Источник

Божественная угроза человеческому роду голодом духовным

Се дни грядут, глаголет Господь и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды; но глад слышания слова Господня. И поколеблются воды от моря до моря, и от севера до восток, и обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут. Ам. 8:11–12

Не осмеливаемся проникать в сокровенные тайны Вседержителя, чтобы с достоверностью определять и за несомненное выдавать, когда настанет то время, в которое человечество дойдет до ужасного состояния, изображаемого св. пророком; но не можем отрицать и того, чтобы это пророчество когда-нибудь не исполнилось. Как истинное и непреложное слово Духа Божия, оно исполнится непременно, хотя, по нашим человеческим расчетам, очень трудно представить, каким образом может постигнуть человечество описанное пророком бедствие – глад слышания слова Божия, когда, с одной стороны это слово постоянно возвещается живым голосом церкви и распространяется по всему миру устно и печатно, с другой, когда и само человечество представляется всегда желающим слышать это слово, когда оно не перестанет жаждать сего слова даже с наступлением для него духовного голода. Как же может затеряться это божественное слово в роде человеческом, и откуда может подойти к людям тот голод, в ощущении которого они поколеблются, как воды, и устремятся от моря до моря, от севера до востока, т.е. от одного края земли до другого и не найдут того, чего ищут? К разрешению этого вопроса может вести то соображение, что под конец времен чистое и святое учение веры, свято хранимое церковно и ревностно распространяемое ей во всем мире, так затмится лжеучителями и злонамеренными искателями его смысла, что люди последних времен будут держать в руках своих книгу евангельскую и не видеть истин, в ней содержащихся, от хитрых и натянуто-придуманных толкований будут слышать звуки слов священных и не понимать их духа и силы. Может быть и сами люди времен последних, хотя, по-видимому, будут жаждать и искать чистого учения веры, но под этим учением каждый будет разуметь только то, что сообразно с его желаниями. И удивительно ли, если при всеобщем разномыслии, при своеобразном понимании истин божественных, произойдет всеобщее колебание умов, вследствие которого подвигнутся народы, подобно волнам морским, и неудовлетворенные произвольными мнениями своими, томимые духовной жаждой, будут только волноваться и шуметь, беспокойно переходить с места на место и внутренне страдать, не находя истины, хотя эта истина будет тут же – между ними, так что нет и нужды много трудиться и хлопотать относительно разыскания истинного глагола Божия, за которым совсем не нужно восходить на небо, ни опускаться в средину земли, ни странствовать от моря до моря; потому что близок он к каждому и находится в устах и сердце самих ищущих его 108.

И если такое соображение наше не лишено истины, то очень знаменательными представляются нам нынешние времена и положение современных нам обществ человеческих, в которых примечаются признаки представленного пророком Божиим колебания народов. Когда посмотришь на те явления, которые происходят вокруг нас во всех государствах, во всех слоях современного нам человечества, когда подумаешь о внутренних неустройствах, постоянно предпринимаемых реформах, совершающихся среди самых образованных стран, когда представишь себе разные предприятия, все судорожные движения, под которыми скрывается общее недовольство тем, что есть, и стремление всех к чему-то лучшему, к каким-то иным порядкам, иным понятиям и иному лучшему роду жизни, или совершеннейшему быту общественному, то невольно спрашиваешь себя, не начинается ли исполнение грозного пророчества, высказанного древним прозорливцем св. пророком Амосом.

В современных нам движениях обществ человеческих, само собой бросается в глаза каждого то, что нынешнее человечество (по крайней мере в своих представительных умах) так усиленно доискивающееся каких-то новых открытий по всем отраслям науки, стремящееся к каким-то новым, великим истинам, уже отпало от истины Божьей, принесенной на землю Господом Спасителем, и не стоит в ней! Страшно это слово но верность его подтверждается неоспоримыми фактами нашей современности.

