствующими в нем соблазнами, если не будем смущаться огорчениями от людей, житейскими неудачами, утешая себя мыслью, что всякое земное горе и беда временны, и надеждой на вечное мздовоздание на небесах. Если же нам не удастся сохранить себя сухими, или чистыми от греха на пути к вечности, если бездна греховная поглотит нас и беззакония, словно воды, превзойдут главу нашу, не будем приходить в уныние и отчаяние, приложим последние усилия к тому, чтобы спасти себя от погибели, – и наипаче воззовем о помощи к Тому, Кто устроил немокренный путь через Иордан сынам Израиля. И если Он иногда обретается не ищущим Его и является не вопрошающим Его (Ис.65:1), то не предстанет ли Он со Своей благодатной помощью к взывающим о ней?


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle