Источник

IV. Настоящее состояние Обители

А) Храмы и другие здания

В Коренной Пустыне в настоящее время две церкви каменные, двупрестольные.

1) Соборная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, холодная с приделом во имя Св. Иоанна Предтечи Господня в ряд с настоящей, с левой стороны, а в симметрии с этим приделом вместо иконостаса устроено особое место для помещения чудотворной иконы Знамения Божией Матери на время её нахождения в сей обители.

История Храма: Нынешний храм уже четвертый на сем месте, со времени существования обители. Первый деревянный построен в 1597 году иждивением царя и великого князя Федора Иоанновича; он сожжен в 1611 году во время нахождения на Курскую область Крымских татар; второй деревянный же храм построен уже, по миновании «Литовского нашествия» настоятелем разоренной Коренной Пустыни, Игуменом Иосифом, который в 1613 г. сделан настоятелем (вновь устроенного для Чудотворной иконы в городе Курске) Курского Рождественского монастыря; церковь эта освящена в 1618 году, и как надобно полагать, в том же году был первый крестный ход с Чудотворной иконой, (тогда только что возвращённой из Москвы в Курск) из Курского Богородицкого монастыря в Пустынь, на место оной явления; чем положено начало сему благочестивому обычаю продолжающемуся до ныне, а также и начало Коренной ярмарке.

Первый каменный храм с такою же трапезой и колокольней был построен в 1703 году, коштом строителя из дворян монаха Боголепа Сухачева, при архимандрите Пимене; освящен по благословению Преосвященнаго Авраамия, Митрополита Белградского и Обоянскаго. Простоял до 1852 года; а в сем году 1 июня при архимандрите Палладии II заложен нынешний соборный храм, который приведен к окончанию при архимандрите Серафиме и освящен в 1860 году: придел 15 мая, а настоящий 5 июня того же года Преосвященным Илиодором Архиепископом Курским и Белградскимским.

Наружный вид Храма: выше было замечено, что храм по своему наружному виду имеет сходство с Благовещенской (конногвардейской) церковью в С.-Петербурге и следовательно принадлежит к тому стилю церковной архитектуры, который называется Византийской-Русским или по имени талантливого академика архитектора, создавшего несколько подобного стиля храмов в северной столице, Тоновским.

Местность, на которой стоит храм имеет покатость от запада к востоку и потому низкий (подвальный) этаж его с алтарной стороны представляет отдельное помещение весьма удобное к устройству нижнего храма; вход в него устроен под высокими рундуками (крыльцами) ведущими в настоящую церковь. Каждая из трех сторон высокого квадрата храма оканчивается вверху под крышей тремя остроугольными Фронтонами, из которых средний несколько возвышен. С западной стороны во всю ширину храма пристроена к нему паперть также троечастная низкая: в среднем отделении вход, а в боковых каменные палатки: правая теплая, в которой помещается комната для неусыпного чтения Псалтири и братская келья, а левая для продажи просфор. С северной и южной сторон высокие рундуки, на южной с прямым, на северной с боковыми сходами.

Во внешних орнаментах всех трёх сторон соблюдена та же троечастность: как в размещении связных пилястр, так и окон, которых на каждой стороне по три: одно над дверями двойное Итальянское, и два по сторонам дверей одинакие с духовыми перемычками и разрывными сандриками.

Над квадратом храма осьмигранный трибун или фонарь высокий на двухъярусном атаблементе с пилястрами но углам, освещен 8 двойными узкими окнами; верхний карниз его оканчивается кокошниками: накрыт осьмигранным же шатром с фальшивыми голосниками. На верху шатра, на небольшой каменной же шее утверждена грушевидная глава: как шатер так и глава покрыты белым железом, глава увенчана золочёным крестом с яблоком у подножия. По сторонам главного трибуна, четыре меньшие, точно такой же формы на квадратных двухъярусных подставах, с шатровыми главками и крестом.

Внутри храма, по древнему обыкновению, соблюдено тоже троечастное разделение: посредством двух рядов массивных квадратных колонн, на коих опираются своды: 4 внутри храма, две в алтаре, а две в трапезе; алтарь также троечастный полукруглый; среднее отделение освещается тремя окнами (среднее заложено), а боковые (из коих в левом придельный алтарь, а в правом палатка для ризниц), каждое имеет два окна.

Солея возвышена на 4 ступени и отделена от средины храма железной решеткой.

Иконостас перенесен из прежнего соборного храма; он двух ярусный, резьба наложена по золотому полю: украшен золотыми колоннами.

За столбами закрывающими клироса устроены два высоких киота, украшенные по зеленому полю золочеными колоннами и резьбой2625; в одном из этих киотов, правом, помещается храмовая икона Рождества Богородицы в серебрено-позлащенном окладе, а в другом икона Казанской Божией Матери в позлащенно же окладе, риза и убрус низаны жемчугом и украшены камнями, местночтимая, по бывшим от нее исцелениям. По монастырскому преданию, она стояла сперва на монастырской кухне, а после совершившегося по молитве пред ней чудесного исцеления больного ногами послушника, помещена в церковной трапезе и наконец поставлена на нынешнее свое место.

В симметрию с левым приделом устроено в одной линии с иконостасами особое место для Чудотворной иконы Знамения Божией Матери, также в виде иконостаса, который по серебреному полю украшен золочеными колоннами и резьбой. Икона помещена в нем в особенном позолоченном киоте, за стеклом, по сторонам занавес, а снизу привешена пелена. Над нею в арке резное изображение Св. Духа с сиянием.

Перед иконою устроена возвышенная площадка, обведена перилами (на равне с нижним краем местных икон) на которую всходят для того, дабы приложиться к иконе с двух сторон по деревянным лесенкам, (по одной всходят, по другой сходят), для избежания тесноты.

Стены храма внутри местами расписаны: над боковыми окнами священныя изображения Евангельских притчей, в трибуне между окнами в простенках также 8 изображений. На восточной стороне: коронование Божией Матери, на других 7 ангельских чинов, в замках сводов 4 евангелиста с их символическими знаками. Местные иконы Спасителя и Божией Матери большого размера в серебренных ризах, венцы сребро-позлащенные гладкие, убраны разноцветными камнями. На месте храмоваго образа Феодоровской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе, убрус низан жемчугом, на ризе вычеканена надпись: «1757 года сей Св. Образ списан с чудотворного образа Св. Богородицы нарицаемый Феодоровской явися ….. »; икона вставлена в золоченую дску равную по размерам величине местных икон, на полях коей в клеймах изображены разные святые; на ней внизу надпись: «Сооружен сей образ иждивением секунд-майора Матвея Васильева Мужланова, и тщанием супруги его Анны Ивановой в 1796 году, 12 апреля»2726.

В приделе Св. Иоанна Предтечи Господня местные иконы в серебреных же ризах с сребропозлащенными венцами. Храмовой образ Св. Иоанна Предтечи Господня, в золоченой рельефной в виде оклада дске. Внизу ея в клейме надпись: «Сей образ написася 1797 года, месяца Февруария 25 дня иждивением Коренного монастыря монахов ....(имена заглажены).

В алтаре настоящей церкви запрестольный образ большого размера, на котором изображено распятие Господне с предстоящими. А в придельном алтаре образ Спасителя стоящего, а по сторонам его внизу группа коленопреклоненных апостолов, оклад серебреный, а на Спасителе риза и венец позолоченные, на полях большие камни жёлтого цвета в гнёздах, на нижнем поле вычеканена надпись: «Тщанием и усердием Александры и Марфы Веревкиных»; клеймо 1813 года.

Чудотворная икона Знамения Божией Матери, (мерою: в вышину 9, а в ширину 6 вершков), как известно, бывает ныне лишь временно на месте своего первоначального явления и в это время помещается в вышеупомянутом боковом, нарочно для сего устроенном в виде иконостаса месте.

Заимствуем описание сей иконы и бывших на ней царских украшений, из старинной описи Курского Знаменского монастыря 1667 года.

Образ местной осмилистовой, Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Знамения, Чудотворной иконы, по искони вечному нарицанию Курская, на полях написан образ Господа Саваофа со пророки. У того чудотворного образа Пречистой Богородицы украшения: венец золот чеканный, в венце в челе камень яхонт лазорев, по сторонам два камени яхонты ж красные; у товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы в челе жемчугу 34 зерна бурмицких, а около венца жемчугу 63 зерна, да ожерелье жемчужное низано по атласу; усерязи золотые, а в них в гнёздах два камени небольшие бирюзы, около усерязей 16 жемчужных зерен; две рязы жемчужные, а в них во шти (в 6-ти) плетенках в каменья место 9 прокладец, серебренных позлочены, тощие; у товож образа 3. П. Б. у предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа венец золот чеканный.

У товож образа Пресвятыя Богородицы поля обложены золотом резным с чернью, а около тех золотых пол, на краях, жемчугу 121 зерно; на придельных полях товож Чудотворного образа Пресвятой Богородицы около Господа Саваофа и пророков оклад серебряный резной позлачен, около тех резных пол, жемчугу 254 зерна, а около всего образа приделанных около края полях, оклад серебряный чеканный позлачен; а около тех от крайних пол со всех четырёх сторон по краям, жемчугу 80 зёрен.

У товож чудотворного образа Пресвятыя Богородицы гривна золотая чеканная, а в той гривне в гнёздах пять камней яхонтов червлёных, да шесть бирюз лазоревых небольшие; а по сторонам в той гривне и около тех гнезд каменья бирюзы лазоревые мелкие ж, да жемчужин, по конец те гривны проборцы серебреные позлочены; к той гривне устроена гривна серебреная резная позлачена, две гривны серебреные ж басменные, три цаты золотые, а на цатах каменья 30 бирюз средних, 36 бирюз мелких, 13 камней червчетых.

К той же золотой гривне устроено прикладу: крест мерой вдоль 2-х вершков, поперег и в толщину в ¼ вершка, аспидный зеленый, по концам обложен серебром, да крест серебряный мерою вдоль 1 ½ вершка, а в нем три камени, да четыре зерна жемчугу; четыре креста серебреных позлочены; а на них по четыре зерна жемчужных, 11 крестов серебреных позлаченыж, икона серебреная круглая мерой в золотой, на ней образ Пресвятой Богородицы, 16 золотых, 100 копеек серебреные позлачены, 12 шелегов Литовских позлаченых.

У товож чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, три креста аспидных обложены серебром позлачены; да крест аспидный в ½ вершка, обложен серебром, 4 креста серебреных, 10 крестов серебреных позлаченых.

У товож чудотворного образа Пресвятыя Богородицы серьги серебреные позлачены с каменьем, на них жемчугу 30 зёрен.

А устроен тот чудотворный образ Пресвятой Богородицы в киоте деревянном четвероугольном, у киота на створех написано образы: Благовещение Пречистыя Богородицы, Рождества Пречистой Богородицы, Введение во Храм Пречистыя Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, да 8 лиц разных святых; на тех створех поля обложены басменным серебром позлочены; а покрыт тот киот и створ барановой красной кожей.

А построен тот чудотворный Образ Пречистыя Богородицы с малым киотом в большой киот; а в главе тово большого киота написано: отчество, на главе того киота крест древян.

У товож чудотворного образа пелена атлас червчат мерой 7 вершков, а потому атласу крест сделан кованым серебром 32 плащика позлочены, около тово креста в над венце устроено гнездами 44 плащика серебреные же позлащены, и около тово креста копие, трость и слова; и около тое пелены низано жемчугом, а поля у тое пелены обложены атласом вишневым.

А то украшение у чудотворного образа Пречистыя Богородицы, честного и славнаго ея Знамения нарицаемаго Курская: золотые и серебреные оклады и каменья и утварь жемчужня и пелена жалованные блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича всея Руси и его Государя Благоверной Царицы и Великой княгини Ирины Федоровны. У товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы украшение убрусец шелков, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси, благоверной и Христолюбивой Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукьяновны».

В настоящее время в Коренной Пустыне для чудотворного образа Пречистыя Богородицы во время его пребывания в сей Пустыни, имеются два оклада или ризы старая и новая; 1) Оклад сребропозлащенный, чеканный с травами; изображение Божией Матери отделено от полей, на которых изображены Пророки, четвероугольною прокладкой из крупных бурмицких зёрен, по углам коей вставлены аметисты осыпанные бирюзами. Венец украшен сиянием из страз; на венце корона из страз же, убранная драгоценными бриллиантами, розами, изумрудами и рубинами. На убрусе вокруг лика, обниз из крупных бурмицких зёрен, риза на Богоматери из жемчуга разной величины: поручи украшены цветными камушками и от одной поручи до другой дугообразная прокладка из крупных страз. На пророках венец с сиянием из страз, а по сторонам ветки из мелкого жемчуга. Поля иконы убраны крупными простыми цветными камнями в серебреных гнёздах; 2) Оклад сребропозлащенный; на изображении Божией Матери с Предвечным Младенцем, риза и убрус вышиты жемчугом и от воздетых горе рук, по одежде сделан, дугообразный пробор из крупных бурмицких зёрен, венцы с короной из страз; настоящее изображение Божией Матери обрамлено (от полей) четвероугольно жемчугом, между которым вставлены разноцветные камни в сребропозлащенных гнёздах.

На полях над Господом Саваофом венец из страз, ниже изображение Духа Святаго из страз же, на пророках венцы из страз и разноцветных камней.

В монастыре имеются две точные копии с чудотворной иконы: одна видимо древняя (XVII столетия); дска кипарисная, риза серебреная вызолоченная, чеканной работы и во многих местах вынизана мелким жемчугом, а в средине (между полями и изображением Божией Матери) крупным. Сверху над венцем Господа Саваофа серебреная веточка, с бриллиантом и крупные три аметиста, обниз жемчужная. По сторонам венца Божией Матери два большие аметиста, а над венцем крупный бирюзовый камень осыпанный розами, в венце корона украшенная бриллиантами, розами и стразами; в средине яхонт красный, и четыре гнезда из роз и стразов, в коих вставлены аквамарины. Убрус Божией Матери и под ликом у предвечного Младенца обниз крупного жемчуга. Сверх того риза в разных местах украшена мелкими разноцветными камнями, в гнездах. На оной чехол малинового бархата, вышит бусами и бисером.

Монастырское предание утверждает, будто бы это та самая икона (копия с подлинной), которая, как известно, была прислана в 1664 году от Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, в Курский Знаменский монастырь2827; это предание весьма вероятно, ибо в Знаменском монастыре нет иконы, к которой бы относилось упоминаемое событие.

Эта икона, в отсутствие из обители Чудотворной, ставится на её место.

Другая копия с Чудотворной иконы в сребропозлащенной, ризе, также местами украшена жемчугом, а корона в венце разноцветными камнями.

2) Церковь теплая каменная во имя всех Святых, домового расположения в корпусе, который из внутри монастыря двухэтажный, а со вне трёхэтажный; под церковью братская трапеза и кухня; корпус крыт весь железом. Над крышей небольшой глухой трибун также обит железом с главкою и крестом. По мысли Преосвященного Сергия, нынешний настоятель о. Архимандрит Ювеналий, намеревается заменить этот трибун другим осьмигранным одинакового стиля с теми, которые украшают Соборную церковь, что придаёт всем церковным зданиям одинаковый характер.

Длина церкви 39, ширина 19 ¼ арш. Потолок поддерживается двумя рядами круглых деревянных колонн (всех 10-ть).

Местные иконы живописные. Клиросы закрыты высокими старыми киотами; из них в правом образ Казанской Божией Матери, вышиною 6, шириной 6 ¼ вершков, в сребропозлащенном окладе с венцами и корона украшена жемчугом, по углам 4 жёлтых камня обделаны стразами, и на ризе в разных местах между жемчугом простые разноцветные камушки.

За левым клиросом вторая копия с чудотворной иконы Знамения Божией Матери, риза серебрёная с позолотой местами убрана жемчугом, венец и корона украшены разными камнями. С правой стороны в ряд с настоящим небольшой придел во имя Святой Троицы2928, освящен в 1832 году ноября 23 дня Преосвященным Илиодором.

3) Сходы: к нижней церкви во имя Живоносного Источника, построенной, на месте явления чудотворной иконы, ведут с монастырского двора или верхней площади, каменные крытые галлереи или сходы; эти величественные сходы, незабвенный памятник трудов о. Архимандрита Паисия, украшая обитель, придают ей совершенно отличный от других и вид, и характер, напоминая сходы в Киевские пещеры, или здания некоторых прибрежных Афонских монастырей.

Сходы состоят из 8 уступов каменных, покрыты железом; первые два верхние уступа, начинаясь противу южной стороны собора, имеют направление от юга к северу; последующие составляя с ними прямой угол, идут в низ к церкви, по направлению от запада к востоку.

Между двумя верхними уступами внизу арка, в которой устроены ворота ведущие к конному двору и к реке. Все сходы освещены большими итальянскими окнами с мелкими рамами и дугообразными, и перемычками; окна двух первых уступов обращены на восточную сторону, а одно (прямо против входных дверей, на повороте), равно как и окна всех прочих уступов обращены на север; из внутри: своды расписаны альфреско разными узорами; против каждого окна на противоположной стене и стороне, написаны большого, а вверху, над арками, меньшего размера живописные изображения разных обстоятельств сопровождавших явление чудотворной иконы Божией Матери и бывших от оной чудес. Перед этими святыми изображениями всегда, особенно в летнее время, найдёте группы Богомольцев, из которых одни, грамотные, читают надписи, а другие поучаются, наглядно созерцая в этих святых изображениях славу Богоматерней иконы, на поклонение которой пришли они, водимые верою и любовью к Царице Неба и земли.

Всех больших картин, 14: три на западной стене и 11 на южной. Над входными дверями ведущих внутрь покрытой галлереи (сходов) фронтон, a на фронтоне Ангел с трубой. На внутренней лестнице площадка деревянная; всех площадок девять. Вход в самый нижний уступ, составляющий трапезу нижней церкви, через арку, в которой устроены железные решётчатые ворота; далее ещё две железные поперечные решетки с дверцами, за последней Святой кладезь, который ныне уже по средине самой церкви Живоносного Источника и огражден отвсюду крестообразной же решеткой, для удержания напора во время стечения Богомольцев.

4) Нижняя церковь Живоносного Источника, по преданию вторая или даже и третья (после двух деревянных) на этом месте. В описи 1765 года она описана так: «Церковь во имя Пресвятой Богородицы Живоприемного её Источника, каменного здания, под горою внизу, при самой реке Тускори, о двух главах деревянных, из которых одна средняя крашена ярко, на ней железный крест позлащённый с цепми железными, а другая простая (над алтарем) не крашена и крест не позлащен. Построена коштом Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева в 1713 году, при Архимандрите Курского Знаменского монастыря Александре.» Ясным подтверждением этому известию служит собственноручная надпись Фельдмаршала на Евангелии им в эту самую церковь пожертвованном: «Сие Святое Евангелие подано от фельдмаршала Б. П. Шереметьева, в новь построенную от него каменную церковь во имя Живоносного Источника на Святом кладезе, лета 1711, августа в 17 день».

Монастырское предание записанное игуменом Макарием к сему прибавляет, что «Как после знаменитой над Шведами под Полтавой победы Его светлость Фельдмаршал Граф Б. П. Шереметьев изволил проезжать в Москву мимо Коренной Пустыни и заехав в оною помолиться, он усмотрел, на столь важном и Святом месте, деревянную ужо обветшавшую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице повелел на весь свой кошт построить, и построена сия каменная церковь за присмотром Его Сиятельства приставников новая по ныне существующая была покрыта тесом, а ныне (писано в 1807 г.) по обещанию С. Петербургского купца Матвея Сидорова Глухова покрыта железом и покрашена ярко зеленой».

Церковь имела в начале (до постройки нынешних сводов) вид равностороннего креста, ныне к западной ветви примыкают длинные крытые сходы, а с боковых сторон выступы украшенные вверху большими Фронтонами: прежде (как значится по описи 1765 года) в этих фронтонах были поставлены щиты и в них на холсте изображены: с южной и северной явления и чудеса чудотворной иконы, а с западной стороны: «Победы Богоматерные же над скифским воеводой по умолении с Святителем правоверных греков, древле оказанные»; ныне эти изображения заглажены. Крыша шатровая крыта железом; из нее выходит небольшой деревянный, снаружи круглый, а из внутри осьмигранный трибун или Фонарь, освещенный узкими окнами, накрыт тоже шатровой крышей, шейка и грушевидная глава с крестом, верх трибуна и глава обиты белым матовым железом. Алтарь троечастный, освещён тремя окнами, все окна небольшие с сандриками и дуговыми перемычками и с деревянными ставнями.

Внутри убранство просто, но церковь светла и внутри вся покрыта приятною для взора светло-зеленой краской. Длины 44 ¼ аршина, ширины 20 ¼ аршин; возле кладезя огражденного крестообразно железной решеткой, стоит аналой, на который полагается чудотворная икона во время бываемого молебствия; в кладезь вставлен медный котёл, в который богомольцы бросают деньги, вынимаемые лишь по отпуске иконы в Курск 12 сентября; прежде не редкость была видеть на дне котла серебреные рубли, но ныне это составляет действительную и большую редкость, что впрочем зависит от недостатка серебреной и золотом монеты вообще; вместо серебреных рублей, ныне видна бывает в котле медь и между нею мелкое серебро нового чекана.

Из икон cero храма заметим храмовую икону Живоприемного Источника, писана на кипарисной дске, на ней до половины риза серебреная, кованная с сребропозлащенным венцем, оклад кованный серебреный вызлощен Московской работы; икона древняя, поправлена в 1765 году иконописцем Тимофеем Мизиновским.

Южные двери этой церкви выводят на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость горы обсечена отвесно и одета каменной одеждой, к которой приставлен деревянный щит; в нем вверху, сквозь проделанное в каменной одежде отверстие, виден корень или пень того дерева у которого явилась некогда чудотворная икона. Дерево – вяз; из корня этого 600-летнего дерева растут вверх три отростка тонкие и высокие, с зеленеющей вершиной, которые можно видеть взойдя на гору, по боковой тропинке; на деревянном щите ниже корня изображена Чудотворная икона, держимая мужем; перед нею со спуском, фонарь – лампада; над щитом деревянная крыша на столбах, а внизу деревянный помост, над которым находится «самообразовавшийся при явлении источник»; из него вода трубой проведена в кладезь, находящийся посреди церкви.

Говорят, что это место было в небрежении, пока один из знатных посетителей в управление Архимандрита Палладия II обратил на оное свое внимание и просил Настоятеля привесть его в надлежащий вид.

Б) Прочие здания внутри обители

Здания Обители до нынешнего распространения её к Западу (и Югу) занимали в длину всего 53, а поперег 18 саженей. В настоятельство Архимандрита Серафима, при постройке новой колокольни, передний фас или линия монастырских построек отнесена на несколько саженей вперёд, ближе к ярмоночной площади, дабы дать место внутри монастыря, в боковых линиях, ещё двум корпусам.

Этот передний западный фас составляет св. врата с высокою над ними колокольней одинакового стиля с соборным храмом в виде осмигранного 4-х ярусного столба, накрытого шатровым верхом: в нижнем ярусе св. врата, в пролете деревянная платформа и на обе стороны сходные лестницы с деревянными же ступенями; во втором ярусе лестница; этот ярус освещен двойными окнами; в третьем ярусе помещены колокола; здесь вместо окон 4 пролета; в верхнем ярусе боковые часы; палатка, в которой они устроены, освещена 4-мя окнами; шатровый верх обит белым листовым железом и увенчан золочёным крестом. Эта высокая колокольня составляет украшение обители, по обеим сторонам её длинные двухэтажные корпуса братских келий крытые железом. В конце правого корпуса, перпендикулярно к нему въездные в монастырь ворота.

На правой южной стороне: а) Вновь строящийся двухэтажный корпус, в котором предполагается поместить просфорню, хлебню и устроить братские кельи.

б) Деревянный двухэтажный флигель; в нем в верхнем этаже 5 келий; с северной стороны галлерея на столбах. В нижнем этаже две кельи и кухня, для приготовления пищи на гостиницу для гостей. Покрыт тесом. Все здание ветхо и предназначено к сломке.

в) Трёхэтажный каменный корпус по концам с досчатыми галлереями и подъездным крыльцом, крыт железом. В верхнем этаже кельи для приезда преосвященного: прихожая, зал, буфет, столовая, гостиная, спальня, две кельи для прислужников и висячий балкон с южной стороны, с северной два крыльца и лестница; а в двух нижних этажах братские кельи. Всех келий в этом корпусе 24. В длину 48, в ширину 18 аршин. Выстроен в 1828 году, при Архимандрите Израиле.

г) Рядом с этим корпусом, каменный же: с переднего фасада одноэтажный, а с оврага двухэтажный корпус (бывшая братская трапеза); ныне внизу занимаются хлебопечением, а вверху свечница и просфорня, при них 7 братских келий с чуланами, коридоры и мучной закром. Покрыт листовым железом. Выстроен до 1765 года, ибо упоминается в описи этого года, а покрыт железом в 1823 году, при Архимандрите Израиле.

На северной стороне

а) Новый отстроенный вчерне в 1862 году (архимандритом Серафимом) двухэтажный каменный корпус, в коем предназначено поместить рухлядную и братские кельи.

б) Каменный так называемый больничный корпус, выстроенный над погребными сводами и подведенный под одну крышу со зданием теплой церкви; в нем по обеим сторонам коридора находятся к северу 4, а к югу 3 кельи. Между келью и церковью просторные сени или притвор, в коем к северу находится кладовая для помещения ризницы и библиотека. С южной стороны сего притвора приделано большое всходное деревянное крыльцо, а с западной стороны деревянный коридор в виде галлереи с чуланами.

Корпус сей в длину 25, а в ширину 19 аршин, покрыт листовым железом, выстроен старанием архимандрита Паисия, в 1837 году.

в) Под тёплою церковью братская трапеза, при ней кухня и две кельи для ключника и повара с большими сенями, чуланом и двумя ледниками. В нижнем этаже находится 5 погребов для поклажи разных вещей и материалов.

д) Рядом с трехэтажным корпусом, в котором помещается теплая церковь, начинается первый уступ каменных сходов, ведущих к нижней церкви Живоносного Источника; над сим уступом въездовые ворота к конному двору и погреб для складки разных вещей: сходы покрыты листовым железом, окрашены зеленой краской. Стены побелены, (подробное описание их смотри выше).

В) Здания вне монастыря

1) На берегу реки Тускори находится каменная баня, разделенная на три отделения с прибанником, в каждом отделении по 2 чугунных котла и по два деревянных чана для тёплой и холодной воды. Баня покрыта листовым железом.

2) К северу конный двор; внутри оного: а) Двухэтажный каменный флигель, в нем вверху комната для прислуги с сенями и чуланом, а внизу кухня для рабочих с сенями и чуланом же. Вокруг сего флигеля балкон на деревянных столбах, для сушки белья, покрыт тесницами.

б) Другой двухэтажный флигель каменный же, в нем и в верхнем этаже три комнаты для эконома, его помощника и прочих рабочих с приделанными к ним деревянными из шелевок сенями и чуланами; покрыты тесом.

в) Подле сего флигеля к северу сарай для рогатого скота, устроен из досок и крыт тесом.

г) При въезде в левую сторону к югу, сарай с широкими воротами для летних и зимних экипажей и при нем малый намет для подъезда повозок и саней, составленный из досок и покрыт листовым железом.

д) К западу в одной связи две конюшни каменные с деревянными стойлами для лошадей, желобом и помостом, и два деревянных амбара для ссыпки разного хлеба и поклажи упряжи и других вещей, покрыт тесницами.

е) При, этих конюшнях в одну линию сарай на столбах для бондарства, покрыт тесницами и при них деревянный пластовый амбар для складки разных припасов.

3) К югу вне конюшенного двора каменная кузница с принадлежащим кузнечным инструментом.

4) К востоку квасоварня в одной связи с ледниками, в ней очаг кирпичный с двумя чугунными котлами, крыта тесницами.

Г) Сады, пасеки и огороды

1) На северную сторону монастыря близ конюшенного двора сад из плодовых дерев, а между деревьями огород, выкопан пруд, и построен деревянный домик, разделенный на две комнаты с сенями; покрыт тесницами. В этом саду пасека и братское кладбище, на котором стали погребать с 30 годов текущего столетия.

2) Близ этого сада находится небольшая, весьма живописно расположенная пасека в балке закрытая лесом, ограждена плетнём, заведена трудами казначея обители иеромонаха Антония, при Архимандрите Серафиме; в ней маленькая летняя хата, крыта соломой.

3) Монастырская пасека в 60 с небольшим колодок, расположена на южной стороне обители, по оконечности монастырского леса; внутри пасеки посажены плодовые деревья, и изба для пасечников.

Вне пасеки, на восточной стороне, беседка на столбах с куполом, для отдыха.

4) Большой монастырский сад находится на северо-западной оконечности монастырских владений близ ярморочного места; он занимает 4 десятины окружности, окопан широким рвом и огражден высоким плетнем: внутри сада дом, в нем: комнаты, сени и два чулана, покрыт тесницами.

5) На северо-восточной стороне монастыря на полуострове образуемом течением реки Тускори заливной монастырский огород, на коем сажаются разные овощи, преимущественно же капуста; обсажен деревьями.

Д) Гостиницы

1) Идя в монастырь на правой стороне, начиная от границ монастырских владений до Св. врат построено несколько деревянных флигелей; все они во время ярмарки отдаются в наймы. А ближайшие к монастырю дворы с жилыми флигелями навесами, огражденные забором служат постоянно (летом и зимою) монастырской гостиницей, до построения уже заложенной каменной, более соответствующей потребностям довольного числа посетителей Св. обители.

2) На правой стороне также гостиный двор, на коем два корпуса ветхие деревянные летние, с мезонином и балконом; тут же несколько деревянных ставок.

Все эти здания в прежнее время приносили монастырю во время ярмарки до 1000 руб, ассиг. дохода; но уже обветшали и требуют капитальной поправки; в замен сего строится ныне каменная двухэтажная гостиница приспособительно к потребностям времени и настоящему состоянию обители.

Е) Отдаленные принадлежности Монастыря

1) К западу от монастыря за гостиным двором близ Московской дороги каменная часовня, поврежденная от бывшего пожара; при нем особый флигель каменный о шести покоях отдается во время ярмарки в наём для помещения Земской полиции.

2) На южной стороне монастыря расстоянем одной версты находится кирпичный завод, с двумя печами для выжжения кирпича и извести. При нем деревянная изба о двух кельях, с русскою печью. Выстроена вместо старой сгоревшей в 1823 году.

3) На юго-восточной стороне, вниз по течению реки Тускори, против села Долгого, расстоянием от монастыря в 2-х верстах находится монастырская мельница, состоящая из трёх амбаров: двух мукомольных и третьего для толчения замашек; в амбаре 4 постава для мук; и малая сукновальня с крупорушкою; в толчейном амбаре две толчеи.

При оной мельнице находится разное монастырское строение: изба для смотрителя, двор с избой для мельника и два деревянных амбара для ссыпки хлеба.

Первоначально построена игуменом Моисеем (1651–1667) в 1764 году отобрана в казенное ведомство, а в следующем 1797 году возвращена монастырю; до отдачи монастырю ходила по оброку за 95 руб. 50 коп. В 1801 отдана за 300 рублей, 30 четвертей ржи, 20 гречихи; в 1824 г. о. Архимандрит Израиль отдал её на 8 лет войсковым обывателям села Долгого, братьям Черкашиновым с платой ежегодно 2000 р. ассигн. Перестроена в 1837 г. о. Архимандритом Паисием, а новая плотина устроена о. Архимандритом Палладием. В настоящее время мельница продовольствует монастырь хлебом.

Ж) Достопримечательные церковные вещи и ризница

Утварь церковная

Из числа сосудов первыми в описи значатся:

1) Сосуды сребропозлащенные, украшены: чаша накладным чеканом, а поддон литыми фигурами 4-х Евангелистов, обычные изображения в чаше и поддоне в венках из стразов и бирюзы. Пожертвован Архимандритом Паисием. Весу в сосуде с прибором 8 фунтов 40 золотых.

2) Серебряный отливной густо позлащенный с бронзой; на чаше лишь один образ Спасителя финифтяный; снизу обхватывает чашу накладка в виде снопа с перевязью; на поддоне венок из виноградных гроздьев. Надпись внизу «о упокоении рабы Божией Екатерины 1805 года» сосуд сей неизвестно почему слывёт в обители под названием: Царского.

3) Дарохранительница местами посеребренная вызолоченная, с клеймом 1780 года, весом в 10 фунтов.

4) Крест серебряный вызолочен с литым изображением Распятия Христова, венец на Спасителе украшен стразами, весу 1 фунт, 40 золотников.

5) Два креста серебряные небольшие, позлащённые в деревянном киоте за стеклом с святыми мощами разныеугодников Божьих; тут же приложены две бляхи серебряные четвероугольные с надписью имен их. (Сии кресты описаны подробно выше в описи 1765 года).

6) Умывальница, состоящая из сребропозлащенных лахани и рукомойника; лахань овальная 8-ми сторонняя иностранной работы. По окраине чеканный пояс, в коем вычеканены цветы гирляндами и в 4-х клеймах, в одной фамильный герб, а в 3-х человеческие фигуры, мелкой искусной работы.

На дне лахани наведена пунктиром надпись: «В Коренной монастырь подано на память от супруги Д. C. С. и К. лександра Матвеевича Веревкина, скончавшегося в 11 день ноября 1821 года» (был здесь Гражданским губернатором).

Рукомойник осьмигранный же украшен мелкой чеканной искусной работой, в одном месте изображена коронованная глава, в другом (в клейме) герб; вместо ручки человеческая фигура.

7) Ковш для теплоты серебреной большой жалованный, в виде продолговатого с низкими краями сосуда или челна. Внутри рельефное изображение Российского государственного герба, ручка вся с лицевой стороны и несколько внутри ковша, украшена цветочной чеканкой; в средине клейма с царским вензелем E. И. и в конце Имперская корона; но противоположная ручке сторона, загнутая вверх, оканчивается литым Государственным гербом, (двуглавым орлом с короною).

Надпись с наружной стороны ковша в клеймах «Божьей Милостью Мы Екатерина вторая Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и проч. пожаловали сим ковшом нашего Войска Донского Старшину и легкой станицы Атамана Абросима Луковкина за его многие и верные службы. В Москве лета Господня 1763 февраля 5-го». Под загнутым вверх концем изображено резьбой в глубь грудной бюст Императрицы Екатерины II в венке.

8) Посох Архимандритский серебреный: на нем змейка и пять колен позлащены, а яблоки и наконечник не позлащены, между змеек вставлен аметист, осыпанный стразами, на верху крестик с зелёными камушками. Весом в 6 фунтов.

Ризница вообще находится в удовлетворительном состоянии, но замечательна лишь так называемая Царская ризница, пожертвованная блаженные памяти Государем Императором Александром Павловичем в 1814 году.

Риз семь. 1) Настоятельская, голубой парчи, оплечье белое с цветочками, обложена в три ряда позументом широким, подбита голубым гарнитуром. 2 и 3) Две голубого штофа французского с букетами, оплечье белой парчи, с цветочками, обложена позументом широким, подбита дикой тафтою. 4. 5. 6 и 7) Четыре штофа французского полосатые, дикого цвета с кривыми цветными дорожками, оплечье таковые ж обложены широким позументом, подбит дикою тафтой3029.

Напрестольная одежда золотой парчи по голубому бархату, подольник темно-зеленого бархату, шит золотом и шелком.

Воздухи: 1) Белой парчи с красными и голубыми цветами, крест и вокруг обложены широким золотым позументом, по углам золотые кисти. Подбит тафтой. (Эти воздухи принадлежат к Царской ризнице).

2) Малинового бархату с живописным изображением Знамения Божией Матери, двух Серафимов и 4-х Херувимов с вышитыми по углам золотыми цветами; на покровцах: на одном вышиты серебром образ Спасителя и 4 Серафима; на другом образ страждущего Спасителя.

Напрестольные Евангелия:

Первым в главной описи значится: Евангелие в лист большого формата, Московской печати 1830 года. Покрыто все и корешок окладом сребропозлащенным. На передней дске, по гладкому полю наложены круглые финифтяные образы искусной работы; средник Воскресение Христово и наугольники Евангелисты, осыпаны вокруг аметистами в серебреных гнездах. На задней дске вычеканен образ Рождества Пресвятой Богородицы. Пожертвовано Архимандритом Паисием.

2) Из прежних замечательно Евангелие, описанное в описи 1761 года под номером 1 (см. выше) «Построено, как видно из надписи, в сею Пустынь в 1764 году, января 13 дня, казённым коштом».

3) Также значащееся в описи 1765 года под номером 3, Московской печати 1697 года, на котором по листам написано: «Сие Св. Евангелие вкладу Фельдмаршала Б. Н. Шереметьева в построенную от него каменную новую церковь Живоносного Источника Пречистыя Девы Богородицы иже на Св. Кладезе в Коренной Пустыни лета 1714 августа в 10 день, по повелению Строителя Старца Кариона монаха» (т. е. сделана эта надпись).

4) Евангелие в лист Московской печати 1762 года, пожертвовано в 1767 году от казаков города Острожека.

Богослужебные старопечатные книги

1.) Апостолы Московской печати два, один 1864, другой 1719 года.

2.) Октоих, две книги Московской печати 1666 года.

3.) Общая Минея без выходного листа (в описи 1765 года названа новою). В конце её приплетен отрывок из Анфологиона Львовской печати 1626 года, в котором заключается слово на праздник Св. Великомученицы Параскевы и на день Воскресения Христова.

4.) 12 Миней месячных Московской печати 1692 года с надписью по листам: «Лета 207 (1699) февраля в 3-й день на память. Подал сии дванадесять книг в Курскую Пустынь Знаменского монастыря в церковь Рождества Пресвятой Богородицы по обещанию своему, Белгородского собора церковный ключарь Иван Андреев, по прозванию Томар для моления о здравии и спасении его».

5.) Триодь постная Московской печати 1695 года, подпись по листам: «1706 года сентября дня монах Вениамин отдал в дом Пресвятой Богородицы честнаго ея знамения в Пустынь на Корень».

6.) Триодь цветная Московской печати без выходного листа; по листам надпись: «182 (1674) года февраля 17-го дня, дана сия книга в Курский Богородицкий монастырь из приказу Великого Государя тайных дел».

7.) Анфологион в ¼ долю листа, Московской печати, 1660 года.

8.) Служебник большого Формата, Киевской печати 1735 года.

9.) Служебники Московской печати, 1658, 1670, 1705 и 1739 годов.

10.) Требник большой Петра Могилы Киевской печати 1646 года. На заднем листе надпись: «Сию книгу по усердию моему и на память о мне дал вкладу в Κ. К. Пр. Б. Обитель Ставропигиального Соловецкого монастыря Архимандрит Иларион Конаныкин 1806 года 8 февраля С. Петербург.

11.) Устав или типикон Московской печати 1695 года надпись на листах «1706 года монах Вениамин отдал сию книгу глаголемую устав в дом Пречистой Богородицы Ея Знамения в Пустынь на корень, а подписал своею рукою».

12.) Евангелие учительное два экземпляра Московской печати 1781 и 1691 годов.

Примечание: Небольшая монастырская библиотека состоит из разного духовного содержания книг, между которыми особенно замечательных или редких изданий не имеется.

3) Кладбище

Кладбища не только древнего, но и прошедшего столетия, за теснотой места и бывшей в обители в начале текущего столетия капитальной перестройкой, не существует и следовательно сохранилось лишь несколько памятников позднейшего времени. Часть памятников сгруппировалась на небольшом пространстве, обведённом лёгкой решеткой, которое примыкает к крытым сходам и находится с правой стороны оных. Здесь погребены два настоятеля обители: Архимандрит Паисий – строитель сходов и о. Палладий II и бывший духовник иеромонах Паисий (+ 1859) старец благочестивой жизни. Над могилой Архимандрита Паисия стоит небольшой каменный столбик, а над могилой о. Палладия положена большая каменная плита. Тут же стоят памятники с надписями:

1.) Статского советника Василия Сидоровича Денисьева и супруги его (+ 1811 года).

2.) Статского советника Дениса Григорьевича Репяхова (+ 1829 года).

3.) Статской советницы княгини Анны Ивановны Прозоровской, урожденной княжны Волхонской (+ 1809 г.).

4.) Действительного Статского советника князя Дмитрия Александровича Прозоровского.

5.) Александры Фёдоровны Белевцевой (+ 1847 г.); на чугунном пьедестале крест; могила окружена решеткой.

Другая часть кладбища находится за алтарем Соборной церкви, здесь тоже стоит несколько памятников, колонн и гробниц пощаженных временем.

1) Дочь премьер майора Захарьевича(+ 1818 г. ).

2) Девицы Елисаветы Лаврентьевны Цуриковой(+ 1813 г. ) на гранитном пьедестале, урна с надписью.

3) Анна Анфеевна Свенске, урожденная Макова.

4) Штабс-капитан Василий Андреевич Маков (+ 1810).

5) Харьковский купец Иван Иванов Скрыжев (+ 1845).

6 ) Поручик …….. Васильевич Мозалевский.

7) Гранитный памятник (большой). Петр Михайлович Ртищев (+ 1820).

8) Гаврила Гаврилович Веревкин (+ 1812).

9) Майор Владимир Александрович Головин, (+ 1813). Тут же несколько могильных холмов без памятников. Далее к востоку на самой оконечности монастырской площади стоят уединенно рядом два памятника: гранитные колонны, одна с урной на верху. Надпись показывает, что здесь погребены: генерал-майор Петр Васильевич Денисьев (+ 1842) и супруга его Марья Михаиловна Денисьева (1837).

Примечание: Со времени о. Архимандрита Палладия братия обители погребаются в саду, который находится близ монастыря на северной стороне.

Из бывших Настоятелей обители погребены: Игумен Макарий под папертью Соборного храма; иеромонах Софроний под Предтеченским приделом.

* * *

26

25 Оба киота устроены в недавнее время усердием Щигровского помещика Никиты Алексеевича Глазова.

27

26 Один из его предков Астафий Мужланов был в Курске дьяком с 1700 по 1702 год и временно управлял за смертью воеводы Князя Гагарина с 1609 по 1712 год

28

27 Место торжественной встречи этой иконы за городом в последствии времени отдано на память сего события в дар Курскому Богородицкому монастырю и известно доселе под именем Знаменского, служит для летнего пребывания Курских архипастырей.

29

28 В последствии переименован во имя Рождества Пречистыя Богородицы

30

29 К этим ризам принадлежат 7 епитрахилей(настоят: парчовая, два франц. Атласа, 4 франц. голуб. штофа), палица и набедренник франц. атласа с серебряным цветом, 7 надризников, 7 поясов, 12 поручей, 5 стихарей дьяконских, 5 орарей, одежда на престол(франц. полосатого штофа с мелкими разными цветами) и жертвенник, два покрывала на престол, две одежды на аналогии и воздухи(см. ниже).


Источник: Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни / Сост. А.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - Санкт-Петербург : В тип. М. Эттингра, 1865. – 244 с.

Комментарии для сайта Cackle