Источник

Глава десятая

1. Критика определения Софии: «вечный корень наш», на котором основывается возможность «жизни вечной» дли нас. Учение Божественного Писания об основе вечной жизни для нас

Обращаясь к Божественному Откровению и святоотеческому учению, мы видим, что и вечным корнем нашим, на котором основывается возможность «жизни вечной» для нас417, может быть один только Бог.

В Евангелии св. Иоанна Богослова мы находим такие слова Христа: Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и nо Мне грядут; и Аз живот вечный дам им418. А в своей первосвященнической молитве Спаситель говорил: Отче, прииде час; прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя; якоже дал ecu, Ему власть всякия плопш, да всяко, еже дал ecu Ему, даст им живот вечный419.

Но чтобы иметь сей живот вечный, по словам Христа, надо иметь веру в Него, соблюдать заповеди и вкушать Тело и Кровь Его, почему Он и сказал: Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, имать живот вечный. Аз есмь Хлеб животный... Аще кто снесть от Хлеба сего, жива будет во веки... Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный420 . Аще ли хочеши внити в живот, соблюди заповеди421.

После же смерти и воскресения Христа, когда на Апостолов сошел Св. Дух, эта вечная жизнь сделалась нашим достоянием, почему Апостол Павел в послании к Римлянам называет живот вечный дарованием Божиим422. А Апостол Иоанн Богослов в своем первом послании сказали Живот вечный дал есть нам Бог; и сей живот в Сыне его есть423.

Таким образом, корнем или основанием вечной жизни для нас является, согласно учению Слова Божия, Сам Господь наш Спаситель. От Него она даруется нам в силу веры в Него, исполнения заповедей Его и причастия Тела и Крови Его и в Нем она находится.

Впрочем, из слов Христа: Аз есмь Хлеб животный424 и дальнейших Его слов, говорящих об Евхаристическом таинстве425, видно, что Он даже отождествляет Себя с вечною жизнью. Отсюда понятно, почему в том же послании Иоанна Богослова Господь наш Иисус Христос прямо называется сею вечною жизнью. Вемы же, говорит возлюбленный ученик Христов, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе; Сей есть истинный Бог и живот вечный426.

Правда, Господь в Своей беседе с Никодимом сказал: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие427. Значит, от Духа Святаго начинается наше духовное рождение или, что то же, спасительная, вечная жизнь. Это стало осуществляться с момента сошествия Св. Духа на Апостолов, Который сначала переродил их, а потом начал перерождать для вечной жизни и всех верующих во Христа. Но Дух Святый посылается людям от Отца Тем же Сыном Божиим, как плод Его крестной смерти. Почему Господь и говорил ученикам: Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца; Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне428 ; уне есть вам, да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще (ли) же иду, послю Его к вам... Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину429 . Истина, что Дух Святый дается нам Спасителем, прекрасно выражается и в беседе Его с женой Самарянкою, где Он говорит: Иже пиети от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный430 . Что здесь разумел Господь под водою, это видно из другого евангельского места, в котором приводятся такие слова Его: В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати, верующие во имя Его; не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен 431 .

Так объясняет вышеуказанные слова Христа в Его беседе с Самарянкою о воде живой и св. Иоанн Златоуст в своих беседах на Евангелие св. Иоанна432.

Таким образом и при возрождающем действии в нас Св. Духа основанием новой и вечной жизни для нас опять же является Спаситель. Вот почему в Откровении Иоанна Богослова Господь говорит: Аз есмь альфа и омега, начаток и конец 433 .

2. Учение св. отцов Церкви об основе вечной жизни для нас

Так учили об Иисусе Христе, как основании нашей вечной жизни или, что то же, Небесного Царствия Христова и св. отцы Церкви. «Как невозможно видеть глазу без света, – говорит Макарий Великий, – или говорить без языка, или слышать без ушей, или ходить без ног, или работать без рук, так без Иисуса невозможно спастись, или войти в Небесное Царство»434. «Господь, – по словам сего великого отца Церкви, – наименован... дверию (Иоан. 10:7)... потому что чрез Него входим в вечную жизнь»435. «Слава, – продолжает тот же Макарий Великий, – Спасшему душу от работы фараоновой, Соделавшему ее Своим престолом и домом и храмом, и чистою невестою, и Вводящему ее в царство вечной жизни пока она еще в мире сем»436. «Господь, – говорит преп. Исихий, – желая показать, что всякая заповедь обязательна и что сыноположение есть дар, заслуженный людям собственно Его Кровию, говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите; яко рабы неключимы есты; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17:10). Посему Царствие Небесное не есть награда за дела, а благостный дар Владыки, уготованный верным рабам»437.

Основываясь на свидетельствах Божественного Писания, св. отцы Церкви учили, что это Царство Небесное или, что то же, вечная, святая и блаженная жизнь делается достоянием тех, которые имеют веру, соблюдают заповеди Божии и причащаются Тела и Крови Христа.

«Невозможно, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – спастись никому, кто не имеет непостыждающей и твердой веры во Христа Господа»438. «Ибо кто как должно верует во Христа, тот имеет жизнь вечную в себе»439.

Но Св. Писание учит, что для получения вечной жизни недостаточно одной веры, нужно соблюдать при сей вере и заповеди Божии. Поэтому тот же Симеон Новый Богослов говорит: «Будем со всею готовностию и со всем тщанием соблюдать заповеди Христовы, чтобы сподобиться и жизни вечной и царства вечного и не услышать вместо того, здесь, в настоящей жизни, такого присуждения: иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36), а в будущей такого приговора: не вем вас, откуда есте; оmcmyпume от Мене (Лк. 13:27); но услышим утешительный глас: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34)"440. «He верует же во Христа, – продолжает св. Симеон, – всяк, кто преступает одну и только одну, заповедь Его, как Сам Христос говорит: иже аще разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в царствии небеснем (Мф. 5:19), неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лк. 16:10)"441.

He могли св. отцы учить иначе и о св. причащении сравнительно с тем, как об этом учит Божественное Откровение. Они взирали на сие величайшее таинство, как на условие, без которого невозможна для нас вечная жизнь с своим блаженством и здесь и на небесах442. В строгом соответствии с учением Св. Писания св. отцы Церкви называли Тело и Кровь Христа и Самого Христа вечною жизнью. Имея в виду вышеприведенные слова Христовы об Евхаристическом таинстве443, св. Симеон Новый Богослов говорит: «Слышал, что причащение божественных и пречистых Таин есть живот вечный, и что тех, кои имеют в себе сей живот вечный, Господь воскресит в последний день. He так это, чтобы другие остались в гробах, но так, что имеющие в себе живот, воскреснут для вечной жизни, а прочие воскреснут для вечных мучений... И ты, верный, если причащаешься хлеба только, а не тела обоженного, и если не веруешь, что при сем приемлешь в себя самого Христа всего, как надеешься приять от Него живот и иметь Его в себе ощутительно для чувства души твоей? ибо слышишь, что говорит Он? Ядый Мя, т.е. с неба сходящий хлеб, жив будет во веки...»444.

Таким образом, в учении св. Симеона Нового Богослова, на основании слов Христа, Тело и Кровь Его называются вечною жизнью. А так как при вкушении Тела Христова мы, по словам св. отца, принимаем в себя Самого Христа, то Христос, согласно с вышеприведенными словами св. Симеона Нового Богослова, и есть вечная жизнь.

Так вместе с ним и преп. Макарий Великий называет Христа бессмертною жизнью445.

Впрочем на основании того же Божественного Писания св. отцы свидетельствуют, что вечная жизнь, в которой мы возрождаемся и делаемся новою тварью о Христе446, начинается и усовершается Духом Святым, Его благодатию. Поэтому они учили, что без благодати Св. Духа, получаемой в крещении, не может быть сей вечной жизни. Имея в виду слова Христа: Иже веру имет и крестится, спасен будет; a иже не имет веры, осужден будет447 св. Симеон Новый Богослов говорит: «без св. крещения... ни один христианин не может сподобиться жизни вечной»448. «Никому не возможно другим образом спастись, если не получит божественной благодати (в крещении), имеющей обожить его, или соделать богом по благодати»449. «Надлежит человеку здесь на земле родиться свыше от божественной благодати, и тогда возможет он увидеть царствие Божие»450. «Как тело, – говорить преп. Макарий Великий, – без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для царства и без Духа не может делать того, что Божие»451. А св. Симеон Новый Богослов, как об этом мы говорили выше, с Духом Святым даже отождествляет Царствие Небесное, говоря: «Что же мне делать, чтобы не лишиться царствия небесного? Если стану делать все, о чем сказано выше452, то получу Духа Святаго. Сей Дух есть семя Христа. Силою Его мы все бедные и тленные человеки соделываемся сродниками Христу. Семя сие если падет на добрую землю, то приносит приплод, где в тридцать, где в шестьдесят, а где в сто. И Сей-то Дух Святый есть Царствие Небесное; все же прочее без Него ни к чему не служит»453.

Но Дух Святый, Его Божественная благодать, с целью ввести нас в Царство Небесное и еще здесь обновить нас, сделать нас святыми людьми и причастниками вечной Божественной жизни – даруется нам Тем же Господом нашим Иисусом Христом после Его пришествия в мир, в силу искупительных Его страданий и смерти. Так учит, как видели мы, св. Евангелие словами Христа Самого. Так учили и св. отцы.

«Тот, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – Кто некогда умер и воскрес для всех, и паки воскресает во всех тех, кои достойно и как подобает жительствуют, и с Собою совоскрешает души, умершие с Ним произволением и верою, и еще от сей начиная жизни дарует им чрез Духа Святаго Царство Небесное»454. «Владыка всякой твари, – по словам св. Марка Подвижника, – ....уподобился нам во всем, кроме греха... все то Он восприял, став тем, чем мы есмы, чтобы нам сделаться тем, что Он есть... уподобился нам, чтобы и мы уподобились Ему всякою добродетелию. Ибо с тех пор, как пришел Христос, человек... воистину обновляется благодатию и силою Духа Святаго, достигая в меру совершенной любви, вон изгоняющей страх и не могущей более подвергаться падению; ибо любы николиже отпадаете (1Кор. 13:8), потому что Бог, – говорит Иоанн, – любы есть и пребываяй в любви в Бозе пребывает. (1Ин. 4:16)"455. «Господь в пришествие Свое, – свидетельствует преп. Макарий Великий, – соблаговолил пострадать за всех, искупить всех Своею Кровию и небесную закваску благости вложить в верные души, униженные грехом, а таким образом при постепенном их преспеянии и возрастании совершить уже в них всякую правду заповедей и все добродетели, пока не заквасятся они в добре, пришедщи во едино, и не будут, по изречению Павлову, един дух с Господем (1Кор. 6:17)... Без небесной же закваски, т.е. силы Божественного Духа, душе невозможно приобщиться Господней благости и достигнуть жизни»456.

3. Нелепости, как следствие данного определения Софии

Таким образом, согласно Богооткровенному и святоотеческому учению, основою нашего спасения является Господь наш Иисус Христос. Им посылается нам благодать Св. Духа, Который и производит в нас спасительный процесс нашего возрождения и обновления для жизни вечной. Поэтому Христос и называется нашим Спасителем, что Он спас нас Своею крестною смертью и продолжает спасать нас чрез Своего Божественного Духа в таинствах Церкви от мучительства греха и диавола и дарует нам вечную, святую и блаженную жизнь, что тоже, – Свое вечное Небесное Царство.

Если же это так, то спрашивается, кто же является вечным корнем, на котором основывается возможность «жизни вечной» для нас? Да кто же, кроме Иисуса Христа?! Как можно говорить об ином вечном корне, или, что тоже – об ином основании вечной жизни, когда Апостол Павел сказал: Основания (разумеется в деле устроения нашего спасения) бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос457.

Знать все это и в то же время говорить об ином основании нашей вечной жизни, это значит допускать кощунственную нелепость. Допуская иное основание нашей вечной жизни, мы тем самым наряду с вечным, Божественным основанием нашего спасения, т.е.. наряду с Спасителем нашим, признаем другого спасителя – Софию, которая является в данном случае, по представлению о. Флоренского, с настоящими атрибутами Божества. Как видели мы, Слово Божие и св. отцы учат, что возможность нашей спасительной вечной жизни зависит от Господа нашего Иисуса Христа. Но то же учит о. Флоренский и о Софии, так как настоящим ее определением он утверждает, что от нее зависит возможность нашей вечной жизни и, кроме того, называет ее «вечным корнем нашим».

Следовательно, и рассматриваемое софийное наименование приводит к мысли о двубожии.

4. Критика определения Софии: «Божественное начало». Православный взгляд на «Божественное начало», как на Бога

Что же касается наименования прот. Булгакова Софии Божественным началом, то здесь мы должны сказать то же, что говорили по поводу только что рассмотренных нами софийных определений, т.е. мы должны заявить, что Божественным началом может быть один только Бог.

Св. Евангелист Иоанн Богослов говорит нам, что все чрез Него (Божественное Слово), начало быть и без Него ничто же начало быть, что начало быть458. Ясно отсюда, что Господь наш Иисус Христос есть единое Божественное Начало всего существующего, и никакое существо помимо Бога не может быть Божественным началом. Так учат и св. отцы Церкви.

Как мы видели, св. Афанасий в своем четвертом слове на ариан утверждает, что «одно начало и посему един Бог... и... сущность... единая.., a не две сущности, иначе будет два начала»459. Об этом едином Божественном начале говорят и те изречения св. Григория Богослова, которые мы также приводили выше, указывая на его слово шестое об умных сущностях460. Мысль о единстве Божественного начала содержится и в первом слове сего великого отца Церкви – о началах461, а также в его слове девятом – о человеческой добродетели, изречения коего мы приводили в свое время462 для доказательства истины, что между Богом и людьми нет, кроме ангельской, никакой иной сущности, как посредствующего существа в смысле учения о. о. Булгакова и Флоренского. Но ангельская, как и человеческая сущность могут быть отнесены только к тварному началу. Следовательно, из учения св. Григория Богослова явствует, что нетварным, т.е. Божественным началом может быть один только Бог. Поэтому, как Бог только один, так и Божественное начало может быть только единым. Другого Божественного начала, как другой Божественной сущности, быть не может.

Об этом Божественном единоначалии учит и св. Феодор Студит, говоря: «Един есть Господь и законоположник, как написано, одна власть и одно Богоначалие над всем. Это единоначалие – источник всякой премудрости, благости и благочиния...»463. Об этом едином Божественном начале говорит и блаженный Августин в своей книге об истинной религии464.

Итак, святоотеческое учение показывает нам, что никого кроме Бога нельзя называть Божественным началом. Называть Софию, о которой учат о. о. Булгаков и Флоренский, Божественным началом, это значит признавать два Божественных начала, т.е. опять допускать бытие двух богов. «Кто, – говорит св. Василий Великий, – вводит два начала, тот проповедует двух Богов. Таков Маркион и всякий, кто подобен ему в нечестии»465.

Поэтому вместе с Св. Писанием и св. отцами Церкви мы должны признавать бытие не двух Божественных начал, а одного Божественного начала, – не двух Богов, а одного Бога, и отметать настоящее наименование Софии Божественным началом, как нелепость.

5. Православное учение о получении нами Божественного откровения от Иисуса Христа чрез Духа Святаго

И вовсе не чрез Софию открываются все три Божественные Ипостаси, как заявляет о. Булгаков. В общих чертах на основании Божественного Писания и святоотеческого учения, мы говорили выше, что Господь наш Иисус Христос есть источник откровения для нас истинного познания о Боге; а Дух Святый есть посредство или источник, чрез который безошибочно воспринимается сие познание разумными существами. Дополнительно к этому и в ответ на вышеобозначенное заявление прот. Булгакова мы должны сказать, что Божественные Ипостаси открывают нам не только вообще божественное ведение, но каждая из Них сообщает нам откровение о всех трех Ипостасях. В частности о том, что Иисус Христос есть источник, чрез который открывается нам Бог Отец, свидетельствует Сам Господь в словах Своих: Явих имя Твое человеком"466. Открыл Господь Спаситель наш и Себя людям, когда учил о Своем Божественном достоинстве, говоря о равенстве Своем с Божественным Отцом467: о необходимости для нашего спасения крестной Своей смерти468, веры в Него469, исполнения Его заповедей470, и вкушения пречистого Тела и Крови Его471. Дал нам Спаситель совершенное Свое ведение и о Духе Святом, когда говорил о спасительной необходимости для нас рождения Духом Святым472; когда свидетельствовал, что Им – Духом Святым Он изгонял бесов из людей473, и что хула на Духа Святаго не простится людям ни в сем веке, ни в будущем474, что Он есть для нас Утешитель, Дух Истины, Который от Отца исходит475. Господь даже говорил, что цель Его страданий и смерти заключалась в том, чтобы послать нам Духа Утешителя476.

И не только Господь дал нам познание о каждой Божественной Ипостаси в отдельности. Он соблаговолил после Своего воскресения дать нам Свое Божественное ведение о всех трех Божественных Ипостасях в совокупности, сказавши ученикам Своим: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа477.

Божественная истина, что Иисус Христос явил нам откровение о всех трех Божественных Ипостасях раскрыта и в святоотеческом учении: «Все же благоугодно было, – говорит св. Афанасий Великий, – сотворить Спасителю (по воплощении), чтобы люди, которые не познавали Его о всем промышления и не уразумевали Божества Его из творения, хотя бы возбужденные телесными Его делами, возвели к Нему взор, а чрез Него приобрели себе понятие ведения об Отце»478. «Как, будучи невидимым, – продолжает св. Афанасий, – познается Он из дел творения, так соделавшись человеком, и невидимый под покровом тела делами дает знать, что совершающий эти дела – не человек, а Божия сила и Божие Слово»479. «От Сына, – говорит тот же великий отец Церкви, – должно заимствовать ведение о Духе»480.

Таким источником, чрез который открываются для нас все три Божественные Ипостаси, является и Божественный Дух. Об этом свидетельствуют слова Спасителя о ниспослании от Отца Апостолам Духа Святаго. Из этих слов видно, что Дух Святый по Своем пришествии должен был всему научить учеников и воспомянуть им все учение Христа481, разумеется, и то учение, в котором Господь открыл ученикам Своим познание о всех трех Божественных Ипостасях»482. К такому разумению вышеуказанных слов Христовых483 побуждает нас и св. Симеон Новый Богослов. Имея в виду эти Божественные слова, св. отец говорит: «Видишь, что Отец и Сын познаются чрез Духа, и лучше сказать в Духе»484.

Но из слов же Христа мы видим, что чрез Духа Святаго мы не только получаем откровение о Божественных Ипостасях в виде познания о Них, но откровение самое глубокое, как единение нашего духа с Св. Троицей. Этого откровения мы достигаем, когда осуществляются в нас следующие слова Христа: И Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век485. А Дух Святый, вселяясь в нас, прежде всего открывает нам Себя Самого в Своих дивных благодатных проявлениях486; затем вводит нас в самое тесное единение со Христом, почему Господь и сказал: В той день (т.е. когда, по толкованию св. Симеона Нового Богослова, придет Дух Святый в вас) уразумеете вы, яко Aз во Отце Моем и вы во Мне и Аз в вас487 . Христос же вселяется в нас, или приходит к нам вместе с Отцом Своим, о чем свидетельствуют слова Его: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель в него сотворима488.

Следовательно, прежде чем войти нам в самое близкое, внутреннее единение со всею Св. Троицей, мы должны войти в единение с Духом Святым и сделаться Его храмом. Вот почему св. Афанасий Великий, имея в виду слова Ап. Павла: He весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас 489 , говорит: «Кто храм Духа, тот храм Сына и Отца; где обитает Дух Божий, там обитает Бог»490. А тот же Симеон Новый Богослов так богословствует: «Да ведают же все христиане, что Христос есть неложнейший и истинный Бог, и воистину, по обетованию Своему, является любящим Его и исполняющим заповеди Его и вместе с явлением Своим дарует им Духа Святаго, – и что опять чрез Духа Святаго пребывают с ними и Отец и Сын»491.

Таким образом, как показывает нам при свете святоотеческого учения Слово Божие, чрез Св. Духа открываются в нас все Божественные Ипостаси и мы делаемся обителью всей Святой Троицы. Отсюда понятно, почему св. Григорий Богослов в своем слове третьем о Св. Духе говорит: «С трепетом чтим великого Духа: Он мой Бог, Им познал я Бога»492. «Дух... – податель откровений (1Кор. 2:10), просвещения (Евр. 6:4493. Духом просвещаемся, говорит св. Афанасий Великий (Еф. 1:17,18). Когда же просвещаемся Духом, тогда просвещает нас Им Христос. Ибо сказано: бе свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9)494. По словам Великого Афанасия, «мудрствующие согласно с истиною востязуют вся, сами же ни от единого востязуются, имея в себе Господа, Который в Духе дает им откровение о Себе и об Отце Своем»495. Так, по свидетельству Симеона Нового Богослова, познается и открывается Пресвятая Троица благодатию Св. Духа, по благоволению Отца, чрез Сына, всем просвещаемым свыше»496.

Из всего вышесказанного нами относительно определения прот. Булгаковым Софии, в котором она именуется, как Божественное Начало, чрез которое будто бы открываются все три Божественные Ипостаси явствует вся крайняя несостоятельность этого софийного определения с одной стороны, а с другой со всею очевидностью нам ясно, что это определение приложимо к одному только Богу, Господу нашему Иисусу Христу и Его Божественному Духу.

6. Православное учение о Боге-Отце, как источнике откровения для нас Божественных Ипостасей

Но это не все, что мы хотели бы сказать относительно вопроса: кем открываются для нас все три Божественные Ипостаси? Они открываются не только Второю и Третией Божественными Ипостасями, но и Первой, т.е. Божественным Отцом. Это мы утверждаем опять же на основании Божественного Писания и святоотеческого учения.

Что Бог Отец Сам открывает Себя, указание на это мы находим в творениях св. Афанасия Великого. По его свидетельству, св. первомученик и архидиакон Стефан в своих словах синедриону: Бог славы явися отцу нашему Аврааму497 разумеет под Богом славы именно Божественного Отца498. А св. Василий Великий, имея в виду видение Господа Саваофа, сидяща на престоле высоце и превознесенне499 , говорит: «Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сый над всеми Отец»500. Но несравненно более Бог Отец открыл Себя для нашего познания в Сыне Своем, Который сказал иудеям: Аз и Отец едино есма501. Св. Иоанн Златоуст, объясняя эти слова Господа, от Его лица говорит: «Я не иное что, а то же, что Отец, только пребываю Сыном; и Отец не иное что, а то же, что Я, только пребывает Отцом. И кто познал Меня, тот познал и Отца, уразумел и Сына»502. Ту же мысль об открытии Божественного Отца в Сыне Своем Господь выразил и в словах, сказанных Им Его ученикам: Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо. И отсель познасте Его, и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал ecu Мене, Филиппе, видевый Мене виде Отца; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? He веруети ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть; аще ли же ни, за та дела веру имите Ми 503 .

В Священном Писании мы находим и свидетельства, из коих видно, что открывал Бог Отец и Своего Божественного Сына. Евангелие сообщает нам, что во время крещения нашего Господа от Иоанна и во время преображения на горе Фаворе, был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих 504 . К этим свидетельствам надо отнести и голос Божественного Отца, выраженный в словах: и прославих, и паки прославлю, как Ответ на молитву Сына: Отче! спаси Мя от часа сего! Но сего ради приидох на час сей. Отче! прослави имя Твое 505 . Из того же Евангелия мы знаем, что, в ответ на исповедание Ап. Петра, Господь сказал ему: блажен ecu Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех506.

Таким образом, в предшествующих евангельских словах говорится, что Сам Бог Отец посредством гласа при крещении и преображении Сына дал о Нем Свое откровение; а в последних словах Евангелия мы видим свидетельство Самого Сына касательно откровения о Нем, данного Ап. Петру от Божественного Отца. Поэтому св. Иоанн Златоуст, объясняя означенный текст, говорит, что здесь «Отец даровал Петру откровение о Сыне»507.

Что Бог Отец открывал людям и Духа Святаго, об этом свидетельствует то же самое Священное Писание. Из него мы знаем, что Дух Святый изливался на пророков, открываясь в них Своими дарами ведения, прозрения будущего и совершения великих знамений и чудес. Но сей Дух исходит от Отца. Он Его посылал избранным рабам Своим, а лучше сказать, посылал Его чрез Сына Своего, ибо по словам св. Афанасия Великого, основанным на Апостольском учении508, Отец все делает чрез Сына в Духе Святом509. Тот же великий св. отец Церкви, имея в виду слова Божественного Писания (Исх. 33:1–2, 15, 17; Ис. 63:11–12) говорит, что Дух Святый был послан от Отца предводительствовать народу еврейскому в пустыне по ходатайству Моисея, который не желал, чтобы это предводительство было вручено от Бога даже Ангелу, дабы не было обоготворения твари. Поэтому «Сам Бог, – по словам св. Афанасия, – чрез Слово в Духе предводительствовал народом... Когда с народом был Дух, тогда в Духе чрез Сына был с ним Бог»510. Но особенными поразительными действиями в спасении и обновлении людей открыл Господь Духа Святаго в новозаветной жизни, о чем предсказывал пророк Иоиль словами: Излию от Духа Моего на всяку плоть511, и пророк Иезекииль, говоря: и дам вам сердце новое и Дух новый вложу внутрь вас; и возьму сердце каменное из плоти вашей и дам вам сердце плотяное512. Это дивное откровение Божественным Отцом Духа Святаго во всей полноте и осуществилось, когда на Апостолов в 50-й день после воскресения Христова нисшел Дух Святый. Но и здесь Господь являет нам Духа Святаго чрез Сына Своего, или – Дух Святый посылается Сыном от Отца, почему Господь и сказал: И Аз умолю Отца, и Иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век513 . Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит514.

Таким образом, ни в Священном Писании, ни в святоотеческом учении мы не можем найти никакого даже намека в пользу о. Булгакова для обоснования его наименования Софии Божественным началом, чрез которое будто бы открываются нам все три Божественные Ипостаси. Таким началом может быть один только Бог.

Да и как может быть иначе? Чтобы сообщить людям откровение о Божестве, надо прежде всего иметь познание о Божестве и притом познание совершенное. Но кто же, кроме Бога, может иметь такое познание? Не даром Апостол Павел в первом своем послании к Коринфянам говорит: Нам же Бог открыл есть Духом Своим. Божия никтоже весть, точию Дух Божий515. А Сам Господь Спаситель наш сказал: никтоже весть, кто есть Сын токмо Отец, и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыти 516 . Объясняя эти последние слова Христа, св. Иоанн Златоуст говорит: «не чрез другого кого можно познать Сына, как только чрез Самого Отца; и не чрез другого кого можно познать Отца, как только чрез Сына»517.

Следовательно, не София, о которой учат о. о. Булгаков и Флоренский, открывает нам все три Божественные Ипостаси, а Сами Божественные Ипостаси и никто более открывают Себя и взаимно друг друга для нашего познания. Вот почему св. Василий Великий, имея в виду только что приведенные слова Апостола и Христа, говорит: «Итак, смотри, то Отец открывает Сына, то Сын – Отца, то Дух равно – Сына и Отца. Посему все Божество явлено тебе и призывается то во Отце, то в Сыне и Духе518.

* * *

417

«Столп и утверждение истины», стр. 348–349.

421

Mф. 19:17.

432

Беседы св. Иоанна Зл. на евангелие св. Апост. Иоанна Богослова. Бес. 32-я, стр. 205–207.

433

Апокал. 1:8; 22:13.

434

Духовн. беседы, послания и слова преп. Макария Египетск. Беседа 3-я, стр. 20.

435

Ibid., Послание, стр. 326.

436

Ibid., Беседа 47-я, стр. 304.

437

Доброт. т. II, «О трезвении и молитве», стр. 174.

438

Слова Симеона Нов. Богосл., т. I-ый, слово 18-е, стр. 153. Сравни слово 37-е, стр. 289.

439

Ibid., слово 23-е, стр. 197; сравни слово 26-е, стр. 219.

440

Ibid, слово 25-е, стр. 211.

441

Ibid., слово 39, стр. 296.

442

Духовн. Беседы преп. Макария Великого. Беседа 1-я, стр. 11–12; Слова преп. Симеона Н, Б., т. I, слово 11-е, стр. 101, 219.

444

Слова св. Симеоиа Н. Б., т. I, слово 52-е, стр. 447–448.

445

Беседы преп. Макария В. Бес. 39, стр. 267.

448

Слова св. Симеона Н. Б., т. I, слово 11-е, стр. 101.

449

Ibid., Слово 18-е, стр. 156. Сравни слово 21-е, стр. 173, слово 26-е, стр. 219; слово 30-е, стр. 239; слово 49-е, стр. 410–411.

450

Ibid, т. I, слово 23-е, стр. 195. Сравни т. II, сл. 87-е, стр. 445; Дух. беседы пр. Макария В. Бес. 24-я, стр. 184.

451

Дух. беседы. пр. Макария Вел. Бес. 30-я, стр. 231.

452

Выше преп. Симеон Н. Б. побуждал провождать жизнь в покаянии и сокрушении.

453

Слова св. Симеона Н. Б. т. II, слово 66-е, стр. 200–202. Сравни стр. 208.

454

Ibid, т. II, слово 81-е, стр. 357.

455

Добротолюбие, т. I, стр. 479–480.

456

Дух. Бес. преп. Макария Вел. Бес. 24, стр. 182.

459

Твор. св. Афанасия Вел. ч. II, стр. 456.

460

Твор. св. Григория Бог. т. II, стр. 30.

461

Ibid., стр. 19–20.

462

Ibid., стр. 39.

463

Добротолюбие, т. IV. Москва. 1889. Стр. 102.

464

Твор. бл. Августина, ч. 7-я, изд. 2-ое. Киев, 1912 год. Стр. 93.

465

Творения св. Василия Вел., ч. IV, стр. 327. Св. Троице-Сергиев. Лавра, 1901 г.

477

Mф. 28:19.

478

Твор. св. Афанасия Вел. ч. I «Слово о воплощении Бога-Слова», стр. 215; сравни ibid. стр. 209–211.

479

Ibid., стр. 214; сравни ibid. стр. 211.

480

Ibid., ч. III, стр. 63.

484

Св. Симеон Н. Б., т. II, стр. 70.

487

Ин. 14:20. св. Симеон Н. Б. т. II, стр. 71.

490

Твор. св. Афан. В., ч. III, стр. 264–265.

491

Св. Симеон Н. Б., т. II, стр. 121.

492

Творения св. Григория Богосл., т. II, стр. 22.

493

Ibid., т. I, стр. 460; сравни ibid. стр. 581–582.

494

Твор. св. Афанасия Вел., ч. III, к Серапиону еп. Тмуйскому, послание первое, стр. 29.

495

Ibid., стр. 48.

496

Слова Симеона Н. Б., т. II, слово 61-е, стр. 98.

498

Твор. еп. Афанасия Вел. ч. III. О явлении во плоти Бога Слова и против Ариан», стр. 270.

500

Твор. св. Васнлия Вел. ч. III, кн. 5-я. О Духе Святом; стр. 188. Москва, 1846 г.

502

Беседы св. Иоанна Злат. на Еванг. от Ин.; бес. 51, стр. 408.

504

Mф. 3:17; 17:5.

506

Mф. 16:17.

507

Твор. св. И. Златоуста. Т. VII, бес. 44, стр. 555.

509

Твор. св. Афанасия Вел., часть III, стр. 41.

510

Твор. св. Афанасия Вел., часть III, к Серапиону еп. Тмуйскому послание первое, стр. 20–21.

517

И. Златоуста, т. VII, бес. 44, стр. 554.

518

Твор. св. Василия Вел., ч. III, стр. 215.


Источник: Новое учение о Софии- премудрости Божией / архиеп. Серафим Соболев. – (Репринтное издание 1935 г.) / Изд.: Св.-Троицкiй Монастырь, Джорданвиллъ, Н.I. США 1993. – 525 с. ISBN 0-88465-054-5

Комментарии для сайта Cackle