Не говорим уже о том, что совершается теперь в иноземных государствах Европы, где цветут, по-видимому, науки, откуда берет свой источник наша пресловутая образованность, где все лучшие умы заняты критическим разбором и ученым разысканием чистой истины, которая как будто еще неизвестна человечеству, даже и в нашем православном отечестве отражаются все эти умственные колебания, свидетельствующие об отсутствии святых убеждений в нынешнем поколении людей. И вот, где открывается тайна внутренних нестроений обществ человеческих! Как могут оставаться спокойными и благоденствовать народы, когда они совратились с непоколебимого основания своего благоденствия истинного учения евангельского, которое одно умиротворяет дух человеческий, дает его силам надлежащее направление, представляет достойный предмет деятельности и устанавливает правильное отношение правительств к подчиненным подчиненных к властям и всех соединяет взаимным духом любви, снисхождения и благожелания? Страшно подумать, и не хотелось бы этому верить, что нынешняя современность находится в отступлении от веры христианской, но, присмотревшись к делу, нельзя не видеть и не убеждаться в этом! Мы недовольны настоящим положением вещей, нам хотелось бы чего-то нового и необыкновенного; мы предпринимаем такие труды, которых не в силу поднять не только одному, самому даровитому человеку, но даже и целому обществу! Сетуем на бездарность нынешнего поколения, жалуемся на недостаток способных людей, утомляемся от своих широких затей и невыполнимых задач, от которых еще более утомляются другие, на кого падает исполнение их! Что же это значит? Не есть ли это признак того пожирающего нас голода, который описан пророком Божиим и который есть неизбежное достояние духа в отступлении его от истинного глагола Божия, питающего нас духовно? Все толкуют о чем-то лучшем и хотят переродить человечество, обновить его жизнь, влить в него новые силы и вывести из того ненормального положения, в каком оно теперь находится. Но можно ли ожидать человечеству чего-то для себя лучшего, может ли оно пересоздать и переродить себя в духовно-нравственном и политико-общественном состоянии, когда отвергаются единственно верного начала как внутреннего, так и внешнего благоденствия, которые заключает в себе одна религия христианская? Ибо по какому началу и по какой идее будете строить общественное благоденствие и где задатки, или ручательство, для осуществления ваших предприятий без религии христианской? Их нет и быть не может!

Как пришли мы в настоящее ненормальное положение свое, и какие причины подготовляли тот страшный кризис, в каком находятся нынешние общества людей? Причины эти заключаются главным образом в разделении христианского мира на разные общества, отчего произошли разные толки относительно чистоты божественных истин, а вследствие этого возникло сомнение во всем священном, и за тем явилось отрицание того, что должно быть неприкосновенно и непоколебимо твердо в понятии каждого христианина. Эти толки не прекращаются и доселе, поддерживаемые хитрыми лжеучениями человеческими. «Нам нужна, кричат одни, чистая евангельская истина, мы ее ищем и желаем отделить посредством ученого анализа от примеси суеверий, страстей и личных воззрений человеческих!» Цель прекрасная и достойная ума человеческого! Но нет ли уже своей лжи и обмана в самом этом предположении, будто нужно отыскивать и разузнавать чистую евангельскую истину, которая как будто теперь совсем затеряна и не существует на земле? Как же, и с каких пор она затерялась в роде человеческом – среди верующего мира христианского? Напротив, не сияет ли эта чистая евангельская истина среди нас, и не заглядывает ли она сама светлыми лучами своими в нашу душу, только, может быть, не находит себе сочувствия в нашем сердце, которому хочется создать и общераспространить какую-то иную истину, носящую на себе отпечаток собственных и лично нам принадлежащих, воззрений, а не ту, которую принес на землю Господь наш Иисус Христос? И если в этом нельзя и сомневаться, по вечному обетованию Самого Господа, Который основал Свою Церковь для того, чтобы в ней неврежденно пребывала истина до скончания мира, то, значит, ложно умствование тех, которые считают евангельскую истину утраченной в мире и напрасно усиливаются они отыскать ее своими учеными исследованиями. С таким предубеждением против истины христианской, они никогда не дойдут до убеждения в ней, хотя бы исходили все страны земного шара и переплыли все моря! Их ученые изыскания ни к чему не приведут, кроме личных своих суждений о предметах веры, разных толков, споров, сомнений и отрицаний 109.

