Брак
Прежде у несториан было до 65 примеров родства, в которых нельзя было вступить в брак; но ныне это постановление ослабело, и патриарх может разрешать браки между близкими родственниками.
Женщина несторианка не может выйти замуж как только за христианина; мужчине же закон дозволяет сочетаться браком и с язычницей, если ему угодно, с целью обратить ее ко Христу121.
Развод и расторжение дозволяется обручившемуся или бракосочетавшемуся, по правилам Сингадд, на следующих основаниях и условиях.
1. Если муж и жена дадут обет целомудрия, в таком случае муж не может сочетаться браком, (равно) и жена не может отдать руки другому.
2. По причине прелюбодеяния.
3. За волшебство и за отступничество от Христа.
4. За убийство.
5. Если между обручившимися, и даже повенчавшимися, откроется какая-нибудь болезнь, или телесный недостаток, сумасшествие, проказа и т.п. – Если обо всем этом было известно до брака, то развод не дозволяется; если же, напротив, не было известно до него, и если врачи признают болезнь одного из супругов неизлечимою, то развестись позволяется, и каждая особа должна взять свою часть из имения супружеского. Все это возможно только в том случае, если известное лице с болезнью вступало в брак; но если болезнь постигла его после брака, в таком случае развод никак не дозволяется.
6. Когда муж и жена, будучи бездетны, не захотят жить вместе, в мире и любви, и, несмотря на делаемые им увещания, беспрестанно будут ссориться; в таком случае они могут развестись, впрочем, если в супружестве они жили около десяти лет. Но если у них есть дети, то развод не дозволяется ни под каким видом.
Если муж или жена попадутся в плен, то они не должны отчаиваться когда-нибудь снова увидеться и жить вместе, а поэтому один из супругов должен ожидать возвращения и освобождения из плена другого супруга. Но когда долговременная разлука и продолжительное томительное ожидание не по силам, в таком случае, по прошествии трех лет, не попавший в плен может вступить в другой брак.
Если муж оставит свою жену и отправится за границу – в дальнюю сторону; то должен высылать своей жене средства для содержания. Если же он не высылает ей средства к содержанию, в таком случае, спустя 7 лет по разлуке с мужем, жена может вступить в другой брак. Когда известно, где находится муж, тогда под угрозою отлучения приглашают его возвратиться. И если у него есть дети, и он не захочет возвратиться на родину, тогда ходатай за жену обращается к правителю той страны, где находится муж, и просить его выслать мужа, или заставить его выслать жене и детям средства к содержанию. Если же у него нет детей, и он не захочет воротиться к жене, в таком случае его отлучают от церкви, а жена после этого может вступить в другой брак.
Когда господин хочет жениться на своей рабе, то он должен сперва дать ей вольную, а потом сочетаться с нею браком.
Рабы не могут сочетаться браком без позволения своих господ.
При совершения брака публично спрашивают у жениха и невесты согласия на бракосочетание.
При бракосочетании у несториан употребляются венцы, кольца и вино с водою. Так близки постановления несториан о браке к постановлениям нашей церкви.
Но, с другой стороны, не можем не заметить, что на таинство брака нынешние несториане стали смотреть не слишком высоко. Это видно, во-первых, из того, что, вопреки соборным определениям и учению их прежних патриархов о браке, как таинстве, в нынешних богослужебных книгах только в одном месте делается намек на брак, как таинство, а в других местах «чинопоследования брака» брак неоднократно прямо называется простым обрядом; во-вторых, из того, что брак у несториан ныне дозволено совершать и мирянам. Так, в Сингадо содержатся правила, как совершать брак в том случае, если нет священника:
«В том случае, когда нет священника, четыре или пять человек мирян, в качестве свидетелей, сходятся в известном месте, берут крест и кольцо, произносят «молитву Господню» и «Трисвятое», и таким образом обручение считается учиненным. После этого должно дожидаться бракосочетания, пока священник ни придет совершить обряд. Но если срок, положенный между обручением и браком (от 10 до 12 месяцев, по свидетельству Грэнта), уже прошел, а священник еще не прибыл; тогда при свидетелях приступают к той же самой службе, – и бракосочетание считается законным»122. Таковы установления о браке, и таково его совершение!
* * *
Par. XIV. Part. 11 . collated by Mar Jeshua.
Par. III.