7. Об Елеосвящении.
Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая слабости душевные и болезнь телесную.
Это таинство в общежитии называется соборованием, потому, что, по уставу, оно должно совершаться собором священников – если можно, семерых, а то и трёх; – а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые.
Это таинство в настоящее время не в почёте у людей светски образованных, – Бог знает, почему. Быть может часовое и даже более продолжительное совершение его удерживает вышеупомянутых людей от принятия его. А, может быть, мысль о смерти, невольно оживляющаяся при елеосвящении, тяготит грешную душу. Между тем во всех молитвах и песнопениях таинства по преимуществу ходатайствуется об исцелении болящего и о прощении ему грехов.
Какие постановления об елеосвящении?
Таинство елеосвящения должно быть совершаемо священниками в числе не менее семи лиц. Только в крайней нужде оно может быть совершено даже и одним священником (Треб. Петра Могилы. О тайне елеосв.).
Это таинство совершается только надо болящим55 и при том опасно; но отнюдь не надо здоровыми, хотя бы этим здоровым людям предстояла смертная опасность напр. На море, или на войне, или по смертному приговору суда.
Больной должен быть Православным, и прежде елеосвящения должен исповедаться.
Не раскаянные грешники лишают сами себя таинства елеосвящения.
Не совершается оно и над находящимися в беспамятстве, или над неистовствующими в умопомешательстве.
Не совершается оно над младенцами, не достигшимя раскрытия и употребления разума.
Как совершается елеосвящение?
И что значат обряды при совершении его?
Совершение таинства елеосвящения таково: на столе ставится блюдо с сухою пшеницею, во образе того, что как зерно, хотя и сухо, однакож имеет в себе начало жизни и плода, так и больной, хотя иссох, исчах от болезни, но, по милости Божией, и молитвам собравшихся пастырей Церкви, может выздороветь, и приносит в себе плоды доброй жизни. Посреди пшеницы в особом сосуде находится елей смешанный с вином; а в самую пшеницу для семи священников ставится семь стручков для помазания, обёрнутых на конце хлопчатою бумагою и семь свеч в честь семи даров Духа Святого.
После обыкновенного при богослужении начала и по прочтении 142 псалма поют тропари и канон об исцелении больного. После канона освящается молитвою и крестным знамением елей. После освящения елея, начинается чтение семи апостолов и семи евангелий. По прочтении каждого апостола и евангелия, и после ектении и молитвы совершается помазание елеем, растворённым с вином в память о благодетельном Самарянине евангельском, который возлил на больного вино и масло, и тем помог несчастному (Лук.10:34). Помазываются елеем такие члены тела, чрез которые удобнее всего грех образуется в душе человека: именно чело (сосуд мыслей), ланиты (хранилище красоты), ноздри (орган обоняния), уста (путь для слова и орган вкуса), перси (вместилище чувствований и влечений), руки (участницы во многих греховных делах: напр. Взяточничестве, краже, убийстве, грабеже, письменной клевете, несправедливости в судебных показаниях и т. п.). При помазании произносится молитва к Богу Отцу об исцелении раба или рабы от обдержащие телесные и душевные немощи молитвами Богородицы и всех святых – особенно врачевавших безмездно – т. е. Бессребреников.
По прочтении семи евангелий и по совершении семи помазаний все (кроме старшего) священники излагают на больного раскрытое евангелие, в знак прикосновения к больному самого Господа Иисуса Христа, во время Своей земной жизни исцелявшего больных одним Своим прикосновением; а старший священник в это время произносит молитву о разрешении грехов кающемуся больному.
В заключение елеосвящения сподобившийся56 этого таинства просит у священнодействовавших прощения и благословения.
* * *
К больным, над которыми можно совершать таинство елеосвящения, должно причислять и дряхлых стариков и старух каждо-минутно ожидающих себе смерти, хотя бы они и не страдали какою либо особенною болезнью. Старость сама собою есть болезнь.
Есть в народе достойное осуждения мнение, будто девицу, сподобившуюся елеосвящения, т.е. Соборованную, не следует брать в супружество.