Действительно, в то время, когда ученые со своими предзанятыми мыслями относительно чистой, евангельской истины, ведут о ней богословские споры и научные разыскания, в другой сфере людей, успевших отрешиться от интересов религии и поставить себя в стороне от них, выработался во имя чистого разума, возвысившегося будто бы над областью веры и путем своего прогрессивного развития вышедшего из под её опеки, такой приговор о христианстве: «христианство устарело со своими понятиями! Христианство, и в особенности православное христианство, отжило свой век и сделалось мертвым началом для современного общества людей, которого нуждам и требованиям оно не удовлетворяет и которое для своего поддержания непременно должно быть преобразовано в своих неподвижных догматах и изменено согласно с современной жизнью человечества». Успокойтесь, ревностные изыскатели чистого, первоначального учения веры христианской! Прекратите ваши полемические об этой вере рассуждения! Прислушайтесь к отзывам о ней нынешних прогрессистов: они вам прямо укажут, где та первоначальная, чистая истина, которой вы ищете? Они вам укажут на эту истину, как на застой ума, вековую неподвижность в его развитии и как на отсталость его от современности, для которой эта истина стала мертвым началом! Если точно нужна вам эта истина, то примите ее без всякого спора и сомнения! Если же у вас остаются еще какие-либо недоразумения о ней, и вы колеблетесь своими убеждениями относительно её, то знайте, что вы не на стороне истины! В глубине вашего духа таится то же отрицание её, которое с такой смелостью и откровенностью высказывают умы прогрессивные – свободно мыслящие. Эти умы упредили только вас своим решительным приговором о христианстве и прямо заявляют то, что сокровенно занимает и вас! После этого, как из всего обширного мира христианского остается не велико число истинных христиан с чистыми убеждениями в святости и божественности своей веры? Не большая ли часть именующих себя христианами носит один только покров христианства, под которым скрывается отступление?!..

Иди, смиренный последователь Христов, своим, указанным тебе путем, и не обращай внимания ни на этот авторитет ученых умов, научным образом доискивающихся до чистых и первоначальных понятий христианского вероучения, ни на этот решительный приговор о христианстве явных отступников от него, которые считают себя представителями современной образованности! В этом приговоре о христианстве, которое будто бы не удовлетворяет требованиям и нуждам современного общества, будто не содержит в себе ничего живого и применительного к его жизни, и которое для поддержания себя должно быть радикально изменено и применено к современному обществу, мы видим тоже гонение на христианство, которое выдержало оно, при самом первом своем появлении в мир, со стороны ложной мудрости века настоящего. Побежденная и отраженная мудростью небесной, ложная мудрость земная опять воздвигается на истинное христианское учение, только в ином виде и с новым предъявлением, будто это небесное учение уже устарело, отжило свой век и требует радикального изменения в своих неподвижных догматах, так чтобы оно согласовалось во всем с нынешней современностью! Христианство, победоносно прошедшее прежнее гонение на него, устоит, конечно, и в нынешней борьбе с ним разума человеческого, которую ведет он во имя своего развития и усовершенствования, притом научным образом. Истина небесная не страшится никаких на нее нападений и никакого оружия человеческого; для неё только самый опасный враг – легкомыслие человеческое, которое не любит вдумываться в существо дела и без веского серьезного рассуждения хватается за первую, хитро составленную и ловко пущенную в ход ложь, какова и есть проповедь нынешних прогрессивных умов о христианстве. В этой проповеди истинный последователь евангельского учения может найти для себя то утешение, что это святое и божественное учение уцелело невредимо до времен настоящих; ибо дух лжи, примиряясь со всяким заблуждением человеческим, не мирится только со здравым учением веры христианской. А что это действительно так, нужно только здраво рассудить о том, правду ли говорят нынешние лжеучители, что христианство уже отжило свой век и не удовлетворяет современным требованиям и нуждам человечества, и можно ли соглашать христианское вероучение с нынешней современностью в том смысле, как хотят этого нынешние прогрессисты? В свое время размыслим об этом предмете, а теперь скажем только то, что свят и праведен Господь в своем наказании рода человеческого лишением его слова своего и наведением на него духовного голода, которому он сам добровольно подвергается.

* * *

109

Говорим это в приложении к обществам иноверным, по преимуществу к протестантству, в основании которого лежит научное стремление к очищению и разысканию чистой, евангельской истины, и плодом которого выходят только разные школы и системы, из которых каждая предъявляет свои права на чистую и общехристианскую веру.


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle