Дафан и Авирон
Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон: но пощади, воззови из (при виде) ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.
Во время сорокалетнего странствования евреев в пустыне не раз вспыхивали их возмущения против их вождя Моисея и Аарона. Одно из них было поднято Кореем-левитом в сообщничестве с Дафаном и Авироном. Оба они были родные братья, принадлежавшие к потомкам Рувима, старшего сына Иаковлева, который не сохранил, однако, своего первенства, перешедшего затем к Иуде. Дафан и Авирон, может быть в надежде возвратить своему колену утраченное первенство, стали вместе с Кореем во главе движения против Моисея и Аарона, оправдывая себя благовидным предлогом. Полно вам, говорили мятежники Моисею и Аарону, все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Чис.16:3).
После стольких чудес, совершенных через Моисея, свидетельствовавших о его особенной близости к Господу, о его Божественном авторитете, решаться так дерзко нападать на его власть, оспаривать у него и Аарона права значило восставать против Самого Бога, хотя заговорщики не отрекались от Господа. Нельзя было оставлять безнаказанным такое нечестие. Господь страшно покарал мятежников. Одни из них, принесшие кадильницы пред скинию, были попалены огнем, – это те, которые вместе с Аароном по приглашению Моисея явились пред скинию с кадильницами, для того чтобы узнать, кого изберет Господь служить Ему. Но Дафан и Авирон, не принявшие этого приглашения и остававшиеся в своих шатрах, поглощены были разверзшейся под ними землей вместе с семействами и со всем их имуществом. С ними погиб и Корей.
Пример Дафана и Авирона, казненных Господом за непокорность законной власти, показывает, как тяжек этот грех. Власть гражданская и церковная – это установление Божие. Потому неповиновение той или другой власти есть неповиновение Самому Богу. Несть власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть: темже противляяйся власти Божию повелению противляется (Рим.13:1–2). Это сказано о гражданской власти. Равно и власть церковная, известная под названием священноначалия, имеет Божественное происхождение. Сам Христос, Глава Церкви, дал ей овы апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф.4:11–12).
До какой степени должно быть священным для верующих послушание лицам, поставленным в Церкви учить, священнодействовать и руководить ими, видно из следующих слов Иисуса Христа, сказанных апостолам и в их лице преемникам их служения, пастырям Церкви: Слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся вас Мене отметается. Отметаяйся же Мене отметается Пославшаго Мя (Лк.10:16). Елика аще свяжете на земли, будет связано на небеси, и елика аще разрешите на земли, будет разрешено и на небеси (Мф.18:18). Аще Церковь (то есть церковную власть) преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф.18:17). И спроси себя, душа христианская, не виновна ли и ты в грехе неуважения к законным властям, гражданским и церковным, и если не восстаешь явно против них, то не отрицаешь ли их богоучрежденности?
Всего менее, впрочем, позволительно предполагать в тебе противление гражданской власти – на это решаются только отребья общества, ничтожные по количеству, – но непослушание Церкви, ее законам и властям не обыкновенное ли явление? Не говорим об открытых врагах Церкви, например раскольниках и современных безбожниках, – не встречаем ли на каждом шагу в среде православного общества возмутительные примеры уклонения от руководства Святой Церкви? В пастырях Церкви не хотят признавать учителей и не слушают их учения, обижаются из-за их обличений. Церковные правила о говении, о постах, о еженедельном посещении церковных служб, об исполнении епитимий пренебрегаются и не почитаются обязательными или по ложному понятию о христианской свободе, которую будто бы нельзя связывать правилами, или по грубому соображению, что за их пренебрежение не полагается никакого вещественного штрафа.
Признайся, душа христианская, не позволяешь ли ты себе относиться с подобным неуважением к Святой Церкви, которой ты обязана повиноваться со времени крещения? Но знай, что, уклоняясь от повиновения ей, ты уклоняешься от Самого Господа, облекшего ее в лице священноначалия властью учительства, священнодействия и духовного руководительства, следовательно – виновна в грехе Дафана и Авирона. Они в наказание за восстание против законной власти были поглощены землей. Не надейся и ты избежать наказания за преслушание церковной власти. Господь щадит в этой жизни упорных ослушников, ожидая от них покаяния. Но горе нераскаянным! Им грозит по смерти вечная казнь в преисподней. Пока не разверзлась пред тобой преисподняя, поспеши умилостивить Господа покаянием, вступи на путь смиренной покорности Святой Церкви, скажи Господу: «Пощади меня, Господи, не накажи меня, как наказал Дафана и Авирона».