Источник

Благовещение Пресвятой Богородицы

25 марта / 7 апреля

Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын Человечь бывает.

Стихира на Господи воззвах

Благовещение Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия Иисуса Христа было началом нашего спасения, а завершением его является Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Тайна Воплощения Сына Божия в течение тысячелетий была сокрыта от человека. Все ждали этого величайшего события, но никто из смертных не мог постигнуть этой тайны.

И только особые избранники Божии – пророки по вдохновению от Духа Святого предугадывали духовное возрождение человечества через искупительную жертву Крестную смерть и Воскресение Сына Божия, воплотившегося от Девы.

Сама Пресвятая Дева Мария вопрошает Архангела: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк.1:34). Безмужное зачатие Сына и для Нее было сверхъестественным, недоступным для человеческого понимания актом.

И когда Архангел Гавриил, ободряя смутившуюся Деву, возвещает Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» (Лк.1:35). Она смиренно отвечает: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38).

С момента сверхъестественного зачатия Сына Божия начинается ряд чудесных явлений, которые Матерь Божия слагает в сердце Своем. Обрадованная благовестием Архангела Гавриила Пресвятая Дева спешит к Своей родственнице Елизавете, чтобы поделиться с нею своею радостью, и слышит от нее необычное приветствие: «И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Шестимесячный младенец взыграл во чреве ее, и исполненная Духа Святого Елизавета восклицает: «Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» (Лк.1:45).

В состоянии духовного восторга Пресвятая Дева говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вcu роди» (Лк.1:46–48).

Что переживала Пресвятая Дева Мария, нося во чреве Своем Сына и Бога Своего? Кто из нас, смертных людей, может хотя бы отчасти понять тот духовный восторг, то неизреченное блаженство, в котором пребывала Пречистая Богородица в период ношения во чреве Своем Божественного Младенца?

Не только мы, грешные люди, но и высшие чины Ангельские: Херувимы и Серафимы не могут достигнуть той высоты, на которую возведена была Пресвятая Дева, как Матерь Божия, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим.

Но если блаженное состояние Матери Божией недосягаемо для нас, то и страдания Ее при Кресте возлюбленного Сына Ее бесконечно превосходят человеческие страдания, зато и радость Воскресения Христова из мертвых была для Нее несравнима ни с какою земною человеческою радостью. Мы же можем только благоговеть перед величием Пресвятой Девы и ублажать Ее, как Матерь Божию, высшую всех небесных Сил бесплотных.

Так из века в век, из поколения в поколение оправдывается песнь Богородицы: «Се бо отныне ублажат Мя вcu роди».

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает.

Тропарь праздника

Среди палестинских городов есть небольшое селение, называемое на арабском языке «Назира». Это бывший город Назарет.

По свидетельству блаженного Иеронима, в Назарете, на том самом месте, где Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира, был построен в IV веке храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В настоящее время храм принадлежит католическому монастырю, обнесенному высокими стенами.

Назаретский храм поражает своим великолепием и роскошью. Его стены и пол обложены мрамором. Главный престол его возвышается на семнадцать ступеней. Над престолом помещен большой образ Благовещения Божией Матери.

Под этим храмом находится жилище Пресвятой Девы Марии. Оно примыкает к уступу скалы и состоит из трех небольших комнат. Чтобы пройти в это помещение, нужно опуститься вниз по нескольким мраморным ступеням.

Под сводом храма устроен католический престол, перед которым постоянно горит несколько богатых лампад. На престоле и вокруг престола красуются вазы с белыми лилиями.

В правой стороне устроен престол в честь святой Анны, матери Пресвятой Девы, а слева святой Еленой поставлены две мраморные колонны на тех местах, где предстал Архангел Гавриил и стояла Дева Мария во время Благовещения.

Всегда в день Благовещения в Назаретском храме совершается торжественная Божественная Литургия при огромном стечении богомольцев – как местных жителей, так и благочестивых христиан всего мира.

Двадцать столетий прошло с того дня, когда с небесных кругов слетел Архангел Гавриил, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии о Воплощении от Нее Сына Божия, о начале спасения рода человеческого, и вещественными памятниками этого величайшего исторического события остаются до настоящего дня и останутся на вечные времена святой город Назарет и в особенности те места, которые были освящены жизнью и деятельностью Пресвятой Богородицы и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Из рода в род, из поколения в поколение природные памятники великих событий Домостроительства Божия остаются вечными неподкупными свидетелями проявившейся тайны Божией о спасении человечества через Воплощение Сына Божия от Девы Марии.

Пусть люди неверующие для собственного успокоения говорят, что Бога нет, пусть безбожники не признают Христа исторической личностью, не верят свидетельству святых евангелистов и апостолов, непосредственных очевидцев и постоянных спутников Христа.

Благодать, благовествуемая Архангелом Гавриилом, не коснулась их ожесточившихся сердец, и никакие свидетельства для них не обязательны.

Но в таком случае против них «камение возопиет» (Лк.19:40), – те самые камни, из которых построены жилища Пресвятой Девы Марии и Спасителя нашего Иисуса Христа в Назарете, сохранившиеся до нашего времени в своем первоначальном виде.

История мировых событий пишется не только пером современников. Сама природа увековечивает память об этих событиях.

Вещественные памятники навсегда остаются верными и неопровержимыми, хотя и немыми, свидетелями истинности и действительности всех новозаветных событий из жизни как Пресвятой Девы Марии, так и родившегося от Нее по наитию Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа.

Не подлежит никакому сомнению тот исторический факт, что в день Благовещения Пресвятой Девы Марии положено начало нашего спасения, что и утверждает Православная Церковь в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».


Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Комментарии для сайта Cackle