Источник

Петр Могила

Петр Могила, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Каталоге Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочестивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Константинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофимович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Греко-российского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владели Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхого. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел. А также возобновил и Десятинную при Киевских Вратах Владимирову Церковь, засыпанную уже развалинами. Потом первое внимание обратил он на усовершение Киевских Училищ, которым основание положено было еще с 1620 г. Грамотами Феофана Иерусалимского, возвращавшегося тогда из Москвы через Киев на Восток; но за разными препятствиями и разорениями Киева от неприятельских нашествий, заведение сие не имело успеха. Петр (Могила) дал оному новое и прочнейшее основание в 1631 г., бывши еще Архимандритом; а в совершенство привел оное, уже будучи Митрополитом; и потому-то Академия Киевская долго именовалась Киево-Могилянскою, и сам он в Завещании своем назвал ее единственным своим залогом (Collegium unicum pignus meum). Он завел там полные классы до философии и богословия на латинском, польском и малороссийском языках; испросил в 1633 г. от Польского Короля и всей Речи Посполитой особенную привилегию сей Академии на заведение при ней и типографии; посылал на образование к Учительской должности молодых Монахов и Студентов в Львовскую Академию и другие иностранные Училища; для содержания их и учащихся уступил Академии многие Митрополичьи вотчины; подарил свою библиотеку и не щадил никаких иждивений и трудов.

Киевская Академия, памятуя все сии благодеяния его, после по его же завещанию уставила ежегодно в день его кончины, по отпетии Малой Вечерни, собираться учащим и учащимся на Большую Соборную Панихиду и говорить в похвалу ему Слово над гробом его, в большой Печерской Церкви за левым крылосом между столпами находящимся. Другое попечение Петра Могилы было о искоренении вкравшихся в Малороссийские Церкви от Запада развратных мнений и о снабжении Духовенства исправными Богослужебными книгами, а особливо касающимися до Исповедания Веры и Обрядов. Ибо Католики и Униаты тогда портили книги таковые, и самые оные подлинно издавали под видом православных.

В самый первый год своего Архимандритства, 1629, он издал Литургиарион, си есть Служебник от Литургий Св. Василия, Иоанна Златоустого и преждеосвященных и служений Иерейских и Диаконских повседневных нощных же и дневных в сем содержимых реченный. В Предисловии к сему Служебнику, которое сочинил Тарасий Земка, Проповедник и Справщик типографии Киево-Печерской, сказано между прочим, что Петр Могила после исправления сего Служебника обещался вскоре и Толкование Литургии приложить, и что над сим начал он уже трудиться, – но сие сочинение осталось не изданным. Ибо, вступив на Митрополию Киевскую, он занялся больше изданием Догматических книг.

На сей конец созвал он в Киеве Собор подвластных себе Малороссийских Епископов с прочими Духовными и, с 8 Сентября 1640 г. открывши оный, 10 дней продолжал Заседания, на которых слушан был Катехизис, сочиненный Киево-Николаевского Монастыря Игуменом Исаиею Трофимовичем Козловским, и предлагаемы были разные вопросы, до обрядов, мнений и обыкновений Церковных касающиеся, а в заключении определено послать в следующий Пост к Патриарху Константинопольскому все положения сего Собора на рассмотрение. К сожалению, до нас не дошли и, вероятно, совсем потеряны или врагами Церкви истреблены подлинные деяния Собора сего; а только два правила оного, 26-е о погребальной Процессии и о Литии, или Процессии около Церкви, и 66-е о погребении священников и о памяти по них, известны нам из Требника самого Петра Могилы, часть 1, стр. 546 и 751, и еще одно Правило о состоянии душ по смерти приведено в книге Иоанникия Галятовского, напечатанной в Чернигове 1687 г. под названием Души людей умерших, лист 24. Но краткое описание всех Соборных сих Заседаний, и некоторых постановлений, с 8 до 18 Сентября продолжавшихся, сделано (с злобною однако же критикой) Униатским Архимандритом Дерманского Монастыря Яном Дубовичем и напечатано в Варшаве 1641 г. на польском языке под русским заглавием: Собор Киевский Схизматицкий, Митрополитом Петром Могилою составлений и совершенный 1640 г. и проч., а вторично издано 1642 г. отступником Кассианом Саковичем. Иерусалимский Патриарх Нектарий, в предисловии к книге Православное Исповедание, свидетельствует, что на сем же Соборе составлена была, или по крайней мере, положено было составить сию книгу и послать на рассмотрение Константинопольской Церкви; а сочинителем оныя Нектарий и Московский Патриарх Адриан в Предисловии своем к ней именуют самого Петра Могилу. Сию книгу на простом греческом и латинском языке послал он с тремя Депутатами своими (Ректором Киевской Академии Исаиею Трофимовичем Козловским, Иосифом Кононовичем Горбацким и Игнатием Оксеновичем Старушичем) на бывший в 1643 г. со стороны Константинопольского Патриарха и Киевского Духовенства в Молдавском городе Яссах, по прошению Господаря Молдавского Иоанна Васильевича, Собор на Кальвинистов, и на семь-то Соборе она Константинопольскими Депутатами рассмотрена, исправлена, одобрена и для конечного утверждения послана к Восточным Патриархам. Но Петр (Могила) не мог дождаться возвращения ее к себе и в 1645 г. напечатал в Киеве на польском и польско-русском языке и вторично в 1646 г. во Львове только Краткий Катехизис, в Предисловии коего обещал вскоре издать и подробнейшее изложение Веры, разумея под сим вышеупомянутую книгу; а в 1646 г. издал там же Большой Требник в лист с присовокуплением разных Священству наставлений Богословских, Казуистических и Обрядных. Но в том же 1646 г. Декабря 31, в ночь под новый год, скончался.

После него Малый Катехизис его перепечатан в Москве 1649 г. в 4 долю листа при Патриархе Иосифе, с поправками по тогдашнему образу мыслей и с переводом польско-русских слов на полях; а книга его православного исповедания долго странствовала по Востоку и неизвестна была России. Бывший при Оттоманском Дворе главным Переводчиком из греков, Никузий-Панагиот, в 1662 г. издал оную на одном греческом языке в Амстердаме, в 8 долю листа, для раздачи даром единоверцам своим на Востоке. Потом по повелению Константинопольского Патриарха Дионисия вторично с сего издания напечатана она была в Голландии же 1672 г., а после Лаврентий Норманн, бывший Упсальский профессор и потом Епископ Готенбургский, перевел оную на латинский язык, и перевод свой вместе с греческим подлинником напечатал в Лейпциге 1695 г. в 8 долю листа, присовокупив свое Предисловие о важности, сочинителях и различных изданиях сей книги. С голландского издания переведена она с позволения Иоакима, Патриарха Московского, в 1685 г. на славянский язык в Московском Чудове Монастыре, и по просьбе Киевского Митрополита Варлаама Ясинского напечатана Патриархом Адрианом в Москве 1696 г. в лист, с присовокуплением двух Слов Иоанна Дамаскина о почитании Святых Икон; потом опять в Москве 1702 г. в 8 долю листа, в Киеве 1712 г. в 4 долю листа, в Чернигове 1715 г. и С.-Петербурге 1717 и 1772 гг. в 4 долю листа и после многократно в разных местах. В 1769 г. Московского Архангельского Собора Протоиерей Петр Алексеев напечатал оную в Москве для университетских питомцев гражданскими буквами в 8 долю листа с Историческими, географическими, Догматическими и Словесными примечаниями; но такими примечаниями объяснена им только 1-я часть сей книги. Между тем в Бухаресте она еще издана была на одном греческом языке 1699 г. Леонард Фриш, переведши ее на немецкий язык, издал в Берлине 1727 г. в 4 долю листа, а Карл Готтлоб, соединив греческий подлинник с латинским Норманновым и Немецким Фришевым переводом, напечатал в Бреславле 1751 г. в 8 долю листа и приложил вместо Предисловия Историю Российского Катехизиса. Вышеупомянутый же Протоиерей Петр Алексеев, присовокупив к сему Гофманнову изданию 4-й славенский текст, начал было с 1781 г. печатать все оные 4 части вместе в Москве; но напечатал только одну часть 1-ю и 30 Вопросов 2-й части; а дальше издание остановлено за некоторые смелые присовокупления примечания. Подробнее о сей книге см. Рассуждение о Книге, именуемой Православное Исповедание Веры, читанное в Александро-Невской Академии 25 Января 1804 г., Кандидатом Богословия, Алексеем Болховским, и того же года напечатанное при Св. Синоде в С.-Петербурге в 4 долю листа.

Кроме вышеупомянутых сочинений, Петр Могила предпринял было перевести и издать на славянском языке Жития Святых, сочиненные Симеоном Метафрастом; но не успел и начать сего труда. К Патерику Печерскому сочинил он Предисловие; а из Поучений его напечатано одно в Киеве 1632 г. О Кресте Христове и каждого человека, в 4 долю листа. Татищев, в своей Российской Истории, часть 1, стр. 33, а ему последуя и другие, упоминают еще и о сочиненной им Российской Истории, или Летописи, находящейся якобы в Киеве за его подписанием. Но она доныне еще не известна свету. Есть еще его книга, сочиненная 1642 г. под названием Лифос или Камень с пращи истинны Церкви Святой Православной России, на сокрушение ложнопомраченной перспективы, или безместного оболгания, от Кассияна Саковича и проч., сию книгу издал Могила под именем Евсевия Пимина, 1644 г. в Киеве.

Тредьяковский, в своем Рассуждении о древнем, среднем и новом Российском Стихотворении, полагает Петра Могилу начальником среднего Российского Стихотворения, то есть Силлабической Просодии с рифмами, состоящей в счете только слогов без скансии, по примеру Польской. Таковых стихов много сочинил на разные случаи и к разным книгам сам Петр Могила. Но подобные им стихи Малороссиянами писаны были гораздо прежде его.


Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / Митрополит Евгений (Болховитинов); [Подгот. текста, сост. и предисл. П. В. Калитина]. - М. : АО "Рус. двор" ; Сергиев-Посад : Паломник, 2002. - 406, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle