Введение
Понятие об обязанностях Христианина
Обязанности христианина суть действия, которые предписываются ему Словом Божиим, и в которых должна выражаться внутренняя, сокровенная жизнь его веры приспособительно ко всем его отношениям.
Прим. Под именем действий здесь должно разуметь не одни только внешние поступки, но и внутренние действия души, как то: мысли, расположения и чувствования.
Разделение Христианских обязанностей
По троякому отношению Христианина – к Богу, ближнему и самому себе – обязанности его главным образом разделяются на три рода: на обязанности к Богу, к ближнему и к самому себе. Но как в отношении к ближним Христианин должен действовать или как член семейства, или как член гражданского Общества, или как член Церкви; то обязанности его к ближним разделяются также на три рода: на обязанности в состоянии семейном, гражданском и Церковном.
Отличительное свойство Христианских действий
Отличительное свойство Христианских действий есть любовь – благоговейная любовь к Богу и неразлучная с нею любовь к ближним. Это явствует как вообще из духа Христианства, так и из ясных слов Иисуса Христа и Его Апостолов. Так Иисус Христос ясно называет любовь к Богу и к ближним главным законом, с которым должны быть сообразуемы наши действия: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбищи искренняго твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф.22:3540). И как истинная любовь к ближним основывается на истинной любви к Богу и необходимо предполагает ее, то и одну любовь к ближним Иисус Христос почитает сущностью всей деятельности, предписываемой Религией: Вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы, – (Мф.7:12) и поставляет ее отличительным признаком истинных своих последователей: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35).
То же самое открывается и из учения Апостолов. Любовь к Богу и к людям есть главный предмет, на который указывает возлюбленный Ученик Иисуса Христа, и его послания дышат самой нежной любовью: Чадца моя, возлюбленнии, возлюбим Бога, яко той первие возлюбил есть нас. Возлюбим друг друга: яко любы от Бога есть, и всяк любяй знает Бога. А не любяй, не позна Бога, яко Бог любы есть (1Ин. 3:18; 4:7,8). Апостол Иаков заповедь о любви называет важнейшей – царской: Братие моя возлюбленная! Аще закон совершаете царский по Писанию: Возлюбиши искренняго своего, якоже себе самаго, добри творите (Иак.2:5,8). То же внушает и Апостол Петр: Возлюбленнии, вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни; не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение: супротивное же благословяще, видяще, яко на се звани бысте, да благословение наследите (1Пет.3:8,9). Но в особенности ясное учение о любви, как о самом главном и существенном в Христианской нравственности, находим у Апостола Павла, который называет ее сущностию всех заповедей, исполнением всего закона (Рим.13:8,9,10; Гал.5:14) и почитает такой необходимой принадлежностью всех качеств и поступков Христианина, без которой они не могут иметь никакого достоинства: Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1Кор.13:1–3).